СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало смуты. самозванец на престоле

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 кл НАЧАЛО СМУТЫ. САМОЗВАНЕЦ НА ПРЕСТОЛЕ технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Начало смуты. самозванец на престоле»

Урок в 7 классе по истории по теме «НАЧАЛО СМУТЫ. САМОЗВАНЕЦ НА ПРЕСТОЛЕ»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать у обучающихся представление о Смутном времени в российской истории.

Задачи урока

  1. Раскрыть причины начала Смуты и появления самозванцев в России;

  2. показать неустойчивость власти периода Смутного времени;

  3. раскрыть особенности мятежа Ивана Болотникова.


Формы, приёмы, методы

Фронтальная работа, работа в группе.

Предполагаемый результат

Знать: причины Смуты; проблемы внутренней и внешней политики русского государства; основные события.

Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц.

Метапредметные результаты

Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную; овладевают умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации.

Педагогические технологии

Метод проблемного изучения, технология сотрудничества.

Основные понятия

Смутное время (смута), гражданская война.

Основные даты и события

1598 – 1605 гг. – царствование Бориса Годунова.

1605 – 1606 гг. – царствование Лжедмитрия I.

1606 г. – восстание Ивана Болотникова.

1606 – 1610 гг. – правление Василия Шуйского.

1608 – 1610 гг. – Лжедмитрий II.



Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организацион-ный момент

Приветствие учащихся.

«Правитель Годунов: вот сам он на

престоле;

Но тень из гроба восстаёт,

И гибнет царь Борис; его не любит боле,

Его хочет свой народ!»

Н.М. Языков

Приветствуют учителя,

проявляют интерес к материалу изучения.

II Постановка учебной задачи

Сегодня мы попробуем самостоятельно определить тему урока. А для этого вам необходимо выполнить задание

  1. Работа с документом.

  2. Ученые так и не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 г.: “При царе Иоанне Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иванович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил”.

  3. Беседа:

  4. - Какой указ искали ученые? Что такое это(Указ о запрещении перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день. “Заповедные годы”)

  5. - При каком монархе было введено это ограничение? (При царе Федоре Ивановиче, указы 1592-1593 гг.)

  6. - Как еще можно назвать “совет старейших бояр”? (Боярская дума)

  7. - Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению со “старейшими боярами”? (Влияние Бориса Годунова на царя было сильнее, чем влияние на него Боярской думы)

  8. - Что еще было произведено наряду с введением этого, судя по документу? (Наряду с введением запрета в “заповедные годы” на переезды крестьян была произведена их перепись, чтобы знать, что переезды крестьян прекратились)

  9. - Почему стало возможным избрание на царство Бориса Годунова – он не был потомком Рюрика? (в течение многих лет Борис фактически правил государством, он остался единственным опекуном Федора. Сестра Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему)


Выполняют задание.

III Актуализация знаний

  1. Что такое Смута?

-Ребята, почему мы каждый год отдыхаем 4 ноября? (ответы)

- С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".

- Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать. Почему Москва – столица нашей родины была захвачена поляками. Как это произошло? Вы узнаете об этом. Начнем с начала.

Сегодня на уроке мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой.

         


Демонстрируют знания и умения по теме.

Организуют поиск противоречий и ответов на вопросы.

IV Усвоение новых знаний и способов действий

П.1. ПРИЧИНЫ СМУТЫ

Смута – кризис, который поразил все сферы жизни. В основе кризиса – острое недовольство, которое испытывали различные сословия. Стр.247 словарь

В чем причины Смуты?

Сообщение.

Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. Разобраться в этом сплетении непросто. Попробуем, однако, приблизиться к пониманию происходившего в Смутное время, прежде всего причин Смуты.

Заполнение таблицы

Причины Смуты.

Политические

Экономические

Социальные

Династический кризис в связи с пресечением династии Рюриковичей и избранием Земским собором 1598 г. царем Бориса Годунова.

- Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины.

- Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.)

Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет”

вывод

Царь Борис пытался бороться с ситуацией, были открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу.

П.2 ПЕРВЫЙ САМОЗВАНЕЦ

На стр.247 найти определение и выписать – самозванец это


Материал для сообщения ученика на тему “Лжедмитрий I” (3 мин.)

Личность Лжедмитрия постоянно вызывала споры среди исследователей. Но большинство русских исторических источников свидетельствуют об одном: Лжедмитрий I – это беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев.

