Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь "Заколдованное место" 5 класс»
Н.В.ГОГОЛЬ «Заколдованное место»
Выполнила: Воробьева Ирина Карловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №40 г. Липецка
Цели урока:
1. Образовательные:
- познакомить уч-ся с творчеством писателя;
- прививать интерес к чтению;
- показать соотношение фантастического и реального в повести;
- обогащать словарный запас учащихся. 2.Развивающие:
- развивать навыки анализа текста, пересказа текста;
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать универсальные учебные действия(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме)
- 3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к предмету, к чтению,
- воспитывать уважительное отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников.
Николай Васильевич Гоголь
(1809 – 1852)
Великие Сорочинцы Полтавская губерния
Поместье
Гоголей-Яновских
Васильевка
Отец писателя
Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте.
Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.
Мама писателя
Мария Ивановна
Косяровская (1791 – 1868),
происходила из помещичьей
семьи. По преданию, она
была первой красавицей на
Полтавщине.
В семье, помимо Николая,
было ещё пятеро детей.
«Марья Ивановна женщина
необыкновенная… Она вся
исполнена самоотверженной
и тихой любви к своим
детям…» - писал С.Т.Аксаков
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первое произведение, которое приносит ему известность.
Произведения, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- Сорочинская ярмарка
- Вечер накануне Ивана Купала
- Майская ночь, или Утопленница
- Пропавшая грамота
- Ночь перед Рождеством
- Страшная месть
- Иван Федорович Шпонька и его тетушка
- Заколдованное место
«Заколдованное место»
Основные мотивы повести:
- поиски заговоренного клада
- заколдованное место
Работа со словарем
- Баштан – место, засеянное арбузами и дынями
- Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти
- Кавун – арбуз
- Комора - амбар помещение хозяйственного назначения (кладовая)
- Сопилка – украинский народный духовой инструмент
- Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье
- Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
Рассказчики в «Заколдованном месте»
- Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич
Максим
Любимое занятие деда
Особенности заколдованного места
- Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.
- Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
- Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
- Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле .
Существа заколдованного места
Медведь — родной брат
лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.
Баранья голова –
в фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет также
отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из
которых была бараньей .
Харя –
дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
Итог урока
- Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.
«Заколдованное место» Работа по вопросам
- Кто является рассказчиком в повести?
- Что выращивал на баштане дед?
- Какое любимое занятие было у деда?
- Что случилось однажды, когда он пошел плясать?
- Почему дед попал в заколдованное место?
- Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
- Каковы особенности заколдованного места?
- Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
- Что дед увидел, раскопав землю?
- Что оказалось в котле?
- Что впоследствии вырастало на заколдованном месте?
Спасибо за внимание