СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В.Гоголь. "Петербургские повести".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Петербургские повести: соостав, даты создания поветей, первая публикация (таблица) Характеристика повестей. Общее место. Темы поветей. "Натуральная школа". Ирония. Сраказм. Фантастика. Фанстамагория.

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь. "Петербургские повести".»

«Петербургские повести» ПОЗЖЕ Это  общее название ряда повест е й , написанных Гоголем , написанных с 1982 по 1842 г.г. Повести сборника объединены общим местом действия  —  Санкт-Петербургом . Произведения были написаны в разное время : Название повести Год создания Место публикации « Невский проспект » 1833-1834 г Сборник «Арабески» 1) 1833-1834 г «Портрет » 2) 1841-1842 г «Записки сумасшедшего» » 1834 г 1832 – 1833 г.г. в журнале «Современник» в 1836 году. «Нос » 1836 – 1842 г.г. третий том своего Собрания сочинений («Повести») «Шинель »

«Петербургские повести»

ПОЗЖЕ

  • Это общее название ряда повест е й , написанных Гоголем , написанных с 1982 по 1842 г.г.
  • Повести сборника объединены общим местом действия  —  Санкт-Петербургом .
  • Произведения были написаны в разное время :

Название повести

Год создания

Место публикации

« Невский проспект »

1833-1834 г

Сборник

«Арабески»

1) 1833-1834 г

«Портрет »

2) 1841-1842 г

«Записки сумасшедшего» »

1834 г

1832 – 1833 г.г.

в журнале «Современник» в 1836 году.

«Нос »

1836 – 1842 г.г.

третий том своего Собрания сочинений («Повести»)

«Шинель »

«Петербургские повести» Петербург (столица) Роскошь, красота, богатство Нищета, убожество, «мрак» люди Разобщены , отдалены друг от друга Бездушные марионетки, лишенные индивидуа-льности Лишены человеческих качество

«Петербургские повести»

Петербург

(столица)

Роскошь, красота, богатство

Нищета, убожество,

«мрак»

люди

Разобщены , отдалены друг от друга

Бездушные марионетки, лишенные индивидуа-льности

Лишены человеческих качество

«Петербургские повести» Какие средства (языковые, изобразительные), по вашему, эффективно использовать в борьбе с этой проблемой – «обезличивание человека»? Основные приемы (изобразительные средствама) в «Петербургских повестях»: Ирония, сарказм Фантастика, ф а нт а см а гория Все ли термины вам известны?

«Петербургские повести»

  • Какие средства (языковые, изобразительные), по вашему, эффективно использовать в борьбе с этой проблемой – «обезличивание человека»?
  • Основные приемы (изобразительные средствама) в «Петербургских повестях»:

Ирония, сарказм

Фантастика, ф а нт а см а гория

Все ли термины вам известны?

Словарь терминов Ирония   – вид комического, горькая (или добрая) насмешка , осмеяние явления м целью разоблачить и исправить отрицательные его черты. Сарказм  – едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Фантастика ( не путать с жанром!) – изображение несуществующих явлений жизни и природы с целью показать абсурдность действительности . Фантасмагория  – (греч. «призрак» и «публично выступать») нагромождение причудливых образов , видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.

Словарь терминов

  • Ирония   – вид комического, горькая (или добрая) насмешка , осмеяние явления м целью разоблачить и исправить отрицательные его черты.
  • Сарказм  – едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо.
  • Фантастика ( не путать с жанром!) – изображение несуществующих явлений жизни и природы с целью показать абсурдность действительности .
  • Фантасмагория – (греч. «призрак» и «публично выступать») нагромождение причудливых образов , видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
Основные темы повестей  Тема Петербурга Петербург – не только место действия , но и самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей. Он обманчив, лжив, враждебен человеку.  Тема «маленького человека» Гоголь возвеличивает «маленького человека» , ставит проблему его трагического положения в обществе, призывает читателя посочувствовать и пожалеть его ( герои часто поставлены в ситуацию несправедливости, бедности и т.д .) У «маленьких людей» есть мечта , но они не могут ее воплотить , т.к. мир несправедлив , жесток. Идеальный и добрый мир они могут получить только в мире мечтаний , грез, в иллюзиях, во сне и т.д. Человек старается быть не тем, кто он есть на самом деле, т.к. не хочет и не может быть чем-то. Он «снимает свое истинное лицо», обезличивается . Лишь в иллюзиях он личность .

