Конспект открытого классного часа
на тему
«Надо дружбой дорожить»
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
(интеллектуальные нарушения)
5 класс
2016-2017 учебный год
Классный час на тему «Надо дружбой дорожить»
Цель: формирование добрых отношений между детьми в классе; дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; выявить у себя и у своих друзей положительные и отрицательные качества поведения.
Задачи:
• выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
• воспитывать в детях доброжелательность;
• развивать умения детей вести рассуждения;
• содействовать формированию дружного коллектива класса.
Ход классного часа
Орг. Момент
«Добрый день тебе сказали, добрый день ответил ты
Как две ниточки связали, теплоты и доброты».
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас сегодня на классном часе. В начале занятия я предлагаю вам, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и приготовьтесь слушать. Сегодня на занятие к нам пришли гости, а мы с вами покажем: какие вы дисциплинированные, сдержанные и умненькие.
II. Основная часть
Введение в тему занятий
Занятие начинается с песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема нашего занятия. Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
- Верно! Но наша радуга будет необычной (на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно прочитать): «Надо дружбой дорожить».
- О чем будем говорить? («Надо дружбой дорожить».)
- Верно, тема нашего сегодняшнего занятия «Надо дружбой дорожить». И сегодня наш разговор посвящен дружбе и друзьям.
2. Беседа
- Как вы понимаете слово «дружба»? (Дружба - отношение между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, одинаковых интересов и взглядов.)
- Кто такой друг? (Друг - это тот человек с которым интересно играть, общаться, проводить время.)
-Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить. Пословицы тоже нам говорят, что такое дружба и как её надо беречь.
3. Работа с пословицами
- Посмотрите на доску, здесь написаны пословицы. Вам нужно собрать их правильно. (Слова в пословицах стоят в беспорядочном состоянии. Детям нужно составить их правильно.)
• Друзья познаются в беде.
• Друга на деньги не купишь.
• Друга ищи, а найдешь – береги.
• Старый друг лучше новых двух.
• Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
• Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
• Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Давайте объясним смысл этих пословиц.
4. Игра «Необычная ромашка»
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, называется она «Ромашка». Лепестки этой ромашки будут необычные, а в виде ваших ладошек. Вам нужно заполните их не простыми словами. Перед вами лежит ладошка-лепесток, напишите на нём такое слово, без которого дружба состояться не может.
- Давайте же посмотрим, какими же качествами должен обладать друг.
3. Работа со стихотворением
Мальчик Миша мается- Миша заикается. Как другие-чисто; ясно- Он не может говорить. И просить его напрасно То, что скажут, повторить. Не легко ему даются Все слова на букву К, Но ребята не смеются- Дружба классная крепка. Ты, Мишутка, не теряйся, Ты с других пример бери! Молча с духом собирайся И смелее говори! Миша выговорит слово, А другого не видать… Но товарищи готовы, Если нужно, подождать.
«Хорошие товарищи» С. Михалков
- Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
- Как к этому относятся одноклассники?
- Как правильно в такой ситуации поступить?
- Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
- Молодцы. С этим заданием вы тоже справились.
4. Ситуативные примеры
- Ребят, у меня есть несколько ситуаций. Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. Ваша задача - познакомиться с этими ситуациями, суметь объяснить и выбрать правильный вариант ответа.
1-й вопрос
Саша и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Саша учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба. Как бы вы поступили на месте Вити?
1. Тоже давал бы списывать.
2. Помогал товарищу выполнять домашние задания.
3. Сказал учителю, что Ваня списывает.
2-й вопрос
Маша и Лена - хорошие подруги. Они вместе ходят в столовую обедать. Иногда у Лены не хватает денег на булочки. Маша видит это и говорит: «У меня есть деньги, и я могла бы тебе дать, но мама не разрешает мне никому давать деньги.» Как бы вы поступили на месте Маши?
1. Тоже не давал бы деньги в долг.
2. Давал бы деньги в долг в тайне от мамы.
3. Постарался бы убедить маму в ее неправоте, настоящий друг всегда выручит в трудную минуту.
3 вопрос
Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Андрей подошел к нему, засмеялся и сказал: «Ну, что ты плачешь, размазня? Заживет твое колено!» Как бы вы поступили на месте Андрея?
1. Тоже посмеялся бы.
2. Подождал бы, пока Вова сам поднимется.
3. Помог бы Вове подняться, выразил сочувствие и отвел домой.
5. Законы дружбы
- Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем стараться дружить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться.
1. Помогайте другу в беде.
2. Умейте с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помирись с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, что бы относились к тебе.
- Эти законы дружбы мы поместим в нашем классе, на самом видном месте чтобы вы их не забывали.
Подведение итогов
Притча о гвоздях
Жил мальчик с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то ссорится. В первый день он забил 37 гвоздей. Впоследствии научился контролировать себя, и количество гвоздей ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче осваивать свои эмоции, чем забивать гвозди наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец велел сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не ссорится.
Шло время, и впоследствии сын смог похвастаться отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец ответил: «ты хорошо ведешь, но посмотри, сколько дырок осталось. Забор уже никогда не будет таким, как прежде».
Если вы с кем-то ссоритесь и говорите что-то неприятное, то оставляете после себя такие же раны, как эти дырки от гвоздей. И раны остаются, несмотря на то, сколько раз вы потом извинитесь. Словесные раны наносят такого же боли, как и физические, не оставляйте на своем пути дыр! Не забивайте гвоздей вражды, непонимание, жестокости в души людей! Будьте толерантными!
- Ребята, какой же вывод мы сделаем из этой притчи?
- Давайте вспомним, какими же качествами должен обладать настоящий друг?
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.