СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша».»

Н.С. Лесков.  Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». К уроку литературы в 6 классе.

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша».

К уроку литературы в 6 классе.

Выразительное чтение 1-й главы.

Выразительное чтение 1-й главы.

Анализ 1-й главы сказа. Кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа? Кто главные действующие лица в 1-й главе? Чем хотели удивить англичане русских? Зачем? Что хотел доказать Платов англичанам? Почему? Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов? Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли? Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Скорее всего- простой человек, ремесленник, мастеровой. В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном. Упоминаются такие исторические события, как Венский конгресс 1814-15 гг, поездка Александра Первого с Платовым в Лондон, восстание декабристов 1825 г, названное «смятением».

Анализ 1-й главы сказа.

  • Кем мог быть рассказчик, повествователь?
  • Когда и где происходит действие сказа?
  • Кто главные действующие лица в 1-й главе?
  • Чем хотели удивить англичане русских? Зачем?
  • Что хотел доказать Платов англичанам? Почему?
  • Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов?
  • Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли?
  • Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
  • Скорее всего- простой человек, ремесленник, мастеровой.
  • В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном. Упоминаются такие исторические события, как Венский конгресс 1814-15 гг, поездка Александра Первого с Платовым в Лондон, восстание декабристов 1825 г, названное «смятением».

  Исторической основе сказа, реальные лица

Тула  – древний город, город мастеров-оружейников, родина русского самовара… первое упоминание о котором в летописи относится к 1146 г. Уже с конца XVI в. тульские воеводы регулярно раздают им заказы как на починку доспехов и оружия, так и на выделку новых. Скоро тульская оружейная работа стала славиться по всей стране. Петр I организовал крупное оружейное производство и повелел оружейникам «...жить на Туле за рекой Упой в казенной кузнецкой слободе». Царь буквально заставил Тулу увеличить производство оружия во много раз. Имена тульских оружейников  С. И. Мосина, В. А. Дегтярева, Н. Ф. Макарова, И. Я. Стечкина  сегодня известны не только в России, но и во всем мире. В Отечественной войне 1812 г. Тула и туляки сыграли заметную роль. Тульские оружейники изготовили 600 тысяч ружей для русской армии. В губернии было сформировано Тульское народное ополчение, принявшее участие в боевых действиях по защите Отечества, а затем и в заграничном походе. Во время Крымской войны 1853-1855 гг. туляки также снабжали русскую армию оружием.

  • Действие сказа происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814 - 1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт.
Реальные личности :   Матвей Иванович Платов, граф (1751 -1818) – атаман донских казаков, генерал от кавалерии, участник войны 1812 года. После заключения мира сопровождал Александра I в Лондон.   Александр Павлович – русский царь, ценивший европейцев вместо русских. Николай Павлович – русский царь, доверявший русским, по мнению рассказчика. Знал, что русские его не обманут. Замысел

Реальные личности :

  • Матвей Иванович Платов, граф (1751 -1818)
  • – атаман донских казаков, генерал от кавалерии, участник войны 1812 года. После заключения мира сопровождал Александра I в Лондон.
  • Александр Павлович
  • – русский царь, ценивший европейцев вместо русских.
  • Николай Павлович
  • – русский царь, доверявший русским, по мнению рассказчика. Знал, что русские его не обманут.
  • Замысел "Левши" возник из поговорки  "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал",  или эта пословица в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали".
Каковы тема, идея и проблема произведения Тема о тульском умельце, талант народных умельцев. Идея вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев Проблема гибель талантов в России.)

Каковы тема, идея и проблема произведения

Тема

  • о тульском умельце, талант народных умельцев.
  • Идея
  • вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев
  • Проблема
  • гибель талантов в России.)
Появилось это произведение не случайно. В 1878 г. Лесков был в городе Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения одной прибаутки, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал этот рассказ).
  • Появилось это произведение не случайно. В 1878 г. Лесков был в городе Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения одной прибаутки, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал этот рассказ).
Почему «Левша» - это не сказка, а сказ?   Для этого нужно вспомнить определения, с которыми вы уже знакомы. ( В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. В ней присутствуют необыкновенные говорящие животные, волшебные предметы и фантастические персонажи есть в сказке.  Сказ  — жанр литературы, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, присутствуют реальные герои, которые жили когда-то, ведущееся от лица рассказчика.                    В конце сказа всегда есть поучение. Все эти признаки сказа мы видим в «Левше»).

