СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные педагогические технологии, направленные на развитие познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения их на уроках биологии».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках биологии, ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».

 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные педагогические технологии»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Выборга Ленинградской области



«Инновационные педагогические технологии, направленные на развитие познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения их на уроках биологии».



из опыта работы Сергиенко Н.В.

Учителя биологии первой категории


Год рождения: 1977г.


Образование: Высшее, Харьковский Национальный Университет


Работает в Выборгской МБОУ СОШ № 7: с 2001г.


Педагогический стаж: 17 лет.


Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках биологии, ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся»









Содержание


  1. Введение………………………………………………3

  2. Актуальность ……………………………..4

  3. Новизна ………………………………………5

  4. Основополагающие принципы………………….6

  5. Главные принципы работы……………………..6

  6. Отличительные особенности современного урока……..7

  7. Цель педагогической деятельности…………8

  8. Главные критерии успеха ……………………..11

  9. Литература ………………………………………























Введение

Ребенок – непризнанный гений средь буднично серых людей. «Качество образования- это не только обучение сумме знаний, но способам умственных действий; развитие ЗУН, закрепление и превращение их в компетенции: предметные, межпредметные, ключевые. Чтобы достичь определенных результатов по достижению каких- либо целей, требуется большая, кропотливая работа: от изучения теории до применения ее на практике»

Педагогическая деятельность включает в единстве следующие компоненты:

    • постановку педагогической задачи;

    • использование средств и способов педагогической деятельности;

    • реализацию приемов контроля и оценки своей деятельности;

    • уроки;

    • внеклассную работу;

    • работу в кабинете.

На основании наблюдений и самоанализа был выявлен мой стиль работы:

    • ориентация на процесс и результат обучения;

    • адекватное планирование учебного процесса;

    • высокая оперативность в принятии решений.

Современный урок отличается своим системным характером, обеспечивающим последовательное решение учебно-воспитательных задач, четкой организацией учебной деятельности учащихся, сознательной рабочей дисциплиной, гибкой неформальной системой контроля за уровнем знаний, умений учащихся.

Тема моей работы была выбрана: «Инновационные педагогические технологии, направленные на развитие познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения их на уроках биологии».

Проблема: достижению высокого уровня знаний учащимися препятствуют различные уровни:

- мотивации на учебную деятельность;

- познавательных способностей;

- активности на уроках.

Цель: Разрабатывать и внедрять инновационные технологии на уроках биологии, являющихся залогом глубоких и прочных знаний, качества образовательного процесса.

Задачи: увлечь учащихся предметом и через предмет воспитывать у них лучшие человеческие качества: трудолюбие; любознательность; чувство ответственности за свои поступки и знания одноклассников; коллективизм; настойчивость в овладении знаниями; осознанное восприятие знаний - выработка прочного навыка.

(Знания, добытые, найденные, подтвержденные собственными усилиями, подогретые интересом, гораздо основательнее, чем те сведения, которые приняты на слух, на глазок. Заученное без понимания и интереса быстро забывается).

Актуальность

заключается еще и в том, что развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.

Приведение задач и содержания обучения в соответствии с возможностями уч-сяпервостепенная задача, требующая серьезного анализа и решения.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?

Вопросы, которые я ставила перед собой это:

  • как организовать образовательное пространство, чтобы ученик мог максимально проявить свой талант;

  • как сделать так, чтобы ученик захотел учиться?

  • как помочь ученику в его начинаниях?

В качестве методов были использованы :

  • анкетирование;

  • участие в конференциях;

  • решение проблемных ситуаций;

  • активные формы уроков (урок – эксперимент, урок – путешествие, урок – фантазия и др.);

Новизна

Новизна заключается,в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития творческих способностей учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, который естественно выходил бы за рамки урока - жизненную практику учащихся. Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, применение дидактических заданий, которые развивают монологическую речь и, которые не являются традиционными в школе. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Основополагающими принципами являются:

Способности учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе будет успешным, если:

  • учитываются особенности психики обучающегося;

  • учитываются общие особенности детей;

  • учитель ориентируется на развитие личности ученика

  • используются специальные методические материалы по биологии для работы с детьми.