Юрий Богданович Отрепьев (Григорием он стал после пострига) родился в 1580 г., т.е. настоящего царевича он был старше на 2 года. Принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Не имея собственных средств к существованию, уже подростком был вынужден пойти в услужение к боярам Романовым. В составе боярской свиты ему неоднократно приходилось бывать в царском дворце на пирах и приемах, участвовать в охоте и других забавах. “Это был юноша даровитый, необыкновенно смелый, но легкомысленный и наклонный к мечтательности. С детства он вел скитальческую жизнь, сделался монахом, побывал в разных монастырях и нашел, наконец, приют в московской Чудовой обители. Своею грамотностью он понравился патриарху Иову; но смелые намеки о мнимом царском происхождении навлекли на него опасность со стороны Бориса; уже отдан был приказ заточить его в Белозерский монастырь; но Отрепьев спасся бегством в Литву. Здесь Отрепьев служил у знатного пана, князя Адама Вишневецкого, и при удобном случае открывает князю, будто он не кто иной, как “чудом спасшийся царевич Дмитрий”.

Вишневецкий, его родственники и друзья приняли участие в судьбе мнимого царевича. Вскоре главным покровителем самозванца стал староста г. Сандомир Юрий Мнишек, который обещал выдать свою дочь, красавицу Марину, за будущего царя московского; этим браком старый воевода надеялся поправить свое расстроенное состояние.

Оказала помощь самозванцу и католическая церковь, надеясь с его помощью потом подчинить папе Римскому Русскую церковь.

Отрепьев встречался и с королем Сигизмундом III. Король признал Лжедмитрия истинным царевичем, он позволил Отрепьеву набирать армию из шляхты (шляхта — польское дворянство), чтобы отнять московский престол у Бориса Годунова.

В самой России сначала в приграничных городах, а потом и глубже рассылали “прелестные грамоты”, в которых красочно описывалось чудесное спасение Дмитрия. Многие простые люди поверили в сказку о царевиче и захотели ему помочь.

13 октября 1604 г. небольшое войско самозванца перешло русско-польскую границу и вторглось в пределы России.

(Источники:

  1. Морозова Л. Е. История России в лицах. Первая половина XVII в. – М.: Школа-Пресс, 2000. С.22-28;

  2. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.1. История России и ее ближайших соседей. М.- “Аванта+”, 1995. – С. 368)

Вопрос: Почему многие простые люди поверили в спасение царевича Дмитрия?

Удалось ли Лжедмитрию захватить Московский престол, мы узнаем на следующем уроке.


П.3. ПРАВЛЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ 1.

Комментированное чтение + ответы на вопросы стр.89.


П.4. «Боярский царь»

Рассказ учителя:

Василий IV Шуйский (1552 - 12 сентября 1612, Варшава) русский царь (с 19 мая 1606 по 17 июля 1610) из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского.

Он поторопился, даже не выждав избрания патриарха, освятить свою власть венчанием на царство (1(11) июня 1606). При восшествии на престол он дал боярам крестоцеловальную запись, в котором обязывался не править страной безучастия бумы.

Записывают определение в тетрадь







Заполняют таблицу














Выписывают термин



Сообщение

































Отвечают на вопросы




Читают, задают вопросы



Слушают учителя








V Закрепление знаний и способов действий

Теперь, узнав об основных деятелях и событиях Смутного времени, предлагаю вам сформулировать своё определение этой страшной эпохи, «раскрасив» его новыми знаниями.

Пример: Смутное время – это период внутриполитической борьбы в России между боярскими группировками, во главе одной из которых встал В. Шуйский, в начале XVII в., сопровождающейся появлением самозванцев на престоле, а также крестьянскими выступлениями Болотникова, которые поддерживали Лжедмитрия I.

По окончанию урока учитель собирает рабочие листы.

Дополняют определение персоналиями и событиями.

VI Рефлексия

Подведём итоги урока, закончив предложения:

  • Оцените свою работу: в полную силу работали или нет?

  • С какими источниками сегодня работали?

  • Самым полезным и интересным для меня было…

  • Я встретился с трудностью при...

  • У меня хорошо получилось…

Анализируют деятельность по достижению цели.

VII Информация о домашнем задании

$12, учить определения.

Воспринимают задание, уточняют его