Технология образного мышления
Разрешите представиться, меня зовут Тузова Светлана Евгеньевна – учитель начальной школы.
Потребность в книге формируется у детей еще до школы: почти все дошкольники любят стихи и сказки. Для школьников, чтение художественной книги должно быть занятием для души – любимым, важным, добровольным. Через художественную литературу ребенок открывает жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. чувствует форму, ритм родного языка.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, загадки и других произведений.
Моя задача, как педагога состоит в создании условий, при которых происходит обогащение литературными понятиями памяти детей-читателей, накапливающих опыт с помощь наблюдений над основными художественными средствами произведений.
Речь идет об изучении детьми художественных произведений и развитие поэтического слуха на основе разных игр со словами и предложениями, которые я применяю в своей работе. Они очень разнообразны и их много. Эта работа включает в себя все направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Ребята учатся говорить и писать не только правильно, но и выразительно, точно и ярко. Эту работу я осуществляю разными методами и приемами, и первую очередь знакомлю детей со стихотворными формами, пытаюсь открыть для них изобразительные возможности языка, И лишь на определенной ступени развития, в результате целенаправленного обучения возможно формирование эстетического воспитания и развитие на этой основе художественного детского творчества.
Постоянная работа над словом приводит детей к стихийному словесному творчеству, и результатом являются оформленные альбомы сказок, стихов, загадок как индивидуальных, так и являющихся трудом всего класса. Итогом этой, является то, что дети свободно оперируют с художественными средствами на своем уровне, осознают условия игры со словом, сами усложняют эти условия.
Поговорим об одном из методов. Этот метод я использую для запоминания стихотворных текстов, но так как время урока ограничено, то на уроках не всегда можно воспользоваться этим методом для больших стихотворений, а вот для пословиц и поговорок он действует безотказно.
Метод, который я хочу вам предложить – это метод образного мышления (кодирование информации для эффективного запоминания и воспроизведения с помощью картинок - пиктограмм). В связи с усложнением учебного материала и увеличение объема информации встал вопрос об эффективных методах запоминания этой информации.
Это один из методов эффективной технологии, позволяющей продуктивно использовать человеческую память. Это технология называется мнемоника. В переводе с греческого – искусство запоминания. Большинство методов и приёмов напоминает детскую игру, именно поэтому мнемоника легко и быстро осваивается детьми. Простым даже примитивным способом можно достичь больших успехов. С этим методом я познакомила родителей на родительском собрании. И сейчас дома, при заучивании стихов дети пользуют этот метод самостоятельно, либо прибегают к помощи родителей. Запоминание быстрое и качественное. Родители от этого метода в восторге. А сейчас я предлагаю вам этот метод.
Методика этой работы строится следующим образом: читаю детям стихотворение первый раз, беседуем по содержанию с объяснением языковых образных средств, используемых автором; читаю повторно и предлагаю детям зарисовать схематично каждую строчку стихотворения (кто как ее представляет ) можно предложить подготовленные пиктограммы. Затем дети повторяют стихотворение за мною вслух, глядя на свои зарисовки.
Мы сейчас выучим стихотворение, с помощью зрительных ассоциаций. Я прочитаю вам стихотворение, и на каждое слово вы будете называть картинку, а мы зарисовывать. Конечно, время ограниченно и мы не будем говорить об языковых образных средствах. Сразу приступим.
Послушайте стихотворение «Солнышко» оно поможет вам определить настроение «солнца».
Обронило солнышко улыбку
На краю ромашкового луга.
Обронило солнышко улыбку
На опушке белоснежной рощи.
Обронило солнышко улыбку…
И с тех пор глазастые ромашки
Солнце в лепестках своих качают;
И с тех пор березы, словно птицы.
Крыльями зелеными полощут.
Ничего на свете не случилось.
Отчего, же, нежностью просвечен
Каждый лист и каждая травинка?
Оттого, что поутру, однажды
Обронило солнышко улыбку!
Красивое стихотворение? Какую улыбку обронило солнышко?
обронило добрую,
нежную,
лучистую улыбку,
все в природе ожило,
засветилось нежностью,
красотой и добротой!
Давайте мы с вами выучим это стихотворение с помощью
пиктограмм. Мы запишем это стихотворение рисунками, которые вы предложите.