СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наблюдение и эксперимент в биологии» Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологическую карту урока биологии в е классе. Автор учебника Самкова В.А., Рокотова Д.И.

Просмотр содержимого документа
««Наблюдение и эксперимент в биологии» Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Технологическая карта урока

Дата:

Урок: биология

Класс: 5

Тема : «Наблюдение и эксперимент в биологии» Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Тип урока Комбинированный

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с особенностями научных методов (наблюдение, эксперимент), познакомить учащихся с правилами проведения эксперимента, объяснить сущность гипотезы как особой формы научного предположения.

Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Тип урока: открытие новых знаний

Формирование УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: «наблюдение», «эксперимент»(опыт), «предположение» (гипотеза), самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Предметные: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию.

Методы обучения: работа в группах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник «Биология 5 класс» Самковой В.А., Рокотовой Д.И.; иллюстративный материал, приборы для наблюдений и экспериментов..







Технологическая карта урока

Этап урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

Приветствует класс

Проверяет готовность учащихся к уроку.


Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя

Демонстрируют готовность к уроку.

Называют отсутствующих.

Личностные УУД:

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности.

Актуализация знаний.

Проводит тестирование.

1. Как переводится с греческого слово «методос»

а) метод

б) путь, способ

в) удача

г) все варианты не верны

2. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание

б) измерение

в) наблюдение

г) эксперимент

3. Методы познания

а) наблюдение

б) эксперимент

в) моделирование

г) все верно

4. К действиям познания не относят

а) наблюдение

б) описание

в) сравнение

г) измерение

5. Сопоставление неизвестного организма с уже хорошо изученным, относится

а) моделирование

б) описание

в) сравнение

г) наблюдение

Решают тест, по ключу проверяют свои работы: 1б, 2б, 3г, 4а, 5в.

Сообщают результаты.

Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Постановка проблемного вопроса, целеполагание

Интересуется:

-Какие методы познания знаете?

- Дайте определение понятию «наблюдение», «эксперимент».

Предлагает определить тему и цели урока.

Фиксирует дату и тему на доске.

Перечисляют: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Затрудняются в формулировке понятий.

Думают, сообщают.

Отмечают дату и тему в тетрадь.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть…)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Работа по изучению нового материала

А. Зачитывает загадки и предлагает их отгадать

1. Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес.

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

2. Невидимкой , осторожно он является ко мне.

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это клен, а это ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной.

3. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует- бежим по воде.

Б. Проводит эвристическую беседу

- Откуда берутся народные мудрости? На чем основывался человек, составляя подобные загадки.

- А что по- вашему наблюдать? Это вмешиваться в природу своими действиями или просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы.


-Так что такое наблюдение?


Обращается к материалу учебника, предлагает найти определение в учебнике и записать в тетрадь.


Знакомит с классификацией наблюдений (научное и повседневное или бытовое).

Рассказывает о роли научного наблюдения в изучении живого мира.

Демонстрирует иллюстрации приборов для проведения наблюдений за живыми объектами.


Сообщает: будьте внимательны, – постарайтесь понять, что помогло человеку составить такие загадки:

1. По снегу покатите, – я подрасту.

На костре согреете, – я пропаду.

Кинешь в речку – не тонет.

Бьёшь о стенку – не стонет.

Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.

2.Прозрачное стекло –

В воде не тонет, в огне не горит.


 Так что же человеку необходимо было сделать, прежде чем составить такие загадки?

Делает вывод: да, но он не только наблюдал за объектом, но и экспериментировал. Например, природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Это и  называется - опыт или эксперимент

Предлагает найти в учебнике определение эксперимента и записать в тетрадь.



Демонстрирует иллюстрации с лабораторным оборудованием.

Знакомит с понятием предположение(гипотез)

Думают, дают ответы:

-снег




-мороз




-волны


Анализируют, отвечают:

наблюдал за природой


Отвечают: просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы




Пытаются дать формулировку.

Выполняют задание.


Слушают, запоминают, делают необходимы пометки в тетради.



Рассматривают иллюстрации.





Отвечают:

-лед







Размышляют, дают ответы.










Самостоятельно работают с учебником.

Фиксируют определение в тетрадь

Внимательно рассматривают иллюстрации.

Фиксируют определение в тетрадь


Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.


Закрепление материала

1 задание. Сравните простое и научное наблюдение: выявите различие, установите сходство, сделайте вывод


2.Фронтальный опрос:

-Почему без наблюдений невозможно выявить какую- либо проблему в природе?

-Какие обязательные условия необходимо соблюдать для получения достоверных результатов в ходе эксперимента?

- Почему для выдвижения гипотез необходимы результаты наблюдений и экспериментов?

Выполняют задание в парах, знакомят с результатами работы.


Размышляют, делятся своими мнениями.

Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия

Рефлексия

Интересуется: сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

Делятся впечатлениями об уроке.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.


Итог урока

Предлагает учащимся оценить работу друг друга.


Выставляет отметки в дневники.

Комментируют работу друг друга.

Подносят дневники на оценку.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Домашнее задание

Знакомит заданием на дом

1. Изучить §5

2. Подготовить сообщение о собственных наблюдениях о каком- либо домашнем питомце или необычном явлении природы.

Делают соответствующую запись.