Конспект урока по предмету: ремесло (домоводство) в 5 специальном классе.
Учитель: Е. В. Нагаева
13.03.2018г.
Раздел: Работа с бумагой.
Тема урока: Составление в квадрате орнамента из геометрических фигур.
Цель урока: Расширять знания учащихся о разнообразии и красоте орнамента.
Задачи урока.
Образовательные:
- учить композиционной организации плоскости рабочего листа, проведению прямых линий в квадрате из угла в угол, соблюдению правил и последовательности выполнения орнамента в квадрате из геометрических фигур;
- формировать знания о широте применения орнамента в повседневной жизни;
- закреплять навыки работы с шаблонами, знание названий геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, зрительную память, глазомер, пространственное ориентирование в процессе работы над орнаментом;
- корректировать и развивать зрительное восприятие через работу по образцу.
Коррекционные:
- корригировать зрительное внимание через использование таблиц последовательного выполнения узора, мышление через анализ и сравнение;
- корригировать мелкую моторику кистей рук путём проведения пальчиковой гимнастики, зрительно-двигательную координацию через выполнение практической работы;
- корригировать восприятие цвета путем выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы.
Воспитательные:
- воспитывать эстетические чувства и положительную мотивацию к изучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении практической работы.
Оборудование: развивающие задания, раздаточный материал (шаблоны), художественные материалы и принадлежности (альбомный лист, цветная бумага, простой карандаш, ластик, линейка, кисточка, клей); презентация к уроку, компьютер, проектор, технологические карты на каждого ученика «Последовательность выполнения орнамента в квадрате», педагогический образец.
Словарь: орнамент.
Задание: выполнить орнамент в квадрате из геометрических фигур.
Ход урока:
1.Оргмомент:
-Приветствие, установка рабочей дисциплины, организация рабочего места.
2. Актуализация опорных знаний учащихся:
-Как называется наш урок? (домоводство)
-Чему мы учимся на уроках домоводства? (учимся вести домашнее хозяйство: готовить, шить, работать с бумагой, украшать свои работы)
Коррекционно-развивающая минутка:
-Посмотрите на доску. -Что вы здесь видите?
(треугольник, прямоугольник, круг, квадрат)
- Каким одним словом вы можете назвать все эти предметы? (Слайд 2)
(геометрические фигуры)
(Ахетов Данил и Сироткина А., работающие по индивидуальному образовательному маршруту выкладывают фигуры на доске под руководством учителя) по очереди. Затем у себя находят такую же и выкладывают на парте).
Остальные дети работают за партами.
-Положите на парту фигуру, у которой нет углов (круг)
-Справа положите фигуру, у которой 4 угла и одинаковые стороны (квадрат)
-Рядом положите фигуру, у которой 4 угла и разные стороны (прямоугольник)
-Справа положите фигуру, у которой 3 угла (треугольник)
(Дети выкладывают на партах фигуры в ряд) (Слайд 3)
-Молодцы!
-На каком уроке мы делаем такую же работу в тетрадках? (на математике)
-Продолжите выкладывать фигуры.
-Что мы составляем? (узор)
-Хором (узор) (Слайд 4)
- Узор – это и есть украшение. (Слайд 5)
-Сегодня мы узнаем новое слово ОРНАМЕНТ и научимся его выполнять.
-Хором (орнамент)
-Молодцы!
-Орнамент-это повторение узора. (Слайд 6)
- Для чего и где в нашей жизни используются узоры? (варианты детей).
-Узоры и орнаменты радуют глаз в наших домах, украшая предметы быта, игрушки, мебель, посуду, одежду. И это не случайно: узоры дают ощущение красоты, гармонии, порядка. Они успокаивают и в то же время поднимают настроение. (Слайды 7-11)
- Итак, мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни. Давайте посмотрим по сторонам и скажем, где в кабинете можно увидеть узор? (линолеум).
2. Сообщение темы и цели урока, объяснение:
-Сегодня на уроке мы будем составлять орнамент в квадрате из геометрических фигур.
- На экране изображён орнамент, который нам сегодня предстоит составить. (Слайд 13)
- Из каких предметов состоит узор? (из геометрических фигур.)
- Давайте ознакомимся с последовательностью составления: (технологические карты)
- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы? (прямоугольной).
Возьмите шаблон квадрата, плотно приложите его к вашему листу ровно посередине.
Аккуратно обведите шаблон карандашом по контуру.
Соедините при помощи прямой линии противоположные углы квадрата.
На прямые линии приложите геометрические фигуры. Старайтесь, чтобы количество фигур с каждой стороны было одинаковым.
Подбираем фигуры для нашего узора, аккуратно наклеиваем.
- Скажите, а где и для чего можно использовать данный узор? (платки, ковры, линолеум)
Повторение последовательности выполнения рисунка 2-3 учениками с опорой на таблицу «Последовательность выполнения узора в квадрате».
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ (Слайд 12)
3. Практическая работа.
- Прежде чем приступить к работе, выполним гимнастику для пальчиков.

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
А) Подготовительные упражнения проводятся по инструкционной карте (у каждого на парте
Самостоятельное выполнение детьми узора в квадрате из геометрических фигур.
Повторение каждого этапа работы и совместное с учителем (педагогический рисунок мелом на доске)
построение узора.
4.Подведение итогов урока:
- Что сегодня вы составляли?
- В какой геометрической фигуре вы составляли орнамент?
- В какой последовательности выполняли рисунок узора?
- Где и для чего можно использовать данный узор?
- анализ работ учащихся;
- выставление оценок;
- уборка рабочих мест.