Разработка открытого урока по теме «Начало правления Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления»
Учитель высшей категории
МБОУ «Кобринская ООШ»
Синявская Лидия Ивановна
Тема урока: Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.
Цель: сформировать у учащихся представление о факторах, повлиявших на становление личности. Ивана IV Васильевича и о первом периоде его правления
Задачи: Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой.
Объяснять причин и значение принятия Иваном IV царского титула.
- обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о личности первого русского царя, учить умению сравнивать правление Елены Глинской и боярского правления, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства.
- развивающие: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты,
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
- воспитательные: продолжить формирование умения давать собственную оценку историческим событиям, формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
Умение формулировать ценностные суждения по изучаемой проблеме, осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Проявление интереса истории своей страны и своего народа.
Сохранение мотивации к учебной деятельности.
Предметные результаты:
Владение базовыми историческими понятиями.
Умение поиска информации в тексте учебника и документах для объяснения внутриполитической ситуации в стране, причин, целей и сущности реформаторской деятельности Ивана IV и его соратников по Избранной Раде.
Умений анализировать и сравнивать исторические события.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют уровень усвоения изученного материала.
2. Познавательные УУД: готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умения критически оценивать информацию, использовать текст учебника и исторического источника при ответе на вопросы.
3. Коммуникативные УУД: учитывать позиции собеседников, владение языковыми средствами, умение излагать своё мнение, аргументируя его.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы урока:
- История России.7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч.Ч.1./{Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, Ф.Я.Токарева}; под ред. А.В. Торкунова - М.: Просвещение, 2020;
- презентация.
Основные понятия и термины: боярское правление, централизованное государство, царство, царь, реформы.
Даты: 1533 – 1584 гг. – правление Ивана IV Грозного; 1534 г. – денежная реформа Е. Глинской; 1547 г. – венчание Ивана Грозного на царство. Выдающиеся личности:
Елена Глинская – мать Ивана Грозного; Иван IV Васильевич Грозный; митрополит Макарий.
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! У нас сегодня открытый урок, на котором присутствуют гости.
Проверка домашнего задания.
- Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра «Верю - не верю». Правила игры: Если утверждение верное - поднимаем руку, если не нет, то не двигаетесь. Давайте вспомним, как управлялось государство в XVв.
Слайд 2
1.Правитель в России в конце XV века назывался Великий князь Всея Руси. (+)
2. Атрибуты царской власти – шапку Мономаха, скипетр, державу – на торжественных приемах использовал Иван III? (+)
3. Боярская дума - это совет из представителей старинных боярских родов при князе? (+)
4. Общегосударственные ведомства назывались дворец и казна? (+)
5. Василий III первый принимает титул – государь всея Руси?(- , Иван III )
6. Система содержания должностных лиц за счет местного населения – это пожилое (-, кормление)
Слайд 3
7. Порядок назначения на должность в зависимости от знатности рода и положения предков называется местничеством? (+)
8. Первым русским митрополитом стал Иона. (+)
9. Теорию «Москва – Третий Рим» сформулировал монах псковского монастыря Нил Сорский (-, псковский монах Филофей)
10. В конце XV века на печати Василия III появилось изображение двуглавого орла с коронами на головах? (-, Ивана III )
- Отлично! Молодцы!
Этап постановки цели урока
Слайд 4
- Сегодня нам предстоит рассмотреть противоречивую эпоху отечественной истории. Мы познакомимся с личностью неординарной, патриотичной, жестокой и в тоже время сердечной. Я предлагаю вам прослушать стихотворение.
(ученик читает стихотворение:
Нам надо всё честно сказать об Иване!
За Русь, за народ были пролиты слезы…
Год целый до штурма далекой Казани,
А Царь… В двадцать лет уже Грозный!
Мы Кривду и Ложь на Руси всяк поборем,
Ведь Царь за народ пред народом в ответе!
Притихли попы на Стоглавом Соборе —
Нещадно их лупит Иван тяжкой плетью!
Царя сотни лет ненавидят Иуды…
И лгут на него, называя Кровавым!
Но есть местно чтимый у Русского люда,
Иван, что стал Грозным народу на славу!