Основная идея моей работы: гуманистическое и развивающее обучение, обеспечивающее развивающую функцию образования, новую систему дидактических принципов, которые предусматривают:

  • самостоятельное «открытие» детьми нового знания;

  • преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики;

  • формирование единой картины мира;

  • разноуровневое обучение, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • снятие стрессообразующих факторов учебного процесса;

  • максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности;

  • развитие вариативного мышления.

Главные принципы работы:

  • строить урок так, чтобы вовлечь всех учащихся в активную работу, заставить их думать;

  • ставить вопросы, находить ответы, делать выводы ;

  • непосредственно участвовать в эксперименте;

  • рационально использовать свой труд на уроке и подготовке дом. задания;

  • привить умение работать с книгой, приборами, таблицами, схемами, опорными конспектами, справочной литературой;

  • побуждать учащихся к умственным усилиям;

  • устранять перегрузку учащихся.

Отличительные особенности современного урока

Современный урок отличается своим системным характером, обеспечивающим последовательное решение учебно-воспитательных задач , четкой организацией учебной деятельности учащихся, сознательной рабочей дисциплиной, гибкой неформальной системой контроля за уровнем знаний, умений учащихся.

В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов. Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира.

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках учащееся готовят презентации под моим руководством, или при подготовке к урокам, подготовке к внеклассным мероприятиям, внеклассному мероприятию Неделя биологии в школе, школьники самостоятельно готовят презентации, слайд-шоу. Презентации подготовленные учащимися отличные, они используются как на уроках, так и во внеклассной работе. Дети владеют определенными навыками компьтерных технологий, используют их в образовательных целях, владеют способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобретают навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

Цель педагогической деятельности

Цель моей педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.

Кроме того, мною компьютерная техника применяется как средство контроля усвоения знаний учащимися, которая значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи, а также применяю различные модели компьютера на уроках.

В практике преподавания биологии мною применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. В кабинете имеется медиатека по предметам.

Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения биологической информации эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным. Обучающие игры можно применять и для внеклассной работы по предмету(применение медиалекций). Применение компьютерных технологий напрямую связано с повышением качества и результативности обучения,

соответствуют различным уровням познавательной деятельности: репродуктивной, эвристической и исследовательской.

Учащиеся с удовольствием включаются в любой вид деятельности, предложенной учителем, активны, работают с большой результативностью, причем задания даются на повышенном и высоком уровне.

Задания высокого уровня составляются с учетом того, что более высокие уровни познавательной деятельности опираются на предыдущие и являются их следствием и результатом.

При применении таких заданий учитывалось, что одновременно с содержанием усваивался и способ овладения новыми знаниями: от описания и сравнения фактов к их обоснованию, обобщению и формулированию выводов - от простейшего к сложному.

По мере приобретения знаний и усвоения новых понятий у учащихся расширяются возможности развития их монологической речи и вместе с тем появляется необходимость использования новых заданий, направленных на установление взаимосвязей между понятиями, их существенными признаками.

Применяемые такого рода задания, как найти ответы на поставленные вопросы , а затем составить рассказ по ответам служат развитию речи учащихся, а также формируют самоконтроль.

Важную роль играют также и такие задания, которые включают учащихся в эвристическую деятельность, что позволяет учащимся в дальнейшем правильно комментировать свои наблюдения, например – описать опыт и ответить на вопросы к данному опыту. Или еще задание: составить план рассказа знакомого текста параграфа. Здесь учащиеся проявляют не только знания материала и умение выделять основные мысли, а также улавливать логическую последовательность изложения материала, находить четкие формулировки для заголовков к каждой части текста параграфа.

Различные задания, методики, приемы апробировались на открытых уроках, на школьных и улусных методических объединениях, которые посещали мои коллеги. Оценка проводимых занятий всегда была высокой.

Все приемы и методы, применяемые на уроках, направлены на развитие монологической речи учащихся, лежащих в основе освоения стандартов повышенного уровня.