Почему «Левша» - это не сказка, а сказ?

  •   Для этого нужно вспомнить определения, с которыми вы уже знакомы.
  • ( В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. В ней присутствуют необыкновенные говорящие животные, волшебные предметы и фантастические персонажи есть в сказке. 
  • Сказ  — жанр литературы, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, присутствуют реальные герои, которые жили когда-то, ведущееся от лица рассказчика.                    В конце сказа всегда есть поучение. Все эти признаки сказа мы видим в «Левше»).
В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя). - Кем мог быть  рассказчик, повествователь ? ( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений,  исторические персонажи  – Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.

В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя).

- Кем мог быть  рассказчик, повествователь ?

( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений,  исторические персонажи  – Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.

-  Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по отношению к Платову.  Как ?  ( Платов - главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за тугаментом и не вступился потом, когда Левшу не приняли без тугамента в больнице). Керамиды - пирамиды Мелкоскоп – микроскоп   Преламут – перламутр Пубель – пудель   Тугамент – документ
  • Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по отношению к Платову.  Как ? ( Платов - главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за тугаментом и не вступился потом, когда Левшу не приняли без тугамента в больнице).
  • Керамиды - пирамиды
  • Мелкоскоп – микроскоп
  • Преламут – перламутр
  • Пубель – пудель
  • Тугамент – документ
Вспомним литературные термины: Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Гипербола  – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.   Портрет – изображение внешности героя в произведении.     Эпиграф   – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
  • Вспомним литературные термины:
  • Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
  • Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
  • Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
  • Портрет – изображение внешности героя в произведении.
  •   Эпиграф   – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Словарная работа, вопросы к главе первой Кунсткамера  – собрание редкостей, музей. Складень  – складная икона. 1. Кто сопровождает императора Александра Павловича в путешествии по Европе? 2. От чего государя постоянно предостерегал в этих поездках донской казак Платов?

Словарная работа, вопросы к главе первой

  • Кунсткамера  – собрание редкостей, музей.
  • Складень  – складная икона.
  • 1. Кто сопровождает императора Александра Павловича в путешествии по Европе?
  • 2. От чего государя постоянно предостерегал в этих поездках донской казак Платов?
Словарная работа, вопросы и задания к главе второй Двухсестная  (вм. двухместная) – соединение слов «двухместная» и «сесть». Бюстры  (вм. люстры ) – соединение слов «бюсты» и «люстры». Валдахин  (вм. балдахин). Аболон Полведерский  (вм. Аполлон Бельведерский) – известная статуя, которая хранится в Риме, в Ватикане. Буреметр  (вм. Барометр) – соединение слов «барометр» и «буря». 1.Куда приглашен был царь англичанами? 2.Смогли ли англичане удивить русского императора? 3.Найдите просторечия в главе второй, постарайтесь объяснить их значение.

Словарная работа, вопросы и задания к главе второй

  • Двухсестная  (вм. двухместная) – соединение слов «двухместная» и «сесть».
  • Бюстры  (вм. люстры ) – соединение слов «бюсты» и «люстры».
  • Валдахин  (вм. балдахин).
  • Аболон Полведерский  (вм. Аполлон Бельведерский) – известная статуя, которая хранится в Риме, в Ватикане.
  • Буреметр  (вм. Барометр) – соединение слов «барометр» и «буря».
  • 1.Куда приглашен был царь англичанами?
  • 2.Смогли ли англичане удивить русского императора?
  • 3.Найдите просторечия в главе второй, постарайтесь объяснить их значение.
Словарная работа, вопросы и задания к главе третьей о четвертой главам 1.Почему новый император вначале никакого внимания на блоху не обратил? 2.Кто помог императору Николаю I разобраться, что за «пустяковина» была в табакерке? 3.Какое поручение было дано царем Платову?