Сазонов Константин)
- О ком пойдет речь сегодня на уроке? (Об Иване Грозном)
- Мы познакомимся с деятельностью первого русского царя. Правление Ивана IV делится на два этапа, совершенно противоречащих друг другу. Первый этап – реформаторский. Второй этап – «Опричнина». Он характеризуется особой жестокостью царя и приостановлением реформаторской деятельности. Рассмотрим сегодня первый этап более подробно.
- Когда мы изучаем историческую личность что нас интересует?
- Верно, его биография, черты личности, что им был сделано.
- А какую проблему нам придется решить сегодня на уроке. Для этого вспомните стихотворение (Действительно ли Иван Грозный был тираном, безжалостным человеком)
Слайд 5
Проблемный вопрос темы – Так кто же Иван Грозный? Тиран? Великий государственный деятель? Или же темный след в истории? На эти вопросы нам предстоит ответить, изучая эпоху правления Ивана IV.
- Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь. (Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.)
- Василий III умер в 1533 г., оставив наследником трѐхлетнего сына Ивана, назначив для попечения о сыне опекунский совет из 7 бояр. Постоянная борьба за власть между боярами-опекунами Шуйскими, Бельскими, Глинскими, вынудила мать наследника взять управление государством в свои руки.
Слайд 6
Елена Васильевна (из рода князей Глинских) управляла страной с 1533 по 1538 г. Что же известно историкам о Елене Глинской? Как оценивают они еѐ регентство? Елена была чудо как хороша: стройная, живая, грациозная, с удивительно тонкими и правильными чертами удлинѐнного лица. В столице Русского государства Елена Глинская появилась в возрасте четырнадцати лет и сразу затмила красотой всех местных боярынь и княжон. Увидев еѐ в Успенском соборе на одном из церковных праздников, Василий III уже не смог еѐ позабыть. Она была второй супругой Василия III, которому было 47 лет, когда он еѐ встретил. Ему пришлось отправить в монастырь свою первую жену Соломонию Сабурову, от брака с которой у него не было детей.
Елена при изумительной красоте была ещѐ и умна, весела нравом и прекрасно образована: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни. К тому же была она знатного рода.
Мнение о ней не было однозначным. Одни восхваляют за твѐрдый курс, который она проводила, другие осуждают за жестокость, с которой она расправлялась со своими врагами: Юрием Дмитровским – бросили в темницу и «уморили страдальческой смертью», Андреем Старицким – обвинен в измене, Михаилом Глинским, дядей Ивана IV, которые стремились к власти.
Елена Глинская стала регентом в возрасте 25 лет на время малолетства сына Ивана. (Запись в тетрадь: Регентство Елены Глинской)
- Найдите в учебнике, что означает слово регент с. 49 учебника
Регентство – это временное правление при малолетстве, болезни или отсутствии монарха. (Запись в тетрадь)
- Какие же реформы провела Елена Глинская? Найдите ответ в учебнике.
Слайд 7
–Денежная (утверждение единой общегосударственной системы счѐта; введение копейки).
– Единые для всех меры веса и длины
– Укрепление Москвы.
– Строительство стен Китай-города.
– Стабилизация отношений с Польшей и Швецией - перемирие с Литвой (1537) (Запись в тетрадь)
Слайд 8
В апреле 1538 г. молодая правительница внезапно скончалась в возрасте 30 лет. Очевидцы утверждали: вид покойной, положение еѐ тела – всѐ ясно говорило, что умерла она в страшных конвульсиях и мучениях. Ходила молва, что еѐ отравили. Великая княгиня чахла постепенно. В последний год жизни она страдала от какого-то непонятного недуга: испытывала слабость, головокружение, тошноту. Это заставляло еѐ часто отправляться в богомольные поездки по монастырям. Во время них она чувствовала себя много лучше, полагая, что еѐ спасают истовые молитвы у чудотворных икон и мощей. На самом деле, видимо, во дворце находился источник хворобы, и это улучшало еѐ здоровье.
Настораживает спешка, с которой была похоронена Елена Глинская: погребение состоялось… в день еѐ смерти, и родственникам едва дали проститься с покойной. Может, виновники еѐ гибели торопились скрыть следы своего злодеяния?
В настоящее время уже доказано, что Елена Глинская умерла от отравления солями ртути. Это выяснилось при исследовании еѐ останков.
