Технологическая карта урока Тема урока: Скорость Класс: 4 класс Учитель: Шевырёва Алиса Николаевна Тип урока: Изучение нового материала Цели по содержанию:
создать условия для развития умений решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние;
развивать умение устно решать простые задачи на движение; совершенствовать вычислительные навыки;
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: знать основные понятия: скорость, время, расстояние, единицы измерения скорости; уметь решать и составлять простые задачи на движение. Метапредметные: Регулятивные: определение последовательности знакомства с новым материалом; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: способствовать развитию внимания, мышления, самостоятельности, активности. Личностные: воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручке. Используемая технология: интерактивная доска, карточки для учащихся для индивидуальной работы и работы в парах.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Организует начало урока: Математику, друзья, Не любить никак нельзя! Это строгая наука, Это точная наука, Интересная наука – Это математика! | - Проверяют готовность к уроку: наличие рабочей тетради, письменных принадлежностей. | Личностные: формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Посмотрите внимательно на доску. Давайте вместе заполним таблицу. Необходимо распределить единицы измерения по категориям, в порядке возрастания. (на интерактивной доске размещено следующее задание: Ед времени | Ед. веса(массы) | Ед.длины (расстояния) | | | | | | | | | | | | | | | | | | Мм, ч, см, км/ч, кг, дм, км, км/с, т, ц, сут., см/мин, г, с, мин, м, м/с | Учащиеся выходят к доске по желанию и, комментируя свой выбор, заполняют таблицу. (индивидуальная работа) | Познавательная: Коммуникативная: Регулятивная: |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | -Скажите, почему не всем единицам измерения нашлось место в таблице? - Кто-нибудь из вас встречал подобные ед. измерения? Для чего они используются? О чем бы вы хотели сегодня на уроке узнать? - Итак, на уроке мы с вами познакомимся с новыми единицами измерения, которые связаны с движением; узнаем, какие виды движения бывают; и, научимся решать простые задачи на движение. | Ед времени | Ед. веса(массы) | Ед.длины (расстояния) | | с | г | мм | | мин | кг | см | | ч | ц | дм | | сут. | т | м | | | | км | | -Учащиеся объясняют, что несмотря на то, что составляющие им известны (ед.времени и ед.длины (расстояния), но разделить их невозможно. - Мы бы хотели узнать о новых единицах измерения, что они обозначают и что им можно обозначить. | Познавательная: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивная: постановка учебной задачи на основе полученных знаний. Личностные: проявление интереса к изучаемому материалу, настойчивости в достижении цели. |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | «Мозговой штурм» Давайте напишем на доске возможные решения этой проблемы и обсудим идеи, предложения. Разделимся по парам. Рисуем таблицу в тетради, это наш «Бортовой журнал». Ученик, сидящий слева, заполняет левую колонку, а справа – правую. | - Учащиеся могут сказать, что они видели подобные обозначения в легковом автомобиле на приборной доске (км/ч). Они связаны с движением.
| Познавательная: делать выводы, обобщения; Коммуникативная: понимать и воспринимать на слух ответы учащихся; строить монологическое высказывание; Регулятивная: осуществлять итоговый контроль по результату. |
этап реализации построенного проекта | Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания, Поиск новых знаний | Учитель просит открыть учебник на стр. 47 и задает вопрос: Почему заяц победил в соревновании по бегу?  Спортсмен | Дистанция | Время | Волк | 150 м | 15 с | Заяц | 150 м | 10 с | Отвечаем на вопросы: 1) Какова длина дистанции? 2) За какое время пробежал эту дистанцию Волк и за какое время – Заяц? 3)Вычислите, сколько метров за одну секунду пробегал каждый из спортсменов? Кто из них быстрее? А теперь делимся тем, что у вас получилось с коллегой по парте. - Представьте себе следующую ситуацию: Два друга Эдик и Максим решили добраться каждый на своем транспорте с села Бобровки до поселка Октябрьский. Выехали они в одно время: Эдик - на велосипеде, а Максим – на скутере. Кто доберется быстрее и почему? Учитель предлагает привести свои аналогичные примеры. Итог: (правило в уч. Стр.47):  А записать единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с. | - Заяц бегает быстрее, чем волк.
Знаем | Новое | Расстояние Время | Быстрота движения |
- Дети предполагают, что Максим доберется быстрее, потому что скутер движется быстрее, чем велосипед.
Дети могут сравнить птиц, животных, транспорт.