Основные темы повестей

  • Тема Петербурга
  • Петербург – не только место действия , но и самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей.
  • Он обманчив, лжив, враждебен человеку.
  • Тема «маленького человека»
  • Гоголь возвеличивает «маленького человека» , ставит проблему его трагического положения в обществе, призывает читателя посочувствовать и пожалеть его ( герои часто поставлены в ситуацию несправедливости, бедности и т.д .)
  • У «маленьких людей» есть мечта , но они не могут ее воплотить , т.к. мир несправедлив , жесток.
  • Идеальный и добрый мир они могут получить только в мире мечтаний , грез, в иллюзиях, во сне и т.д.
  • Человек старается быть не тем, кто он есть на самом деле, т.к. не хочет и не может быть чем-то. Он «снимает свое истинное лицо», обезличивается . Лишь в иллюзиях он личность .
Основные темы повестей  Тема Искусства Часто герои этих повестей художники, творцы . Они мечтатели, идеалисты . Они знают истинные ценности, но не могут их воплотить ввиду жестокости мира. Миру они не нужны . Искусство  теряет свою нравственную сторону , оно лишь способ наживы и «приукрашивания обыденности» .  Тема соотношения Идеала и Действительности Герои несущие в мир высшие идеалы гибнут либо физически либо морально, т.к. не знаю реальной жизни. Люди без иллюзий, без идеалов, без буши выживают , т.к. разменивают жизнь лишь материально.  Вывод:   осуществить мечту в реальном мире невозможно. Но человек не хочет мириться с ее пошлостью. Мечта достигается героями, но только не в реальном мире (мечта, сон, иллюзия, смерть).

Основные темы повестей

  • Тема Искусства
  • Часто герои этих повестей художники, творцы . Они мечтатели, идеалисты . Они знают истинные ценности, но не могут их воплотить ввиду жестокости мира. Миру они не нужны .
  • Искусство теряет свою нравственную сторону , оно лишь способ наживы и «приукрашивания обыденности» .
  • Тема соотношения Идеала и Действительности
  • Герои несущие в мир высшие идеалы гибнут либо физически либо морально, т.к. не знаю реальной жизни.
  • Люди без иллюзий, без идеалов, без буши выживают , т.к. разменивают жизнь лишь материально.

Вывод:

осуществить мечту в реальном мире невозможно. Но человек не хочет мириться с ее пошлостью. Мечта достигается героями, но только не в реальном мире (мечта, сон, иллюзия, смерть).

«Натуральная школа» Поднимая социальные и нравственные проблемы общества в своих произведениях, обращая внимание на различные мелкие детали как внешнего мира , так и внутренней жизни человека , Гоголь становится одним из первых в России, кто вступает на путь «критического реализма» . Он становится основателем «натуральной школы» Понятие «натуральная школа» ( 1840-е г.г .), не обозначает единого направления , является понятием в условным. Можно выделить общие признаки , по которым писатель считался принадлежащим к Натуральной школе: общественно-значимая тематика, захватывавшая более очень круг (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности , правдивость художественного выражения , борьба против приукрашивания действительности, романтической риторики.

«Натуральная школа»

  • Поднимая социальные и нравственные проблемы общества в своих произведениях, обращая внимание на различные мелкие детали как внешнего мира , так и внутренней жизни человека , Гоголь становится одним из первых в России, кто вступает на путь «критического реализма» . Он становится основателем «натуральной школы»
  • Понятие «натуральная школа» ( 1840-е г.г .), не обозначает единого направления , является понятием в условным.
  • Можно выделить общие признаки , по которым писатель считался принадлежащим к Натуральной школе:
  • общественно-значимая тематика, захватывавшая более очень круг (зачастую в «низких» слоях общества),
  • критическое отношение к социальной действительности ,
  • правдивость художественного выражения , борьба против приукрашивания действительности, романтической риторики.
Домашнее задание Читать повесть «Невский проспект» Сделать закладки : Описание Невского проспекта Портреты главных героев + их род занятий Характеристика героев во время преследования девушек. Описания встреч с девушками + итог встречи.

Домашнее задание

  • Читать повесть «Невский проспект»
  • Сделать закладки :
  • Описание Невского проспекта
  • Портреты главных героев + их род занятий
  • Характеристика героев во время преследования девушек.
  • Описания встреч с девушками + итог встречи.