-Что нового узнали из моего рассказа? (ученики рассказывают о реформах Елены Глинской, о ее смерти)
Слайд 9
1538 – 1547 гг. – период боярского правления.(в тетрадь)
Потеряв мать, Иван IV остался на попечении бояр. Вспыхнула борьба за власть между различными группировками знати. Эта борьба сопровождалась арестами, ссылками, казнями.
Вначале власть перехватили Шуйские. Василий Шуйский женился на двоюродной сестре великого князя Ивана и стал дядей государя. Он присвоил себе титул наместника московского. Освободил из заключений и ссылок участников прежних заговоров: Ивана Бельского, Андрея Шуйского и пр. Под домашним арестом остались только малолетний Владимир Старицкий и его мать. Конкуренты Шуйскому были не нужны.
Слайд 10
В 16 лет Иван заявил митрополиту о своем желании венчаться не на княжение, а на царство . Это значительно укрепляло авторитет власти (на Руси называли царями ордынских ханов и императоров Византии). 16 января 1547 г. митрополит Макарий в Успенском соборе венчал Ивана на царство. (Запись в тетрадь: 1547 г. – венчание Ивана IV на царство)
Иван IV стал первым в истории России «боговенчанным царем».
Слайд 11
Значение этого акта:
Уравнение Ивана IV с ханами Казани и Астрахани, наследниками Золотой Орды.
Царский титул ставит Ивана IV выше королей Дании, Швеции, Франции, Англии.
Иван IV возвысился над русскими князьями, он — великий государь (господин), а не первый среди равных.
Провозглашена преемственность власти царя от византийских императоров.
Царь как помазанник Божий защищает интересы Церкви.
Возвышение России в глазах православных народов Европы.
Царский титул свидетельствует о внешнеполитических притязаниях Ивана IV
Слайд 12
3 февраля 1547 года Иван женился на юной боярышне Анастасии Романовне, принадлежавшей к древнему роду Захарьиных-Юрьевых.
Всего у Ивана Васильевича было 8 (?) жен
- Теперь нам предстоит ответить на проблемный вопрос урока:
Так кто же Иван Грозный? Тиран? Великий государственный деятель? Или же темный след в истории?
- Для того, чтобы объективно решить этот вопрос давайте проведем суд истории.
Слайд 13
4. Игра «Суд истории»
На судебном заседании Вам (суду присяжных) предстоит решить, чья позиция имеет более веские аргументы.
Секретарь Встать! Суд идет!
- Судебное заседание ведет судья ___________, прокурор __________, адвокат _____________.
Судья Судебное заседание объявляю открытым.
- Господин адвокат, назовите имя Вашего подзащитного.
Адвокат Его имя – Иван Васильевич Грозный.
Судья Господин прокурор, вы можете приступить к допросу.
Прокурор Скажите, сколько было лет Вашему подзащитному, когда умерла его мать?
Адвокат 8 лет
Прокурор Вы настаиваете на том, что бояре старались отстранить его от управления государством?
Адвокат Да, они узурпировали власть и совершенно не давали ему управлять государством.
Прокурор Как вы думаете, способен ли 8-летний ребенок управлять государством?
Адвокат Протестую
Прокурор Я поставлю вопрос по-другому: Мог ли Иван Васильевич в 1538г взять на себя управление государством?
Адвокат Нет. Бояре должны были научить малолетнего этому. Но какие там уроки, если порой его даже забывали накормить.
Судья. На судебное заседание приглашаются потомки-историки, которые занимались изучением эпохи Ивана IV
Судья Вызывается Николай Михайлович Карамзин
Представитель Карамзина Н.М.
Я выступаю на суде от имени российского историка Николая Михайловича Карамзина. Рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской.
Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость.
Судья Вызывается Василий Осипович Ключевский
Представитель Ключевского В.О.
Я выступаю на суде от имени российского историка Василия Осиповича Ключевского.
От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества.
Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка.
Судья Вызывается Соловьев Сергей Михайлович
Представитель Соловьева С.М.
Я выступаю на суде от имени российского историка Соловьева Сергея Михайловича
Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!
Судья Вызывается Джером Горсей
Представитель Джерома Горсея
Я выступаю на суде от имени Джерома Горсея, английского дипломата
Царь наслаждался, купая в крови свои руки и сердце, изобретая новые пытки и мучения, приговаривая к казни тех, кто вызывал его гнев, а особенно тех из знати, кто был наиболее предан и любим его подданными.»
