МКОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Шибково»
Искитимского района Новосибирской области
Наглядная геометрия для малышей

Выполнили:
Пеканова Виктория
Клейн Анастасия
7 класс
Научный руководитель: Семина Л.А.
учитель математики
2012 – 2013 учебный год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………………………..4
Что такое геометрия?....................................................................................................4
Изучаем геометрические фигуры…………………………………………………...5
Плоские фигуры………………………………………………………………………6
Анализ учебников по математике для начальной школы………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………………9
Литература…………………………………………………………………………………...10
Введение
С первого класса мы изучали математику как один предмет. В этом году она разделилась на два предмета — алгебру и геометрию. АЛГЕБРА—это часть математики, в которой изучают свойства действий над величинами и решают уравнения. ГЕОМЕТРИЯ — это часть математики, в которой изучают геометрические фигуры и их свойства. При изучении темы «Основные свойства простейших геометрических фигур» наш класс работал над учебный проектом «Наглядная геометрия». Оказывается, что мы кое – что узнаем и умеем. Настя работала в команде историков над проблемой «Какое влияние имеет геометрия в современном мире», Вика – в команде социологов проводила исследование по теме “Какова значимость геометрии для жизни людей”. Мы решили выйти за рамки учебного проекта. У нас в деревне нет детского сада, поэтому мы решили попробовать помочь нашим учителям начальных классов и разработать “Наглядную геометрию для малышей”. Думаем, что она поможет при подготовке детей к школе на занятиях кружка «Чему учат в школе».
Основная часть
Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.
А. С. Пушкин
Основополагающий вопрос: А все ли вокруг геометрия?
Цель - разработать дидактическое обеспечение для знакомства с геометрическими фигурами при проведении занятий в кружке «Чему учат в школе» (подготовительный класс).
Задачи:
развивать умение сравнивать геометрические фигуры, отмечая сходные и различные свойства;
формировать умение сравнивать геометрические тела, отмечая сходные и различные признаки, пользуясь тактильными ощущениями.
Для занятий будут нужны цветные карандаши, бумага, линейка, ножницы, циркуль, угольник, палочки, пластилин. Все это необходимо приготовить заранее и использовать по мере надобности.
Ч
то такое геометрия?
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать слово «геометрия»? Знаете ли вы, что оно означает? Может быть, вы знаете. Что изучает геометрия? Хотите вы сами заняться геометрией? Хотите? Тогда…
В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять).
Геометрия изучает все. Посмотри вокруг. Все, что ты видишь, имеет свои очертания. Все можно обвести линиями, а потом измерить. Так мы узнаем размеры предметов; их длину, ширину, высоту и объем.
А что может быть лучшим материалом для нескучного обучения малыша? Конечно, игрушки. Именно кубики и мячики, пирамидки и матрешки, куколки и мягкие зверушки помогут легко и весело объяснить малышу непростые понятия. Строя башенку или домик, ребенок быстро запомнит названия геометрических фигур, если мы будем почаще называть их. А незамысловатые эксперименты со строительным набором откроют ему свойства тех или иных фигур. Оказывается, мячик легко скатится по наклонной доске, потому что он круглый, а вот кубик так катиться не сможет, так как у него есть углы.
Изучаем геометрические фигуры.
Многое из того, чем занимается геометрия, можно увидеть в жизни. Такие жизненные наблюдения помогают легко усвоить новое. В геометрии, прежде всего, рассматривают форму предметов. При этом все другие свойства предметов не принимают во внимание и используют новое слово «фигура» (с латинского – внешний вид, образ). Чтобы представить себе фигуры, которые изучает геометрия, нужно внимательно посмотреть на окружающие нас предметы и объекты.
Кубики. Строим из кубиков. Обязательно используем конструктор - это вообще универсальная развивающая игрушка. Игра с конструктором развивает у ребёнка мелкую моторику и координацию движений, цветовое восприятие и логическое мышление, фантазию и конечно пространственно-объёмное мышление (приложение 1).
Кроме кубиков, в конструкторе есть и другие фигуры: пирамиды, цилиндры конусы, шары.
Почему цилиндр называется цилиндром. Вам интересно это узнать? Очень давно, когда не было еще машин и тракторов, и никакой другой техники, люди, чтобы перетащить тяжелый груз с одного места на другое, использовали катки из дерева. Этот кусок и служил катком.
Слово «цилиндр» произошло от греческого слова «ξυλινδροσ». Означало оно «каток», «валик».
Тактильное знакомство с фигурой.
Провести ладонью по основаниям и боковой поверхности цилиндра.
Сделать то же с закрытыми глазами, повторяя: «Это цилиндр. У него два основания, боковая поверхность». В переводе с греческого языка слово «цилиндр» означает «валик». Могут ли дети объяснить, почему? Какие предметы в жизни напоминают цилиндр? (Валик маляра, каток трактора, труба водокачки или заводская труба, столбы и т.п.).
Задание: принести из дома предметы цилиндрической формы и показать их в классе.
Откуда взялись названия “шар’’ и ‘’конус’’?
Слово «шар» произошло от греческого слова «σϕατρα», что означает мяч, а слово «конус» – от греческого слова «ξωνοσ», что означает шишка.
Из коробки с конструктором достаньте все цилиндры, конусы и шары; подержите их в руках, покатайте по столу, хорошенько рассмотрите.
После этого попытайтесь описать каждую фигуру, расскажите о том, какая она – эта фигура.