Знаем | Новое | Расстояние Время | Быстрота движения Скорость Единицы измерения скорости можно так: км/ч, м/мин, м/с. | | Познавательная: анализ объектов с целью их классификации, построении цепи рассуждений и доказательство; умение конструировать собственные знания на основе имеющегося опыта. Коммуникативная: умение работать в группе, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться в группе. Регулятивная: планирование, прогнозирование. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Физкультминутка. Дискуссия Давайте обсудим! Учитель предлагает вниманию учащихся следующее задание: Расставьте иллюстрации в порядке убывания скоростей: Гепард  | 110 км/ч | Вилорога антилопа  | 98 км/ч | Африканская антилопа гну  | 80 км/ч | Стриж  | 169 км/ч. | Рыба - парусник | 109 км/ч | Касатка  | 55 км/ч | Американский таракан | 6 км/ч | Учитель записывает каждую идею на доске. Игра «Пила» - Представьте, что все эти животные решили устроить соревнование-забег. Давайте узнаем, какое расстояние они преодолеют за 5 часов. Делимся на 2 группы. Каждый берет себе карточку с животным и думает над своим вопросом. По команде учителя каждый ищет своего партнера из другой группы (одинаковые карточки) По команде учителя возвращаются на свои места и обсуждают вместе. | Учащиеся выдвигают идеи и обсуждают каждую. Говорят правильный ответ Думает каждый индивидуально. Обсуждают и делятся со своей информацией. Учащиеся предлагают варианты, как можно выполнить задание: - Если за один час антилопа пробегает 98 км, то, чтобы узнать сколько она пробежит за 5 часов, необходимо 98 взять 5 раз Название животного | скорость | время | расстояние | стриж | 169 км/ч. | 5 ч | | Гепард | 110 км/ч | 5 ч | | рыба - парусник | 109 км/ч | 5 ч | | вилорога антилопа | 98 км/ч | 5 ч | | африканская антилопа гну | 80 км/ч | 5 ч | | Касатка | 55 км/ч | 5 ч | | американский таракан | 6 км/ч | 5 ч | | | Познавательная: выбор наиболее эффективных способов решения задач, овладение операциями мышления. Коммуникативная: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивная: контроль, оценка, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Дискуссия. Вопрос-ловушка. «Скорость гусеницы измеряется в км/ч?» Учитель предлагает учащимся соотнести различные объекты с единицами измерения скорости. Записывает идеи на доске Ракета | | Машина | м/с | Черепаха | м/ч | Гусеница | км/ч | Ветер | км/мин | Человек | | Вы часто бываете пассажирами и знаете, что на дороге движение регулируется дорожными знаками. На дороге часто возникают следующие ситуации: На участке дороги длиной 360км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? Предлагаю для решения данной задачи разделиться на две группы | Учащиеся сначала обсуждают в парах, затем предлагают свои варианты, обязательно дают пояснения. Н.р.: гусеница передвигается очень медленно, поэтому ее скорость может измеряться в км/мин. . - Дети обсуждают варианты с помощью учителя (если требуется), После этого, объясняют свое решение. Первая группа: Если за один час водитель должен проезжать 60 км, то за 4 часа он проедет 60. 60 умножить на 4 – 240 км. 240 км меньше, чем 360, значит, скорость была больше, чем положено. Водитель нарушил правила ДД Вторая группа: Если водитель проехал расстояние 360 км за 4 часа, то разделим весь путь на 4 равных отрезка. Значит, за 1 час он проезжал 90 км. Таким образом его скорость – 90 км/ч. 90 км/ч больше, чем 60 км/ч. - водитель нарушил правила ДД | Познавательная: формирование интеллектуальной автономности учащегося (умение соединять теорию с практикой). Коммуникативная: умение связно выражать свои мысли, готовить речевое высказывание. Регулятивная: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: формирование умения применить услышанное на практике. |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Оценить работу групп в целом и индивидуально, все суммирую. | | |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Используя материал урока, составить задачи на нахождение скорости, времени или расстояния. | Записывают домашнее задание, вкладывают в дневники карточки, с которыми работали на уроке (по животным) | |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Для определения качества усвоения нового материала и корректировке подачи материала, предлагается «Толстые и тонкие вопросы». Согласны ли вы, что скорость измеряется в …. | | Км/ч | Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее. | больше | | Согласны ли вы с тем, что если знаем скорость и время в пути, то можем узнать … | | Какое расстояние он преодолеет за это время | Объясните чем больше скорость…. | тем меньше времени будем в пути | | Правда ли что, если знаем расстояние и время в пути, то можем узнать… | | С какой скоростью двигались | А теперь поднимем смайлики: «Улыбка» - все понятно «Смех» - все понятно, могу объяснить другому «Грусть» - ничего не понятно | Учащиеся отвечают на вопросы | Познавательная: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативная: Регулятивная: Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: смыслообразование. |