СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.В. Гоголь "Заколдованное место" 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация была подготовлена для детей с нарушенной слуховой функцией. Презентация помогает ребятам лучше воспринимать текст.

Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь "Заколдованное место" 5 класс»

 Н.В.ГОГОЛЬ  «Заколдованное место» Выполнила: Воробьева Ирина Карловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №40 г. Липецка

Н.В.ГОГОЛЬ «Заколдованное место»

Выполнила: Воробьева Ирина Карловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №40 г. Липецка

Цели урока:  1. Образовательные: познакомить уч-ся с творчеством писателя; прививать интерес к чтению; показать соотношение фантастического и реального в повести; обогащать словарный запас учащихся.  2.Развивающие:   развивать навыки анализа текста, пересказа текста; развивать логическое мышление учащихся; развивать универсальные учебные действия(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) 3. Воспитательные:  воспитывать любовь к предмету, к чтению, воспитывать уважительное отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить уч-ся с творчеством писателя;
  • прививать интерес к чтению;
  • показать соотношение фантастического и реального в повести;
  • обогащать словарный запас учащихся. 2.Развивающие: 
  • развивать навыки анализа текста, пересказа текста;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • развивать универсальные учебные действия(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме)
  • 3. Воспитательные: 
  • воспитывать любовь к предмету, к чтению,
  • воспитывать уважительное отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

Николай Васильевич Гоголь

(1809 – 1852)

 Великие Сорочинцы  Полтавская губерния   Поместье Гоголей-Яновских  Васильевка

Великие Сорочинцы Полтавская губерния

Поместье

Гоголей-Яновских

Васильевка

Отец писателя    Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте.  Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.

Отец писателя

Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте.

Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.

Мама писателя    Мария Ивановна Косяровская (1791 – 1868), происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине.  В семье, помимо Николая, было ещё пятеро детей. «Марья Ивановна женщина необыкновенная… Она вся исполнена самоотверженной  и тихой любви к своим детям…» - писал С.Т.Аксаков

Мама писателя

Мария Ивановна

Косяровская (1791 – 1868),

происходила из помещичьей

семьи. По преданию, она

была первой красавицей на

Полтавщине.

В семье, помимо Николая,

было ещё пятеро детей.

«Марья Ивановна женщина

необыкновенная… Она вся

исполнена самоотверженной

и тихой любви к своим

детям…» - писал С.Т.Аксаков

 В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первое произведение, которое приносит ему известность.

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первое произведение, которое приносит ему известность.

 Произведения, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сорочинская ярмарка Вечер накануне Ивана Купала Майская ночь, или Утопленница Пропавшая грамота Ночь перед Рождеством Страшная месть Иван Федорович Шпонька  и его тетушка Заколдованное место

Произведения, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  • Сорочинская ярмарка
  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Майская ночь, или Утопленница
  • Пропавшая грамота
  • Ночь перед Рождеством
  • Страшная месть
  • Иван Федорович Шпонька и его тетушка
  • Заколдованное место
«Заколдованное место»  Основные мотивы повести:  - поиски заговоренного клада - заколдованное место

«Заколдованное место»

Основные мотивы повести:

- поиски заговоренного клада

- заколдованное место

Работа со словарем Баштан – место, засеянное арбузами и дынями Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти Кавун – арбуз

Работа со словарем

  • Баштан – место, засеянное арбузами и дынями
  • Волость – в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти
  • Кавун – арбуз
 Комора - амбар помещение хозяйственного назначения (кладовая)  Сопилка – украинский народный духовой инструмент
  • Комора - амбар помещение хозяйственного назначения (кладовая)
  • Сопилка – украинский народный духовой инструмент
Кухоль – глиняный кувшин Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье  Люлька – трубка
  • Кухоль – глиняный кувшин
  • Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье 
  • Люлька – трубка
Цибуля – лук Черевики – башмаки Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
  • Цибуля – лук
  • Черевики – башмаки
  • Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
Рассказчики в «Заколдованном месте»  Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич  Дед Фомы Григорьевича –  Максим

Рассказчики в «Заколдованном месте»

  • Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич
  • Дед Фомы Григорьевича –

Максим

Любимое занятие деда

Любимое занятие деда

Особенности заколдованного места Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры. Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы. Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки. Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле .

Особенности заколдованного места

  • Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.
  • Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
  • Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
  • Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле .
Существа заколдованного места  Медведь — родной брат  лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы.  Птичий нос –  фантастическое существо,  придуманное Гоголем: птичий  нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

Существа заколдованного места

Медведь — родной брат

лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы.

Птичий нос

фантастическое существо,

придуманное Гоголем: птичий

нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.

Баранья голова –  в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей . Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина и самый  окрутник, наряженный, переряженный. Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

Баранья голова

в фольклоре нечто пустое,

никчемное. Имеет также

отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из

которых была бараньей .

Харя

дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина и самый  окрутник, наряженный, переряженный.

Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

Итог урока Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.

Итог урока

  • Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.
«Заколдованное место»  Работа по вопросам Кто является рассказчиком в повести? Что выращивал на баштане дед? Какое любимое занятие было у деда? Что случилось однажды, когда он пошел плясать?

«Заколдованное место» Работа по вопросам

  • Кто является рассказчиком в повести?
  • Что выращивал на баштане дед?
  • Какое любимое занятие было у деда?
  • Что случилось однажды, когда он пошел плясать?
Почему дед попал в заколдованное место? Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте? Каковы особенности заколдованного места? Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
  • Почему дед попал в заколдованное место?
  • Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
  • Каковы особенности заколдованного места?
  • Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Что дед увидел, раскопав землю?  Что оказалось в котле? Что впоследствии вырастало на заколдованном месте?
  • Что дед увидел, раскопав землю?
  • Что оказалось в котле?
  • Что впоследствии вырастало на заколдованном месте?
 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание