СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по математике (4 класс) по теме: СКОРОСТЬ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Скорость

Класс: 4 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике (4 класс) по теме: СКОРОСТЬ»

Технологическая карта урока Тема урока: Скорость Класс: 4 класс Учитель: Шевырёва Алиса Николаевна Тип урока: Изучение нового материала Цели по содержанию: Обучающие: создать условия для развития умений решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние; Развивающие: развивать умение устно решать простые задачи на движение; совершенствовать вычислительные навыки; Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: знать основные понятия: скорость, время, расстояние, единицы измерения скорости; уметь решать и составлять простые задачи на движение. Метапредметные: Регулятивные: определение последовательности знакомства с новым материалом; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: способствовать развитию внимания, мышления, самостоятельности, активности. Личностные: воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручке. Используемая технология: интерактивная доска, карточки для учащихся для индивидуальной работы и работы в парах.

Информационно-технологические ресурсы: Учебник «Математика» авт. В.Н.Рудницкая (УМК «Начальная школа 21 века»); методические рекомендации к учебному курсу «Математика» под рук. В.Н.Рудницкой.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу


Организует начало урока:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Это строгая наука,

Это точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

 

- Проверяют готовность к уроку: наличие рабочей тетради, письменных принадлежностей.

 

 

 

 

 

 

 


Личностные: формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе заполним таблицу. Необходимо распределить единицы измерения по категориям, в порядке возрастания.

(на интерактивной доске размещено следующее задание:

Ед времени

Ед. веса(массы)

Ед.длины (расстояния)


















Мм, ч, см, км/ч, кг, дм, км, км/с, т, ц, сут., см/мин, г, с, мин, м, м/с


Учащиеся выходят к доске по желанию и, комментируя свой выбор, заполняют таблицу. (индивидуальная работа)

Познавательная:

Коммуникативная: Регулятивная:

этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

-Скажите, почему не всем единицам измерения нашлось место в таблице?









- Кто-нибудь из вас встречал подобные ед. измерения? Для чего они используются?







О чем бы вы хотели сегодня на уроке узнать?







- Итак, на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами измерения, которые связаны с движением; узнаем, какие виды движения бывают; и, научимся решать простые задачи на движение.



Ед времени

Ед. веса(массы)

Ед.длины (расстояния)


с

г

мм


мин

кг

см


ч

ц

дм


сут.

т

м




км



-Учащиеся объясняют, что несмотря на то, что составляющие им известны (ед.времени и ед.длины (расстояния), но разделить их невозможно.



- Мы бы хотели узнать о новых единицах измерения, что они обозначают и что им можно обозначить.








Познавательная: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивная: постановка учебной задачи на основе полученных знаний.

Личностные: проявление интереса к изучаемому материалу, настойчивости в достижении цели.

этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

«Мозговой штурм»

Давайте напишем на доске возможные решения этой проблемы и обсудим идеи, предложения.




Разделимся по парам.

Рисуем таблицу в тетради, это наш «Бортовой журнал». Ученик, сидящий слева, заполняет левую колонку, а справа – правую.

- Учащиеся могут сказать, что они видели подобные обозначения в легковом автомобиле на приборной доске (км/ч). Они связаны с движением.



Знаем

Новое





Познавательная: делать выводы, обобщения;

Коммуникативная: понимать и воспринимать на слух ответы учащихся; строить монологическое высказывание;

Регулятивная: осуществлять итоговый контроль по результату.

этап реализации построенного проекта

Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания,

Поиск новых знаний

Учитель просит открыть учебник на стр. 47 и задает вопрос: Почему заяц победил в соревновании по бегу?


Спортсмен

Дистанция

Время

Волк

150 м

15 с

Заяц

150 м

10 с



Отвечаем на вопросы:

1) Какова длина дистанции?

2) За какое время пробежал эту дистанцию Волк и за какое время – Заяц?


3)Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов? Кто из них быстрее?





А теперь делимся тем, что у вас получилось с коллегой по парте.


- Представьте себе следующую ситуацию: Два друга Эдик и Максим решили добраться каждый на своем транспорте с села Бобровки до поселка Октябрьский. Выехали они в одно время: Эдик - на велосипеде, а Максим – на скутере. Кто доберется быстрее и почему?




Учитель предлагает привести свои аналогичные примеры.




Итог: (правило в уч. Стр.47):

А записать единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с.

- Заяц бегает быстрее, чем волк.

























Знаем

Новое

Расстояние

Время

Быстрота движения





- Дети предполагают, что Максим доберется быстрее, потому что скутер движется быстрее, чем велосипед.





Дети могут сравнить птиц, животных, транспорт.



Знаем

Новое

Расстояние

Время

Быстрота движения

Скорость

Единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с.


Познавательная: анализ объектов с целью их классификации, построении цепи рассуждений и доказательство; умение конструировать собственные знания на основе имеющегося опыта.

Коммуникативная: умение работать в группе, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться в группе. Регулятивная: планирование, прогнозирование.

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Физкультминутка. Дискуссия

Давайте обсудим!

Учитель предлагает вниманию учащихся следующее задание:

Расставьте иллюстрации в порядке убывания скоростей:

Гепард

110 км/ч

Вилорога антилопа

98 км/ч

Африканская антилопа гну

80 км/ч

Стриж

169 км/ч.

Рыба - парусник

109 км/ч

Касатка

55 км/ч

Американский таракан

6 км/ч


Учитель записывает каждую идею на доске.




Игра «Пила»

- Представьте, что все эти животные решили устроить соревнование-забег. Давайте узнаем, какое расстояние они преодолеют за 5 часов.


Делимся на 2 группы. Каждый берет себе карточку с животным и думает над своим вопросом.


По команде учителя каждый ищет своего партнера из другой группы (одинаковые карточки)


По команде учителя возвращаются на свои места и обсуждают вместе.
















































Учащиеся выдвигают идеи и обсуждают каждую.

Говорят правильный ответ









Думает каждый индивидуально.



Обсуждают и делятся со своей информацией.



Учащиеся предлагают варианты, как можно выполнить задание:

- Если за один час антилопа пробегает 98 км, то, чтобы узнать сколько она пробежит за 5 часов, необходимо 98 взять 5 раз

Название животного

скорость

время

расстояние

стриж

169 км/ч.

5 ч


Гепард

110 км/ч

5 ч


рыба - парусник

109 км/ч

5 ч


вилорога антилопа

98 км/ч

5 ч


африканская антилопа гну

80 км/ч

5 ч


Касатка

55 км/ч

5 ч


американский таракан

6 км/ч

5 ч



Познавательная: выбор наиболее эффективных способов решения задач, овладение операциями мышления.

Коммуникативная: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивная: контроль, оценка, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Дискуссия. Вопрос-ловушка.

«Скорость гусеницы измеряется в км/ч?»

Учитель предлагает учащимся соотнести различные объекты с единицами измерения скорости. Записывает идеи на доске


Ракета


Машина

м/с

Черепаха

м/ч

Гусеница

км/ч

Ветер

км/мин

Человек







Вы часто бываете пассажирами и знаете, что на дороге движение регулируется дорожными знаками.

 На дороге часто возникают следующие ситуации:

На участке дороги длиной 360км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

 

Предлагаю для решения данной задачи разделиться на две группы 


Учащиеся сначала обсуждают в парах, затем предлагают свои варианты, обязательно дают пояснения.

Н.р.: гусеница передвигается очень медленно, поэтому ее скорость может измеряться в км/мин.

 




.
















- Дети обсуждают варианты с помощью учителя (если требуется), После этого, объясняют свое решение.

Первая группа: Если за один час водитель должен проезжать 60 км, то за 4 часа он проедет 60. 60 умножить на 4 – 240 км. 240 км меньше, чем 360, значит, скорость была больше, чем положено. Водитель нарушил правила ДД


Вторая группа: Если водитель проехал расстояние 360 км за 4 часа, то разделим весь путь на 4 равных отрезка. Значит, за 1 час он проезжал 90 км. Таким образом его скорость – 90 км/ч.

90 км/ч больше, чем 60 км/ч. - водитель нарушил правила ДД


Познавательная: формирование интеллектуальной автономности учащегося (умение соединять теорию с практикой).

Коммуникативная: умение связно выражать свои мысли, готовить речевое высказывание.

Регулятивная: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: формирование умения применить услышанное на практике.

этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Оценить работу групп в целом и индивидуально, все суммирую.



Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Используя материал урока, составить задачи на нахождение скорости, времени или расстояния.

Записывают домашнее задание, вкладывают в дневники карточки, с которыми работали на уроке (по животным)



этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Для определения качества усвоения нового материала и корректировке подачи материала, предлагается «Толстые и тонкие вопросы».


Согласны ли вы, что скорость измеряется в ….


Км/ч

Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.

больше


Согласны ли вы с тем, что если знаем скорость и время в пути, то можем узнать …


Какое расстояние он преодолеет за это время

Объясните чем больше скорость….

тем меньше времени будем в пути


Правда ли что, если знаем расстояние и время в пути, то можем узнать…


С какой скоростью двигались



А теперь поднимем смайлики:

«Улыбка» - все понятно

«Смех» - все понятно, могу объяснить другому

«Грусть» - ничего не понятно

Учащиеся отвечают на вопросы


Познавательная: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативная: Регулятивная: Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные: смыслообразование.