Дата: 03.12.15г.
Предмет: Дагестанская литература
Тема: «Весна. А. Гафуров»
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
-Познакомить с творчеством и биографией автора
- Познакомить учащихся с традициями и адатами, особенностями мировоззрения, своеобразием творчества.
- Продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу
Оборудование: портрет, учебник
Ход урока
1. Организационное начало урока
-Подготовка и проверка готовности учащихся к уроку
2. Актуализация знаний
А). Работа по учебнику
- Ребята, что мы проходили с вами на прошлом уроке?
(Ответы уч-ся)
- А кто написал? (Абдулмеджид Меджидов)
- Сейчас мы прочитаем это стихотворение
(Чтение по цепочке)
- Кто скажет, что означает«Мелкой дрожью не дрожат»? (здесь: сильно не пугаются)
- Кто скажет, что означает «Годекан»? (собрание мужчин)
- А что означает «Борона»?
- Что означает «очаг»? (устройство для разведения и поддерживания огня)
- Что такое «гомон»? (крик, шум)
-Что означает слово «Чалма»
- Что такое «Озимь»? ( засеваемый осенью посев, всходы его)
- У каждого человека есть большая родина и малая родина. Как вы это понимаете?
3. Физминутка
4. Работа над новой темой
А). Знакомство с биографией
Г
афуров Абуталиб Гафурович
(1882-11-21 — 1975-11-21)
Родился 21 сентября 1882 года в дагестанском селении Шуни в семье многодетного крестьянина.Приобщаться к труду Абуталиб стал с восьми лет — пас телят состоятельных односельчан.В одиннадцать лет он был отдан на обучение к кузнецу-лудилыцику в селение Кумух. Овладев мастерством, он вместе с хозяином-мастером отправляется на отхожий промысел.
Абуталиб побывал в Дербенте, Баку, Гяндже, Тбилиси, Астрахани, Царицыне (Волгограде) и выучился говорить по-кумыкски и по-азербайджански, по-грузински и сносно по-русски.
В 1942 году в Даггизе вышла в свет его книга стихов «За Родину!», а в следующем году — сборник стихов «Голос Дагестана».В послевоенные годы в дагестанских книжных издательствах выходят его книги стихов: «Победа», «Родные горы», «Светлый путь», «Счастливая жизнь», «Избранные произведения», «Достигнутое жела¬ние», «Избранное», «Медоносноя пчела», «Весеннее утро», «Хорошее слово», «Расцвет жизни», «Новая ступень», «Избранное и поэмы» и другие. Всего в дагестанских и московских издательствах в разные годы вы¬шло около тридцати книг А. Гафурова, из них шесть на русском языке.
Им написаны поэмы «Садовод Абдулла», «Хадижат», «Солдаты гор», несколько рассказов, новелл, сказок в стихах для детей и книга «Рассказы о моей жизни». Стихи А. Гафурова переводились и публиковались на всех языках народов Дагестана, на многих языках народов СССР и ряда иностранных языков.
29 апреля 1975 года А. Гафуров ушел из жизни.А. Гафуров был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции, медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».Образ мудрого поэта увековечен Р. Гамзатовым в книге «Мой Дагестан». Его именем названа одна из улиц в Махачкале, в начале которой установлена мемориальная доска. Бюст поэта установлен в центральном сквере г. Махачкалы.
Имя Абуталиба золотыми буквами вписано в историю дагестанской литературы. Его творчество и поныне светит, как солнце. Его жизнь — пример человеческого достоинства и чести.
Он был истинным сыном своего народа, знал жизнь из самых ее глубин и устоев. Он – свидетель и участник своего века, честно отражал всё, что происходило в жизни, и в этом видел предназначение истинного поэта.
Он был не только поэтом, но и ярким выразителем народной мудрости, совести, высокой духовности. «Абуталиб сказал…» — так цитировал поэта–мудреца Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан». Вот отрывок из неё.
Б). Чтение стихотворения
-И сейчас мы прочитаем с вами вместе очень интересное стихотворение А. Гафурова
(Чтение текста)
5. Словарная работа
Начало завязи-плодам-так говорят про плод, который начинает только что расти.
6. Физминутка
7.Рефлексия
-Какое у вас настроение от сегодняшнего урока?
- Кто считает, что он сегодня хорошо поработал?
- А кто плохо и почему?
8.Подведение итогов уроков
- Чем мы сегодня на уроке занимались?
- Что вы нового узнали для себя?
- Чему учит нас это притча?
- Какие адаты и традиции соблюдают в вашей семье?