Актуализация знаний. | Проводит тестирование. 1. Как переводится с греческого слово «методос» а) метод б) путь, способ в) удача г) все варианты не верны 2. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название а) разглядывание б) измерение в) наблюдение г) эксперимент 3. Методы познания а) наблюдение б) эксперимент в) моделирование г) все верно 4. К действиям познания не относят а) наблюдение б) описание в) сравнение г) измерение 5. Сопоставление неизвестного организма с уже хорошо изученным, относится а) моделирование б) описание в) сравнение г) наблюдение | Решают тест, по ключу проверяют свои работы: 1б, 2б, 3г, 4а, 5в. Сообщают результаты. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Постановка проблемного вопроса, целеполагание | Интересуется: -Какие методы познания знаете? - Дайте определение понятию «наблюдение», «эксперимент». Предлагает определить тему и цели урока. Фиксирует дату и тему на доске. | Перечисляют: наблюдение, эксперимент, моделирование. Затрудняются в формулировке понятий. Думают, сообщают. Отмечают дату и тему в тетрадь. | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
Работа по изучению нового материала | А. Зачитывает загадки и предлагает их отгадать 1. Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. 2. Невидимкой , осторожно он является ко мне. И рисует, как художник, он узоры на окне. Это клен, а это ива, вот и пальма предо мной. Как рисует он красиво белой краскою одной. 3. В тихую погоду нет нас нигде, А ветер подует- бежим по воде. Б. Проводит эвристическую беседу - Откуда берутся народные мудрости? На чем основывался человек, составляя подобные загадки. - А что по- вашему наблюдать? Это вмешиваться в природу своими действиями или просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы. -Так что такое наблюдение? Обращается к материалу учебника, предлагает найти определение в учебнике и записать в тетрадь. Знакомит с классификацией наблюдений (научное и повседневное или бытовое). Рассказывает о роли научного наблюдения в изучении живого мира. Демонстрирует иллюстрации приборов для проведения наблюдений за живыми объектами. Сообщает: будьте внимательны, – постарайтесь понять, что помогло человеку составить такие загадки: 1. По снегу покатите, – я подрасту. На костре согреете, – я пропаду. Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет. Будешь оземь кидать, – станет кверху летать. 2.Прозрачное стекло – В воде не тонет, в огне не горит. Так что же человеку необходимо было сделать, прежде чем составить такие загадки? Делает вывод: да, но он не только наблюдал за объектом, но и экспериментировал. Например, природный лёд можно увидеть на поверхности воды. В воде он, действительно, не тонет. Человек же взял его и попробовал на прочность огнём. Если кусочек льда бросить в огонь, то гореть он там, конечно, не будет, но зато расплавится, растает. Это и называется - опыт или эксперимент Предлагает найти в учебнике определение эксперимента и записать в тетрадь. Демонстрирует иллюстрации с лабораторным оборудованием. Знакомит с понятием предположение(гипотез) | Думают, дают ответы: -снег -мороз -волны Анализируют, отвечают: наблюдал за природой Отвечают: просто смотреть, возможно, записывать, а потом делать выводы Пытаются дать формулировку. Выполняют задание. Слушают, запоминают, делают необходимы пометки в тетради. Рассматривают иллюстрации. Отвечают: -лед Размышляют, дают ответы. Самостоятельно работают с учебником. Фиксируют определение в тетрадь Внимательно рассматривают иллюстрации. Фиксируют определение в тетрадь | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. |
Закрепление материала | 1 задание. Сравните простое и научное наблюдение: выявите различие, установите сходство, сделайте вывод 2.Фронтальный опрос: -Почему без наблюдений невозможно выявить какую- либо проблему в природе? -Какие обязательные условия необходимо соблюдать для получения достоверных результатов в ходе эксперимента? - Почему для выдвижения гипотез необходимы результаты наблюдений и экспериментов? | Выполняют задание в парах, знакомят с результатами работы. Размышляют, делятся своими мнениями. | Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия |