СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальная школа- I ступень социализации и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа- I ступень социализации и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Начальная школа- I ступень социализации и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

 Начальная школа- I ступень социализации и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 

Начальная школа- I ступень социализации и профориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 

Ручной труд Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося младшего возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности

Ручной труд

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося младшего возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности

Задачи изучения предмета: ― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. ― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности. ― формирование интереса к разнообразным видам труда

Задачи изучения предмета:

― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности.

― формирование интереса к разнообразным видам труда

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков

  • коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • ― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
  • ― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • ― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
  • ― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
  • вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. ной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
  • вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

 

Достаточный уровень:

-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера - выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

-знание видов трудовых работ;

-знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

-знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание видов художественных ремесел;

-знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

-анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарногигиенических требований при выполнении трудовых работ;

-осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; -отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

-пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

-составление стандартного плана работы по пунктам;

-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами;

-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами; -выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

-бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; -древесиной; конструировать из металлоконструктора); -выполнение несложного ремонта одежды

 

  Второй год реализуется программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с интеллектуальными нарушениями   Основная цель реализации программы БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Второй год реализуется программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Основная цель реализации программы БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Состав базовых учебных действий

1.  Личностные учебные действия  обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2.  Коммуникативные учебные действия  обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3.  Регулятивные учебные действия  обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4.  Познавательные учебные действия  представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия

рассматриваются на различных этапах обучения.

Общие трудовые умения   ставить задачу  отбирать необходимые материалы  отбирать средства для её реализации планировать ход работы контролировать действия  оценивать результаты

Общие трудовые умения

  • ставить задачу
  • отбирать необходимые материалы
  • отбирать средства для её реализации
  • планировать ход работы
  • контролировать действия
  • оценивать результаты
Программой предусмотрены несколько видов труда работа с глиной и пластилином работа с природными материалами работа с бумагой и картоном работа с текстильными материалами работа с проволокой и металлоконструктором

Программой предусмотрены несколько видов труда

  • работа с глиной и пластилином
  • работа с природными материалами
  • работа с бумагой и картоном
  • работа с текстильными материалами
  • работа с проволокой и металлоконструктором
Работа с пластилином При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу - мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды, стилизованных фигур птиц и животных - утенка, цыпленка, кошки, белки, деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.

Работа с пластилином

При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу - мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды, стилизованных фигур птиц и животных - утенка, цыпленка, кошки, белки, деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.

Работа с пластилином При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу - мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды, стилизованных фигур птиц и животных - утенка, цыпленка, кошки, белки, деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.

Работа с пластилином

При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу - мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды, стилизованных фигур птиц и животных - утенка, цыпленка, кошки, белки, деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.

Работа с природным материалом Обучающиеся овладевают техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе и т.д. Работая с природными материалами, обучающиеся учатся приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея, палочек, соблюдения пропорций изделия и др.

Работа с природным материалом

Обучающиеся овладевают техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе и т.д. Работая с природными материалами, обучающиеся учатся приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея, палочек, соблюдения пропорций изделия и др.

Работа с бумагой и картоном На данном этапе деятельность учащихся тесно связана с содержанием предмета «Окружающий мир» Программа предусматривает использование математических знаний: это работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов при работе с геометрическими фигурами. Данный вид работы является одним из трудных видов деятельности для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Работа с бумагой и картоном

На данном этапе деятельность учащихся тесно связана с содержанием предмета «Окружающий мир» Программа предусматривает использование математических знаний: это работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов при работе с геометрическими фигурами. Данный вид работы является одним из трудных видов деятельности для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Работа с бумагой и картоном

Работа с бумагой и картоном

Работа с бумагой и картоном Коллективная работа

Работа с бумагой и картоном

  • Коллективная работа
Оригами Особое место на данном этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у учеников. Поэтому я выбирала изделия, не требующие многоэтапного выполнения. Такие предметы как ёлочка, бабочка, голубь, утка.

Оригами

Особое место на данном этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у учеников. Поэтому я выбирала изделия, не требующие многоэтапного выполнения. Такие предметы как ёлочка, бабочка, голубь, утка.

Работа с текстильными материалами При работе с текстильными материалами на уроках ручного труда ребята изготавливают такие поделки, как игольница, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных фигур (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей.

Работа с текстильными материалами

При работе с текстильными материалами на уроках ручного труда ребята изготавливают такие поделки, как игольница, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных фигур (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей.

Таблица взаимосвязи выполнения практических работ на уроках ручного труда в начальном звене и профессионально-трудовыми  профилями в старшей школе. Картонажно-пере- Работа с бумагой и плётное дело картоном Уборка помещений Обслуживающий труд Работа с тканью Швейное дело Работа с проволокой Слесарное дело Работа с пластичными Штукатурно-малярное материалами дело

Таблица взаимосвязи выполнения практических работ на уроках ручного труда в начальном звене и профессионально-трудовыми профилями в старшей школе.

Картонажно-пере-

Работа с бумагой и

плётное дело

картоном

Уборка помещений

Обслуживающий труд

Работа с тканью

Швейное дело

Работа с проволокой

Слесарное дело

Работа с пластичными

Штукатурно-малярное

материалами

дело

Знакомство с профессиями Ребята знакомятся с профессиями: швея, овощевод, маляр, повар , уборщик и т.д.

Знакомство с профессиями

Ребята знакомятся с профессиями: швея, овощевод, маляр, повар , уборщик и т.д.

Трудовые дела в классе: Готовим рабочее место. Вытираем доску. Раздаем тетради. Вытираем пыль. Дежурим в столовой. Поливаем цветы.

Трудовые дела в классе:

Готовим рабочее место.

Вытираем доску.

Раздаем тетради.

Вытираем пыль.

Дежурим в столовой.

Поливаем цветы.

Трудовые дела в классе:

Трудовые дела в классе:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!