Конспект урока литературы
по изучению повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»
Тема: подвиг и предательство в повести. Судьба Остапа и Андрия.
Цель: проследить судьбы Остапа и Андрия; подвести учащихся к пониманию истоков подвига и предательства, к проблеме нравственного выбора.
Методические приёмы: пересказ текста, беседа по вопросам, составление плана, элементы анализа текста.
Оборудование урока: презентация по творчеству Н.В.Гоголя и иллюстрации к повести.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Выразительный пересказ близко к тексту эпизодов повести по вариантам:
( а)приезд сыновей домой; б) «Так вот она, Сечь!)
2. Характеристика героев повести.
1. Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.
При характеристике обращать внимание на общие черты героев и различия между ними; зачитывать фрагменты текста.
План характеристики:
Первые читательские впечатления от героев-братьев.
Внешний облик, его значение, отражение в характере.
Как проявились характеры братьев в семинарии.
Отношения с родителями, товарищами.
Как проявляют себя братья в Сечи?
Какие качества проявляю братья в бою?
Какие события являются ключевыми в судьбе братьев?
Оправдались ли слова Тараса о своих сыновьях (5глава)? Каковы судьбы Остапа и Андрия?
Каково авторское отношение к каждому из братьев?
Комментарии учителя:
Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом : «Это были два дюжие молодца…Крепкие, здоровые лица… Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает , насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются , и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.
В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался « одним из лучших товарищей», «никогда , ни в каком случае не выдавал своих товарищей». Прямодушию Остапа противопоставляется « изобретательный ум» Андрия, с помощью которого он «умел увёртываться от наказания». Это первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.
Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрие подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитые чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с « прекрасной полячкой».
В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия- судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.
Ключевые вопросы, вытекающие из сопоставительной характеристики братьев:
- Является ли поступок Андрия изменой?
- Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательство?
Коллективное обсуждение.
Образ Андрия рассмотрим более подробно.
Беседа по вопросам:
- Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?
( Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков).
- Прокомментируйте сцену отхода Анлрия ко сну ( глава5).
( Картину «июльской чудной ночи » мы видим глазами Андрия. Небо « всё было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь… вся была залита в свету. Временами он как будто позабывался. и какой-то лёгкий туман дремоты заслонял на миг перед ним небо, и потом опять очищалось и становилось видно».
Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душа, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время , в которое он жил, исключало возможность проявления этих свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, долг требовал верности Родине. товарищам).
- Что объединяет Андрия с Сечью?
( Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры).
- Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу героя?
(Внём с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор , который привёл его к предательству.
3. Реализация индивидуального задания: обсуждение сценария «Путь Андрия в осаждённый город».
План пути:
а) подземный ход;
б) церковь;
в) площадь;
г) дом;
- Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?
( На Андрия производит сильное впечатление « величественный рёв органа»
в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой .
4. Обсуждение проблемного вопроса.
- Почему Андрий изменил своей отчизне?
( Андрий любит полячку, он чувствует перед ней « благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё: « Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна ! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её , пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
Ради своего чувства Андрий готов пожертвовать Всем, что связывало его с семьёй, верой, миром Запорожской Сечи, родиной. Он изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой для него уже не существовало.
-Каково ваше отношение к поступку Андрия?
Коллективное обсуждение.
Комментарии учителя:
Андрий – предатель. Это понимает он сам, понамает полячка. Сам автор заранее хоронит Андрия: «И погиб козак!», Тарас «проклянёт день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа
и других казаков, Андрий заслуживает смерти.
Многим из нас в душе всё же жаль Андрия. Для него отчизну заменила любовь, очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться.
Стремления человека вступили в непримиримый трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. Этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героя. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор.
Выод: Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образ у Остапа.
Сценой казни сына , убитого рукой его собственного отца, автор утверждает мысль о Божьей каре за предательство и измену.