Проект
«Связь поколений»
Проект выполнила : Кривко Александра, МБУ ДО «ЦДО»
Педагог дополнительного образования
Руководитель волонтерской группы «Импульс»
Харинчук Эллина Александровна
МБУ ДО «ЦДО»
[email protected]
г.Удачный, 2020 г
I.Введение
Само слово «семья» содержит в себе глубокий смысл единения и родства многих. Однако, часто отцы и дети перестают понимать друг друга: ценности и интересы расходятся, нет тем для разговоров, а совместное время ограничено только просмотром телепередач. Часто, дети в таких семьях не знают и не хотят знать историю своих бабушек и дедушек, историю своего рода.
Диалог поколений – общение людей с большим жизненным опытом и нравственным багажом – с теми, кому еще только предстоит идти по жизни, – это главное условие сохранения родной культуры, способ и средство сохранения культурных ценностей. Отцы и дети принадлежат к разному поколению, следовательно, ценности, заложенные в основу их мировоззрения, различны. Влияние среды и средств массовой информации вносит свою лепту в этот процесс. Возникает справедливый вопрос: как сохранить преемственность поколений, которая обеспечивает не только взаимопонимание, но и передачу ценного жизненного опыта, накопленного семьей годами?
В нашей работе речь пойдет о взаимоотношениях между пожилыми людьми (поколением наших бабушек и дедушек, которые имеют свои особенности, интересы, а самое главное – свои ценности) и молодежью (поколением наших сверстников, проходящих этап становления личности, формирования интересов и так же формирования своих жизненных ценностей).
Данная тема никогда не исчерпает себя, ведь мир постоянно меняется и та культура, на которой воспитано одно поколение, будет отчасти непонятной другому, и нельзя стопроцентно решить эту проблему, однако нам под силу минимизировать разрыв между людьми старшего возраста и молодыми.
1.2 Цель и задачи работы
Цель работы: вызвать интерес поколений друг к другу.
Задачи:
1) Изучить взаимоотношения между пожилыми людьми и молодежью.
2) Определить причины, препятствующие общению поколений.
3) Узнать интересы пожилых людей и молодежи, найти точки соприкосновения.
4) Привлечь молодежь.
5) Повысить авторитет старшего поколения в глазах молодых людей.
Факторы, влияющие на объект
Рис 1.1 Факторы, влияющие на объект
II. Ход работы
2.1 Теоретическая часть
Теория поколений появилась в США 1991 году. Основателями этого учения сегодня принято считать Нейла Хоува, экономиста и специалиста в области демографии, и Уильяма Штрауса, историка, писателя и драматурга. Оба они практически одновременно (и, как считается, независимо друг от друга) взялись за изучение давно известного «конфликта поколений», с древности исследуемого философами, литераторами.[1]Итак, поколение - это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованиями - национальными, половыми и классовыми. [2]
Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов. В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века. Некоторые ученые проводя исследования, считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания. Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом. Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей.
В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие.
Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых.
В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему: из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное.
Одним из проявлений социального неблагополучия современного общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощённых в обычаи и традиции.
Современные исследования показывают, что одни из главных факторов в конфликте поколений это:
Понижение социального статуса пожилых людей.
Изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса.
Обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений.
2.2 Практическая часть
Главной проблемой взаимоотношений объектов является нежелание понять друг друга и найти точки соприкосновения во взаимных интересах. Из анализа других работ на данную тему, выяснилось, что нежелание налаживать связь, на удивление, зачастую исходит от людей старшего поколения. Для начала было необходимо собрать информацию по данной теме на примере нашего города. Для этого был выбран метод анкетирования, поскольку он является одним из самых удобных методов сбора и структурирования полученной информации.
Вопросы для молодежи:
Анкета для молодежи
Есть ли у Вас бабушка/дедушка?
а) да б) нет
Вы вместе живете?
а) да б) нет
Часто ли Вы с ними общаетесь?
а) часто б) иногда в) редко г) в гостях во время каникул
Хотелось бы вам проводить больше времени вместе с ними?
а) да б) нет в) не знаю
Чем вы обычно занимаетесь в свободное время?
Анкета для пожилых людей
Ваш возраст?
Работаете вы, или уже на пенсии и не работаете постоянно?
Часто ли вы общаетесь/видитесь с вашими детьми и внуками?
Чем вам нравится заниматься в свободное время?
Что вы думаете о современной молодежи?
Интересно бы вам было проводить свободное время на тематических вечерах с молодым поколением?
III. Пути решения проблемы
Реализация проекта «Связь поколений» поможет пожилым людям быть востребованными обществом, реализовать свой профессиональный и личный потенциал. В результате деятельности по проекту произойдёт передача опыта и обучение молодежи. Старшее поколение почувствует свою значимость и будет постоянно совершенствоваться. Такое взаимодействие благотворно повлияет на отношения между поколениями.
Проект «Связь поколений» включает в себя совместные досуговые культурные мероприятия:
занятия художественным, прикладным, творчеством;
мастер – классы;
досуговые праздники, конкурсы;
спорт, активное движение, игры;
логические, интеллектуальные игры и мероприятия;
спокойный пассивный отдых (чтение, слушание музыки и т.д).
Дата | Мероприятия | Описание |
Сентябрь | Мастер- класс по освоению современных технологий | Познакомить и обучить старшее поколение современным технологиям. Обучить базовым навыкам пользования персонального компьютера. Обучить начальным навыкам пользования системой мобильного телефона. Научить технологии мыловарения. |
Октябрь | Тематический вечер «Назад в прошлое» | Погрузить в атмосферу 80-х годов, вспомнить молодость, весело провести время со своими друзьями и внуками. |
Ноябрь | Душевное общение за чашечкой чая | Решить проблему дефицита общения у старшего поколения Поддержать диалог. Послушать интересные рассказы бабушек и дедушек. Поиграть в настольные игры. |
Декабрь | Музыкальный вечер | Погрузиться в мир музыки, отдохнуть. Послушать пластинки. Спеть песни под гитару. |
Январь | Раз в крещенский вечерок…» | Привить интерес к традициям своего народа у молодого поколения Узнать о новогодних семейных традициях. Познакомить со святочными играми того времени. |
Февраль | «Года идут, а сердце остаётся молодым» | Поделиться друг с другом любимыми песнями и стихами. Вспомнить кумиров молодости. Потанцевать под песни, которых кружились на танцевальных площадках. |
Март | Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 Марта | Создать праздничное настроение. Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями. Способствовать развитию творческих способностей у молодежи. |
Апрель | Квест - «Он сказал: «Поехали!» | Воспитание чувства патриотизма, гордости за страну. Вспомнить о первом полёте человека в космос. Выполнить совместные логические задания. |
Май | «Вместе весело шагать по просторам» | Провести время на свежем воздухе. |
Мероприятия.
Мастер- класс по освоению современных технологий
Познакомить и обучить старшее поколение современным технологиям.
Обучить базовым навыкам пользования персонального компьютера.
Обучить начальным навыкам пользования системой мобильного телефона.
Научить технологии мыловарения.
работа с популярными офисными приложениями, наиболее удобными и понятными;
поиск в интернете нужной информации средствами различных поисковиков;
пользование электронной почтой;
работа со Скайпом, настройка его под себя и использование;
осуществление покупок через Интернет.
«Назад в прошлое»
Погрузить в атмосферу 80-х годов, вспомнить молодость, весело провести время со своими друзьями и внуками.
Душевное общение за чашечкой чая
Решить проблему дефицита общения у старшего поколения.
Поддержать диалог.
Послушать интересные рассказы бабушек и дедушек.
Поиграть в настольные игры.
Музыкальный вечер
Погружение в мир музыки и отдыха.
Послушать пластинки.
Спеть песни под гитару.
III Смета расходов
Статья расходов | Стоимость | Кол-во | Всего |
Шары | 1000 | 5 | 5000 |
Баллон гелия | 2500 | 10 | 25000 |
Ткань для изготовление галстуков и украшений | 600 | 10 | 6000 |
Настольные игры | 1000 | 5 | 5000 |
Атрибутика для создания атмосферы 80 | 3000 | | 3000 |
| | Итого: | 44 000 |
IV. Вывод
Проведение мероприятия не только заполнит свободное время активно-полезной деятельностью, но и выработает у молодежи чувство ответственности за других, окажет большое влияние на ситуацию в области духовно-нравственного воспитания подростков, на изменения во взглядах к пожилым людям. Общение для пожилых людей имеет значение для сохранения внутреннего ощущения молодости, для расширения кругозора, что в свою очередь отражается на успешной адаптации к старости и удовлетворении настоящего состояния.