А это значит:

  • учащиеся свободно владеют терминологией, дают объяснение терминов своими словами

  • применяют стандарт знаний в нестандартных условиях и проблемных ситуациях

  • владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля

  • умеют самостоятельно применять знания, обладают самостоятельностью суждений

  • стремятся получать дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьной программы

Главные критерии успеха

Успех учителя –мастера зависит во многом от наличия у него специальных умений: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, исследования, владеть своим голосом, настроением, мимикой, движениями

В своей практике сумела найти те методы и приемы, которые помогают мне осуществлять поставленные цели и задачи, использую комплекс словесных, практических и наследных методов обучения, особое внимание уделяю эксперименту, где уч-ся наблюдают, исследуют, делают соответствующие выводы. Особое внимание также уделяю закреплению и отработке материала, заучиванию определений, законов, понятий, химических знаков, переносу знаний в нестандартные условия, их применению в новых условиях.

На своих уроках ввожу элементы развивающего обучения-сравнения, обобщение, выводы, учу рассуждать, говорить.

Для отработки монологической речи применяю опорные конспекты, тексты, тесты, коллективное решение задач, тренировочные упражнения (все работы систематизированы в электронном варианте).

Дидактическая и познавательная функция тренировочных упражнений обеспечивает обучающим анализам, в ходе которого учащиеся обнаруживают свои ошибки, объясняют их, исправляют. Так происходит усвоение знаний, оно сопровождается умственным развитием учащихся, что, в свою очередь связано с формированием у них элементов научного мировоззрения, черт характера и норм поведения.

Анализируя свои уроки прихожу к выводу- тщательная подготовка к урокам, правильный выбор методов и форм обучения, подхода к учащимся, дающим обратную связь- вот залог успеха учителя на уроке.

Виновником не всегда удачных уроков тоже вижу себя, ищу пути устранения не сработавшего механизма.

Большую помощь мне оказывает тот дидактический материал, который я изготовила и систематизировала. Мною систематизирован по биологии дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал, в кабинете имеется достаточно хорошая медиотека, методическая, справочная литература по биологии, дома имеется вся оргтехника, множительная техника, интернет.

Главным в воспитательной работе на уроках и внеклассной работе считаю: установление хороших взаимоотношений ученик- учитель, научить учеников правильному культурному диалогу, общению между собой и со старшими.

« Каждый учитель и каждый ученический коллектив- потенциальная исследовательская лаборатория. Сама обстановка школы ставит ученика и учителя в позицию исследователя.В учительской лаборатории в силу характера самого педагогического процесса и шлифуются решения всех педагогических проблем педагогики.» Успех учебно-воспитательного процесса в школе в конечном счете решает учитель. Он всегда в поиске. Он стремится всегда быть в курсе современной науки, последних достижений педагогической мысли и передовой учительской практики.Педагог- это человек, основательно знающий свой предмет, который он преподает, и владеющий по выражению Ушинского « воспитательной силой».А «сила» эта зависит от того, насколько глубоко понимает учитель психологию детей и подростков, как умеет руководить своими учениками в освоении науки.Поэтому методическая тема по предмету продолжается в исследовании результатов работы учащихся.Работа по освоению данных целей и задач проводилась большая, однако, есть недостатки: не все дети владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля; навыками решения задач; терминологией.Причина в том, что времени на отработку и закрепление знаний по программе почти не отводится.

Литература:

  • « Проверочные работы по биологии»;

  • О.В. Бугай, А.Н. Микитюк«Биология в таблицах и схемах «1998г;

  • Пособие « Изучаем биологию»2005г;

  • Изд.»Учит»Методическое пособие по биологии для учащихся 8кл 2002г;;

  • В.В. Пасечник « Методич.пособие для изучения биологии 8-9кл 2004г;

  • Н.И.Галушкова « Поуроч. планы к учеб. В.В. Пасечник 8 кл.2006г;

  • Пособие для подготовки к аттестационному тестированию г.Москва 2007

  • Янькова Г.А. На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии". 2012 г.













9