Судья Вызывается Анатолий Васильевич Торкунов
Представитель Торкуно́ва А.В.
Я выступаю на суде от имени Анатолия Васильевича Торкуно́ва — российского дипломата, историка и политолога.
С раннего детства он видел казни и опалы. Люди, к которым он был привязан, — Иван Овчина-Оболенский, Иван Бельский — были убиты. Со временем Иван привык к расправам. В 13 лет Иван уже сам велел затравить собаками Андрея Шуйского.
Не получил систематического образования, но был от природы одарённым, любил читать, особенно интересовали описания жизни великих правителей прошлого и рассуждения о божественном происхождении верховной власти.
Был хорошим оратором. В своих речах он любил ссылаться на произведения древних авторов и приводил примеры из римской истории.
Стал талантливым писателем. Собрал крупнейшую в Европе библиотеку. Сочинял церковную музыку. Любил играть в шахматы.
Судья Заключительное слово предоставляется прокурору Ганину Е.
Прокурор Уважаемый суд. Мы внимательно выслушали речи свидетелей и у нас сложилось мнение, что царя Ивана следует не судить, а причислить к лику святых за его праведную жизнь. Но факты речь упрямая. Мы не можем допустить, что убийства были оправданы, виновен один человек—ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ.
Адвокат Уважаемый суд. Мы только что выслушали доводы стороны обвинения, из которых следует, что царь Иван Грозный—это изувер, палач, доведший страну до катастрофы. Но и у нас есть факты: Царь Иван был человеком своего жестокого XVI века: французский король Карл IX сам участвовал в беспощадной резне протестантов в Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 г., когда была уничтожена добрая половина родовой французской знати. Испанский король Филипп II с удовольствием смотрел как инквизиторы сжигают на кострах еретиков. Что же касается количества убиенных во время правления Ивана Грозного то цифры говорят следующее: во время его правления было уничтожено 3—4 тысячи человек. Между тем как давно было установлено, в Англии в тот же век было казнено при Генрихе VIII 73 тысячи человек, при Елизавете—89 тысяч человек; примерно столько же «инакомыслящих» было уничтожено их современниками испанскими королями Карлом V и Филиппом II. Но при этом и в Испании и в Англии к этим коронованным палачам относятся с почётом и уважением.
Если бы царь Иван IV был действительно палачом и извергом, то народная молва вряд ли дала ему такое прозвище—ГРОЗНЫЙ. В народе слово «грозный» означает справедливый царь, вершитель правосудия.
Судья Уважаемые присяжные заседатели вы только что выслушали различные мнения относительно деятельности царя Ивана Грозного. Прошу вас вынести свое решение по этому делу. (Идет голосование, выносится решение)
Учитель:
1.Как Вы относитесь к теории двух Иванов?
2.Согласны ли Вы с доводами различных историков? Какая из оценок Вам кажется более убедительной?
3.Существовала ли альтернатива тому пути, по которому пошел Иван IV?
4.Как Вы полагаете, жестокость и террор свидетельствуют о силе царской власти или ее слабости?
5.Что принесло России царствование Ивана IV?
Домашнее задание
1. Изучить параграф 6
2. Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)
3. Выучить термины
4. Знать основные даты
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке по 10 бальной шкале с позиций: «Я, мы, дело»
Использованные ресурсы
https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-ivane-groznom/
https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-po-teme-tsarstvovanie-ivana-iv-rege.html
https://foxford.ru/wiki/istoriya/nachalopravleniaivanachetvertogo-reformiizbrannoiradi?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
https://urok.1sept.ru/articles/596253
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruFCBdWOUK2w8zYw1nVJqgJUs81Tmi0YzidzqoSP5TBp4o2y6KGHZkDMLEAhuXqutNy1C_QJmA7Bebw2uBBQI8RB9AaR7_gbCtFlkqrRAheJ1Jr14sXfu_m9Dofb7RzlA%3D%3D%3Fsign%3D2IMzFxZX9QTsttMa1SCgBpPt5w7UudN1l_lCvzKZjI%3D&name=tekhnologicheskaja_karta_uroka_nachalo_pravlenija_.docx&nosw=1
https://kardjin.aln.eduru.ru/media/2024/04/03/1326479708/Otkry_ty_j_urok_po_istorii_v_7_klasse.pdf
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/02/13/nachalo-pravleniya-ivana-groznogo
10