СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Начало эпохи дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Начало эпохи дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)»»

План-конспект по истории

Класс 8-А

Уровень обучения – базовый

Тема урока «Начало эпохи дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)»

Цели урока: определить значение дворцовых переворотов в истории России

Задачи урока:

Предметные:

- создать условия для осмысления и систематизации знаний по теме «Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)» средствами критического мышления;

Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительных источников, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

- формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать в соответствии с планом;

- создавать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать свое мнение, умело аргументируя его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать.

Личностные :

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - устанавливать связь между целями деятельности и ее результатом.

 - определять общие для всех правила поведения, правила групповой работы;

 -оценивать содержание учебного материала, используя личные ценности;


Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цели урока;

 - определять и формулировать задачи урока;

 - работать по заготовленному плану, соблюдая установленные инструкции;

 - высказывать свое мнение, пользуясь учебным материалом;

  - отличать правильно и неправильно выполненное задание;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с одноклассниками и учителем оценивать свою деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебном материале;

 -ориентироваться в своей системе знаний, определяя границы своих знаний;

 - находить ответы на вопросы в учебном материале;

 - проводить анализ текста учебника, карты;

 - проводить классификацию, указывая на основания классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать высказывания других учащихся;

 уметь аргументировать свою точку зрения;

 - искать информацию, используя несколько источников.

Планируемые результаты: 

Предметные:

Учащиеся должны:

  • Объяснять причины дворцовых переворотов;

  • знать последовательность прихода к власти потомков Петра;

  • характеризовать важнейшие события эпохи дворцовых переворотов;

  • используя текст «кондиций» дать характеристику предпринятой попытки ограничения абсолютной власти монарха в России;

  • давать оценку результатов дворцовых переворотов.

Личностные:

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих по­колений;

  • осознавать свою идентичность как гражданина страны;

  • проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

  • умело использоваться различными источники историческими источниками;

  • анализировать и обобщать факты;

  • обоснованно делать выводы;

  • осуществлять коллективную работу, со­трудничая с одноклассниками.

Оборудование: портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, схема «Династия Романовых в XVII – XVII карта Россия в 1725-1762 гг.

Основные даты и события:

1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

1727-1730 гг. - правление Петра II.

1730-1740 гг. - правление Анны Иоанновны.

1740-1741 гг. - правление Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 гг. - правление Петра II.

1762 -1796 гг. правление Екатерины II.

Основные понятия:

Дворцовый переворот – насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора.

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в Российской империи в 1726-1730 гг.. Создан Екатериной 1.Распущен Анной Иоановной.

Кондиции – условия вступления на престол императрицы Анны Иоановны, выдвинутые Верховным тайным советом с целью ограничения самодержавной власти монарха.

Фаворит – придворный, пользующийся благосклонностью монарха, получающий от него, привилегии и оказывающий влияния на внутреннюю и внешнюю политику.

«Бироновщина» - политический режим в России в 30-е годы XVIII в., характеризующийся засильем иностранцев, главным образом немцев, на важнейших государственных постах.

Дворцовые перевороты 1725-1761 гг.

Кто правил

Родство с Петром 1

Время правления

Опора правителя

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I. Умерла от чахотки или от приступа ревматизма.

жена

1725-1727 гг.

 

 

 

Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Толстой), Верховный тайный совет.

Петр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

внук

1727-1730 гг.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

племянница

1730-1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А. И. Остерман, Б. К. Миних. Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I. Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

сын племянницы Анны Ивановны

1740-1741 гг. Низложены гвардейскими полками.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

дочь

1471-1761 гг.

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 7 июля 1762 г.

внук

1761-1762 гг. Низложен гвардейскими полками.

 

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербская

жена внука Петра III

1762-1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство

Содержание урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация пройденного материала. Введение в тему урока.

Ребята, послушайте стихотворение:

Как много сделал он для матушки России

Великих дел, свершений и побед.

Коль славен он и прежде и поныне

Без малого почти три сотни лет.

Великий царь, великий император

Он шел по жизни собственным путем.

И для страны и для себя как реформатор

Ему все было в жизни нипочем.

Всегда стремился первым быть как прима

Еще когда водил потешный был народ.

И строил он, как воевал неудержимо

Мануфактуры, города и армию, и флот.

О ком же говорится в этом стихотворении? Конечно же, о Петре I. На протяжении ряда уроков мы изучали одну из самых интересных и спорных эпох отечественной истории – эпоху Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес не только у историков, но и у многих граждан России.

Вступительное слово учителя:

Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, ответьте на вопрос:

– Как в Русском государстве решался вопрос с наследованием трона (великокняжеского, царского)?

Порядок престолонаследования от отца к старшему сыну существовал на Руси с древнейших времен, конечно при условии, если наследник был. Такой порядок просуществовал вплоть до эпохи Петра I. В 1722 году Петр издал указ о престолонаследии, по которому император должен сам назначать наследника. Скорее всего это связано с тем, что Петр опасался за судьбу своих реформ, у которых было немало противников, в том числе и сын – царевич Алексей.

Осенью 1724 года один из российских кораблей потерпел кораблекрушение. Петр 1 одним из первых бросился в ледяную воду спасать матросов. Он сильно простудился и в январе 1725 года скончался в страшных муках. Скоропостижно умирая Петр не успел назначить наследника. После смерти императора борьба за трон стала характерной чертой десятилетий, за 37 лет с 1725 по 1762 г. на русском престоле один за другим побывало 6 императоров.

Этот период принято называть“Эпохой дворцовых переворотов”. Начинается острая борьба за власть между придворными дворянскими группировками. В ходе борьбы усиливается то одна, то другая группировка и каждая стремилась “посадить” на трон своего человека. Сегодня на уроке мы познакомимся с этой сложнейшей и интереснейшей эпохой – “Эпохой дворцовых переворотов” Запись темы урока в тетрадь.

План

Организационный момент

Сообщение нового материала по плану:

1. Понятие и причины дворцовых переворотов XVIII века.

2. Ход переворотов:

а) Екатерина I;

б) Петр II;

в) Анна Иоанновна;

г) Иван VI;

д) Елизавета Петровна;

е) Петр III

3. Итоги дворцовых переворотов

Ш. Закрепление

IV. Рефлексия

  1. Работа с родословной Романовых

  2. Соотнесите правителей и годы правления

  3. Историческая личность (работа с портретами и описаниями)

  1. Внук великого императора, сын убитого царевича, ставший императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе

  2. При жизни названный Великим, он не успел оставить завещание и назначить наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть

  3. Внук великого императора, сын его любимой дочери, был воспитан за границей. Наречён наследником престола родной тёткой, пришедшей к власти в результате очередного переворота

  4. Племянница великого царя, ставшая императрицей по приглашению Верховного тайного совета. Годы правления этой грозной женщины были отмечены усилением позиций прибалтийских немцев у трона.

  5. Дочь Петра Великого, свергла с престола младенца-императора, своего внучатого племянника, и правила страной 20 лет

Работа с документом – раздаточный материал


Приход к власти Екатерины II

Иван Есаулков


Принцесса Цербстская* сначала
Язык усердно изучала,
И нравы русской старины
В короткий срок изучены!

Она умом своим блистала:
Вольтера, Монтескье читала.
А Пётр был ежедневно пьян,
Не по её вине – изъян!

Супругу он совсем оставил,
Россией же недолго правил:
Все недовольны им... и вот
Произошёл переворот.

Её давным-давно готовы
Во всём поддерживать Орловы.
Составлен быстро манифест,
А муж отправлен под арест.

Так после смерти Петра Великого произошло шесть дворцовых переворотов. В течении 37 лет шесть правителей сменилось на российском престоле. Возросла роль придворных фаворитов и гвардии. Ведь именно они помогали каждому новому правителю захватить власть. (Заполнение таблицы.)

Результаты дворцовых переворотов:

1.Сохранение абсолютной монархии

2.Усиление экономических и политических позиций дворянства.

3. Существенное сокращение прав крестьян: запрещалось поступать на военную службу без согласия помещика, запрещается приобретать недвижимые имения, вступать в откупа и подряды, заводить фабрики. Крепостные крестьяне не признавались подданными государства, а рассматривались подданными их господ

4. Закрепление изученного материала.

- Почему период с 1725-1762 г. называется периодом дворцовых переворотов?

- Сколько дворцовых переворотов произошло за 37 лет?

- Кто такие фавориты?

Задание:

Восстановите последовательность правления императоров.

  1. Подведение итогов.

Выставление оценок.

6.Рефлексия. кластер– Эпоха дворцовых переворотов

7. Домашнее задание.

П. 13-14. Вопросы, учить термины.