Сравните геометрические фигуры по парам: цилиндр и шар; цилиндр и конус; конус и шар.
Что общего имеется между ними? Чем они отличаются?
Сравните сразу все три фигуры: цилиндр, конус и шар. Что является их общим свойством?
Предлагаем провести эстафету, где команды в составе 3—4 человек,
по сигналу выбирают из разложенных на полу карточек рисунки с предметами шарообразной, конусообразной и цилиндрической формы. Выигрывает та команда, которая выберет нужные карточки без ошибок и быстрее всех (приложение 2).
Практическая работа.
Слепите из пластилина цилиндр. Обмакивая одно основание в красную краску, а другое — в синюю, проложить цветную дорожку на белом листе — «льдине».
Используя пластилин, постройте башню из цилиндра и конуса. Из башен можно составить целый город.
Задание: устройте в классе выставку игрушек из пластилина. Постарайтесь так их сделать, чтобы было видно – это игрушки с урока геометрии. Какая игрушка является, на ваш взгляд, самой доброй, самой веселой, самой хмурой?
В классе с подготовишками мы провели такой опыт.
Предложили двум желающим пройти с цилиндром на голове.
В каком положении цилиндр почти невозможно удержать? Оказывается, что в некоторых случаях мы уже сталкивались с похожими ситуациями. Это было в опытах с шаром и конусом, лежащим на боку.
Потом мы предложили детям заставить фигуры катиться, для того чтобы ответить на вопрос: «Чем отличаются пути их движения?» Выяснилось, что конус вращается вокруг своей вершины; цилиндр может катиться либо вперед, либо назад; шар катится в любом направлении.
Совместно сделали вывод: цилиндр — тоже фигура, способная вращаться. Шар, конус и цилиндр — тела вращения (приложение 3).
Плоские фигуры.
Кроме пространственных фигур, с которыми дети знакомятся в первый год своей жизни, в геометрии существует еще великое множество фигур. Это плоские фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы и многое другое (приложение 4)
С помощью плоских фигур можно составить различные задания, например, для тренировки внимания.
Задание.

Вырежи из цветной бумаги известные тебе геометрические фигуры и составь из них аппликацию. Фигур можно быть столько, сколько тебе потребуется; любого размера и цвета (приложение 5).
Для закрепления понятий треугольник, прямоугольник, квадрат, круг мы приготовили презентацию «Как построить дом?». В данной работе дети самостоятельно могут построить дом из предложенных геометрических фигур. Для закрепления умений находить различные геометрические фигуры среди окружающих предметов мы приготовили презентацию «Геометрические фигуры».
Анализ учебников по математике для начальной школы.
В нашей школе учителя начальных классов работают по учебникам серии «Школа России». Мы внимательно просмотрели учебники по математике и выяснили, что дети изучают геометрический материал такого характера:
класс | Геометрический материал |
1 | Длиннее. Короче. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник. Сантиметр. |
2 | Угол. Виды углов. Прямоугольник. Квадрат. Периметр прямоугольника. |
3 | Круг. Окружность. |
4 | Угол. Виды углов. |
Анализ учебников показывает, что предложенный нами материал не изучается в рамках программы начальной школы. Она рассчитана на детей 5 – 7 лет. Работа является одной из ступенек изучения геометрии в школе.
Заключение.
В ходе выполнения работы мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин был прав, когда утверждал «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». На вопрос «А все ли вокруг геометрия?» мы тоже можем дать утвердительный ответ.
С помощью различных геометрических фигур можно писать картины.
Мы также постарались в доступной и занимательной форме познакомить детей с некоторыми основными геометрическими понятиями, научить их ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке.
Для учеников кружка «Чему учат в школе» мы нашли веселые стихотворения о геометрических фигурах (приложение 6), приготовили презентации, различные задания, которые можно использовать при проведении занятий.
Литература.
В.А.Панчишина, Э.Г.Гельфман, В.Н.Ксенеева, Н.Б.Лобаненко. Геометрия для младших школьников: Учебное пособие по геометрии.- Томск: Изд-во Том.ун-та. 1995.
М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 1 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2011 (Школа России).
М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 2 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2012 (Школа России).
М.И.Моро, М.А.Батнова, Г.В.Бельтюгова и др. Математика. Учеб.для 3 кл. нач.шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009
М.И.Моро, М.А.Батнова, Г.В.Бельтюгова и др. Математика. Учеб.для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008
Д.Денисова, Ю.Дорожин. Математика для малышей: Рабочая тетрадь. – М.:Мозаика-синтез, 2011
Интернет -источники.
http://raskrasko.ru/raskraski/obuchayuwie/geometriya_dlya_malyshej/mnogougolniki/ -раскраски «Геометрия для малышей»
http://www.7ya.ru/article/Matematika-malysham/ -математика для малышей
http://digest.subscribe.ru/children/development/n368099494.html Геометрия для малышей: как выучить фигуры http://dob.1september.ru/2001/01/3.htm -пространственная геометрия для малышей
http://www.montessori-press.ru/training_for_teacher/project/news_detail.php?ID=1359 -в стране Геометрии
http://www.umniedetki.ru/napravlenia/4 Геометрия. Умные детки
http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page_6290.html
http://topref.ru/referat/126083.html
http://nsc.1september.ru/1999/31/no31_1.htm
http://www.bestreferat.ru/referat-213186.html
11