Начальная школа- I ступень социализации и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ручной труд
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося младшего возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности
Задачи изучения предмета:
― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности.
― формирование интереса к разнообразным видам труда
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков
- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- ― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
- ― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- ― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
- ― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
- вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. ной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
- вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера - выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-знание видов трудовых работ;
-знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
-знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание видов художественных ремесел;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
-анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарногигиенических требований при выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; -отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
-пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-составление стандартного плана работы по пунктам;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами;
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; -выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
-бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; -древесиной; конструировать из металлоконструктора); -выполнение несложного ремонта одежды
Второй год реализуется программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Основная цель реализации программы БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Состав базовых учебных действий
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия
рассматриваются на различных этапах обучения.
Общие трудовые умения
- ставить задачу
- отбирать необходимые материалы
- отбирать средства для её реализации
- планировать ход работы
- контролировать действия
- оценивать результаты
Программой предусмотрены несколько видов труда
- работа с глиной и пластилином
- работа с природными материалами
- работа с бумагой и картоном
- работа с текстильными материалами
- работа с проволокой и металлоконструктором
Работа с пластилином
При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу - мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды, стилизованных фигур птиц и животных - утенка, цыпленка, кошки, белки, деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.
Работа с пластилином
При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу - мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды, стилизованных фигур птиц и животных - утенка, цыпленка, кошки, белки, деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.
Работа с природным материалом
Обучающиеся овладевают техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе и т.д. Работая с природными материалами, обучающиеся учатся приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея, палочек, соблюдения пропорций изделия и др.
Работа с бумагой и картоном
На данном этапе деятельность учащихся тесно связана с содержанием предмета «Окружающий мир» Программа предусматривает использование математических знаний: это работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов при работе с геометрическими фигурами. Данный вид работы является одним из трудных видов деятельности для учащихся коррекционной школы VIII вида.
Работа с бумагой и картоном
Работа с бумагой и картоном
Оригами
Особое место на данном этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у учеников. Поэтому я выбирала изделия, не требующие многоэтапного выполнения. Такие предметы как ёлочка, бабочка, голубь, утка.
Работа с текстильными материалами
При работе с текстильными материалами на уроках ручного труда ребята изготавливают такие поделки, как игольница, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных фигур (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей.
Таблица взаимосвязи выполнения практических работ на уроках ручного труда в начальном звене и профессионально-трудовыми профилями в старшей школе.
Картонажно-пере-
Работа с бумагой и
плётное дело
картоном
Уборка помещений
Обслуживающий труд
Работа с тканью
Швейное дело
Работа с проволокой
Слесарное дело
Работа с пластичными
Штукатурно-малярное
материалами
дело
Знакомство с профессиями
Ребята знакомятся с профессиями: швея, овощевод, маляр, повар , уборщик и т.д.
Трудовые дела в классе:
Готовим рабочее место.
Вытираем доску.
Раздаем тетради.
Вытираем пыль.
Дежурим в столовой.
Поливаем цветы.
Трудовые дела в классе:
Спасибо за внимание!