Словарная работа, вопросы и задания к главе третьей о четвертой главам

  • 1.Почему новый император вначале никакого внимания на блоху не обратил?
  • 2.Кто помог императору Николаю I разобраться, что за «пустяковина» была в табакерке?
  • 3.Какое поручение было дано царем Платову?
Словарная работа. Кто такой сказитель ? Кто из русских писателей использовал форму произведения « сказ »? Какие сказы вы знаете? 1. 2. Павел Бажов. 3. Литературные сказы- Н. Лесков, П. Бажов («Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце»), А. Весёлый, М. Зощенко, М. Кочнев «Шёлковые крылья»

Словарная работа.

  • Кто такой сказитель ?
  • Кто из русских писателей использовал форму произведения « сказ »?
  • Какие сказы вы знаете?

1.

2. Павел Бажов.

3. Литературные сказы- Н. Лесков, П. Бажов («Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце»), А. Весёлый, М. Зощенко, М. Кочнев «Шёлковые крылья»

Вопросы и задания к главе 5-7 главам 1.Найдите в тексте, как ответили тульские оружейники, когда Платов «слово государево им передал» . 2.Как описан Левша? Найдите это описание в шестой и тринадцатой главах. 3.Прочитайте, как рассказчик говорит о работе мастеров. 4.Почему автор утверждает, что три тульских мастера «взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию»?

Вопросы и задания к главе 5-7 главам

  • 1.Найдите в тексте, как ответили тульские оружейники, когда Платов «слово государево им передал» .
  • 2.Как описан Левша? Найдите это описание в шестой и тринадцатой главах.
  • 3.Прочитайте, как рассказчик говорит о работе мастеров.
  • 4.Почему автор утверждает, что три тульских мастера «взялись поддерживать Платова и с ним всю Россию»?
Н.С. Лесков о себе: «… По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии… Наш род собственно происходит из духовенства . Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед- все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачаевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия- Лесковы …»

Н.С. Лесков о себе:

  • «… По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии… Наш род собственно происходит из духовенства . Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед- все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачаевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия- Лесковы …»
 Вопросы и задания к главам 8-10   Вопросы и задания к главе восьмой 1.Почему Платов так спешил? Найдите в тексте слова, где автор объясняет поспешность мастеров и Платова. 2.Почему мастера не раскрыли секрет своей работы Платову? 3.Как поступил Платов с туляками?

Вопросы и задания к главам 8-10

  • Вопросы и задания к главе восьмой
  • 1.Почему Платов так спешил? Найдите в тексте слова, где автор объясняет поспешность мастеров и Платова.
  • 2.Почему мастера не раскрыли секрет своей работы Платову?
  • 3.Как поступил Платов с туляками?
Вопросы и задания к главам 11-14 главам   1.Поверил ли царь, что его мастера обманули? 2.Что увидел царь в бриллиантовом орехе? 3.Почему имени Левши не было на подкове? Как он сам это объяснил? 4.Каков был приказ государя?

Вопросы и задания к главам 11-14 главам

  • 1.Поверил ли царь, что его мастера обманули?
  • 2.Что увидел царь в бриллиантовом орехе?
  • 3.Почему имени Левши не было на подкове? Как он сам это объяснил?
  • 4.Каков был приказ государя?
 Вопросы и задания к главам пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой   1.Как принимали Левшу в Лондоне? 2.Почему Левша не согласился остаться в Англии? Как он это объяснил? Найдите в тексте. 3.Что нравилось герою у англичан? 4.Каким путем отправили Левшу в Россию? Что случилось с ним в дороге? Вопросы и задания к главам восемнадцатой и девятнадцатой 1.Как родная земля встретила Левшу? 2.Что беспокоило больше всего тульского мастера перед смертью, что просил передать он государю?

Вопросы и задания к главам пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой

  • 1.Как принимали Левшу в Лондоне?
  • 2.Почему Левша не согласился остаться в Англии? Как он это объяснил? Найдите в тексте.
  • 3.Что нравилось герою у англичан?
  • 4.Каким путем отправили Левшу в Россию? Что случилось с ним в дороге?
  • Вопросы и задания к главам восемнадцатой и девятнадцатой
  • 1.Как родная земля встретила Левшу?
  • 2.Что беспокоило больше всего тульского мастера перед смертью, что просил передать он государю?
 Вопросы и задания к главе двадцатой   1.Чем отличается эта глава от предыдущих? 2.Как объясняет автор свое обращение к старине? 3.Почему работники «о прежней старине… вспоминают с гордостью и любовью»?

Вопросы и задания к главе двадцатой

  • 1.Чем отличается эта глава от предыдущих?
  • 2.Как объясняет автор свое обращение к старине?
  • 3.Почему работники «о прежней старине… вспоминают с гордостью и любовью»?
Выводы: - Чем же для каждого из вас  стал  Левша,   этот  герой, имени которого  мы  не знаем,  да и кличка его пишется с маленькой буквы?    (Левша -  главный герой, талантливый мастер, герой с
  • Выводы:
  • - Чем же для каждого из вас  стал  Левша,   этот  герой, имени которого  мы  не знаем,  да и кличка его пишется с маленькой буквы?   
  • (Левша -  главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия.   Левша - это символ русского народа. (Обратить внимание обучающихся на эпиграф к уроку)
  • Так какие же черты русского национального характера воплощены в Левше?
  • (Поразительные способности русского народа, истинный патриотизм, доброта, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера и в то же время невежество, ограничившее его возможности).
Кто такой праведник ?   Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре ПРАВЕДНИК а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов  (Словарь С.И. Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии  (Православный энциклопедический словарь) Какие Заповеди Божии знаете вы? Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим. Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит.  Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни. ПРАВЕДНИК –   нравственная основа христианского государства .
  • Кто такой праведник  Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре
  • ПРАВЕДНИК
  • а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов  (Словарь С.И. Ожегова);
  • б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии  (Православный энциклопедический словарь)
  • Какие Заповеди Божии знаете вы?
  • Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.
  • Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит.  Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.
  • ПРАВЕДНИК –
  •   нравственная основа христианского государства .
  • Что такое нравственность ?
  • Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. 
  • Англичане отправили Левшу в Россию. Каким путём и почему? Что с ним случилось в дороге? (Отправили на корабле, так как Левша не знает языков. В дороге герой затосковал, мог «род помешательства достать»)
  • Почему Левша не остался в Англии? Что тянет его домой?  (находим в тексте: «Мы Отечеству верно преданные», «у меня дома родители есть», «Мы к своей Родине приверженные»)
  • А что для него Родина? (Прежде всего дом, семья. Родина – это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине – отказаться от веры – это величайший грех для русского человека. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о родителях, о Туле, о семье. Все это в душе Левши)
  • Левша – плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот.  А кто такой патриот?
  • ( «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» (Н.С. Лесков))
  • Как же Родина встретила Левшу? (главы 16-20)  (Выбор ключевых слов: «свалили в квартале на пол», «обыскали», «платье сняли и часы», «деньги обрали», «на холодном парате в больнице лежал», «вези не покрытого», «роняют, уши рвут», «он весь избился», «на полу в коридоре посадили» и т.д.)
  • 6.   Что можно сказать о судьбе Левши? (Горькая, жестокая, плохая, неблагодарная….)
В чём трагизм судьбы героя? (Талант его России не нужен. Даже перед смертью Левша думает не о себе, а ос воем Отечестве. Пытается передать государю, чтобы ружья кирпичом не чистили. Горестная судьба героя и имя его обречены на забвение)   Как же автор относится к своему герою? (Лесков восхищается талантом мастера, выступает за народ, за таких простых мужиков, каким был Левша.) В чем смысл слов английского шкипера: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»?(Человек, не красивый внешне, красив душою. У него душа человеческая.)
  • В чём трагизм судьбы героя? (Талант его России не нужен. Даже перед смертью Левша думает не о себе, а ос воем Отечестве. Пытается передать государю, чтобы ружья кирпичом не чистили. Горестная судьба героя и имя его обречены на забвение)
  •   Как же автор относится к своему герою? (Лесков восхищается талантом мастера, выступает за народ, за таких простых мужиков, каким был Левша.)
  • В чем смысл слов английского шкипера: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»?(Человек, не красивый внешне, красив душою. У него душа человеческая.)
Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась?

Блоха

  • Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась?