Урок литературного чтения во 2 классе.
28.11.2023 г. Учитель начальных классов Смоленцева Л.А.
Тема урока: Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору. С.А. Иванов «Каким бывает снег»
Цель: формирование и совершенствование навыка смыслового чтения.
Задачи:
- обучать детей выразительному и осознанному чтению при работе с текстом С. Иванова «Каким бывает снег»;
- развивать скорость чтения вслух и молча;
- вырабатывать умение делить текст на части и составлять его план;
- обогащать эстетический опыт учащихся, воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с произведением С.Иванова "Каким бывает снег".
Метапредметные:
• Познавательные УУД: формирование умения сравнивать и сопоставлять, устанавливать логические связи между изучаемым материалом и материалом для речевых высказываний.
• Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
• Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать учителя и одноклассников, допускать существование разных точек зрения на обсуждаемую тему.
• Личностные УУД: формирование потребности к получению новых знаний, освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Оборудование:
- рспечатка рассказа С.Иванова «Каким бывает снег»;
- схематические рисунки настроения (грустное, радостное, спокойное, сердитое);
- раздаточный материал;
- презентация, компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент.(1 мин)
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь.
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Улыбнулись друг другу.
- Присаживайтесь.
Мотивация учебной деятельности. Постановка темы и цели урока. (3 мин)
Отгадайте загадку.
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
(Снег)
- Какие ключевые слова позволили вам представить образ снега?
(Летает белой стаей, сверкает, тает, румяный, голубой, белый, мохнатый, пушистый, как медведь)
- Сколько картинок у нас получилось представить, опираясь на ключевые слова? О чем это говорит? (Много картинок. Это говорит нам о том, что снег бывает разный)
-В вашем ответе на поставленный вопрос прозвучала тема сегодняшнего урока: «Каким бывает снег».
- Каким же предстает образ снега С.Иванов - автор рассказа «Каким бывает снег?».
И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.
3. Работа по материалу урока.(27 мин)
- Прежде, чем мы познакомимся с рассказом, давайте немного узнаем о биографии С.А.Иванова, автора рассказа «Каким бывает снег?» (2 обучающихся читают подготовленные сообщения)
-Запишите в тетрадь число, классная работа, автора и название произведения (работа в тетради).
-Вас заинтересовало название рассказа? (проблемная ситуация!) В конце урока мы должны с вами ответить на вопрос, так какой же бывает снег. А сейчас давайте сначала познакомимся с самим произведением.
Первую часть читает учитель.
Словарно-лексическая работа (Ребята , знатоки слов, читают значения слов).
Бороздки – канавки, на какой-либо поверхности.
Озимое поле- это поле, засеянное осенью зерновыми.
Поле у автора освещёно солнцем жизни. Это образное выражение.
- Как вы думаете, что за жизнь светит, сияет в этом поле? (Это молодые ростки)
- В каком месяце выпал самый первый снег (предложение из текста)
- Как описывает автор небо
- Что узнали о первом снеге (прочитайте)
- Какие краски вы бы выбрали, рисуя первый снег? Каким настроением было бы проникнуто ваше полотно?
Как можно назвать 1 часть? Давайте запишем в тетрадь. (Октябрьский снег)
Вторую часть обучающиеся читают «по цепочке».
Во втором абзаце найдите слова, которыми автор передаёт восхищение зимним днём.
- С чем автор сравнивает Солнце, Поле, Снег?
- Каким увидел автор январский снег.
Словарно-лексическая работа (Ребята , знатоки слов, читают значения слов).
Гнёт – тяжесть, груз, давящий на что-нибудь.
Бездонно – не имеющее дна, чрезвычайно глубокое.
Сыпучее – состоящее из очень мелких частиц и легко рассыпающееся, сыплющееся.
Натужно (тянет) – напрячь все силы, медленно и протяжно.
Как можно назвать 2 часть? Давайте запишем в тетрадь.(Январский снег)
Физкультминутка.(2 мин)
Снег
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в
локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам, шепотом)
Третью часть читают самостоятельно, работая в паре.
Словарно-лексическая работа. (Ребята , знатоки слов, читают значения слов).
Колючий – имеющий колючки, способный колоть.
Метель – сильный ветер со снегом.
Мглистое небо – непрозрачное от чего-либо.
Нахлобучив – надвинув низко на лоб.
Лютует – злится.
ТЕСТ (взаимопроверка)
1. О каком снеге говориться в 3 части
1) Февральском; 2) Октябрьском; 3) Январском
2. Февральский снег самый
1) Злой и колючий; 2) Злой и свирепый; 3) Сильный и мокрый
3. Небо кажется
1) Очень низко; 2) Очень высоко;3) Очень далеко
4. В этом месяце очень часты
1) Грозы; 2) Метели; 3) Дожди.
Как можно назвать 3 часть? Давайте запишем в тетрадь.(Апрельский снег)
Четвертую часть читаем «цепочкой»
Начинаем поиск ответа на вопрос «Какой бывает снег в последней части рассказа» через игру «Догонялки» (один читает, остальные почёркивают важные для ответа слова).
Словарно-лексическая работа. (Ребята , знатоки слов, читают значения слов).
Оспинки – неровности в виде маленьких углублений.
- А каким же бывает снег в апреле?
Как можно назвать 4 часть? Давайте запишем в тетрадь. (Февральский снег).
4. Закрепление знаний обучающихся.(5 мин)
- Так какой бывает снег? Расскажите. Получили мы ответ на поставленный в начале урока вопрос? Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку?
Прием «Кластер»
Тихий
Робкий
Злой
Сильный
СНЕГ
Спокойный Дырявый
Колючий Плотный
Липкий
- Кто может рассказать мне стихотворение З.Александровой «Снежок» наизусть (опрос обучающихся 2-3 человека)
4. Рефлексии. (1 мин)
- Что было не понятно? Что было сложно делать?
- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.
5. Домашнее задание. (1 мин)
Подготовить выразительное чтение рассказа и пересказ по плану 1ряд -1 часть, 2 ряд -2 часть, 3 ряд – 3 часть, 4 часть пересказывать всем.
.