Наглядные методы.
Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.
Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.
В своей практике, как учитель технологии, я очень часто использую метод презентаций, то есть демонстрацию материала урока. Так же мы используем презентацию при защите проектов.
Кроме презентации использую метод мастер-классов. Так как предмет технологии не может обойтись без показа той или иной операции, технологии изготовления.
По возможности организуем экскурсии, чтобы посмотреть, как производится то или иное изделие в стенах фабрики или небольшой мастерской.
Так же дети сами готовят презентации, демонстрации своих моделей, поделок, образцов и т.д.
3. Изучив различные методы, приведите из своей практики примеры активных методов.
В собственной практике на уроках технологии я пользую следующие активные методы:
Метод проектов
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения).
Развиваются творческие способности ученика.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития.
Я придерживаюсь следующих стадии разработки проекта:
выбор темы проекта
разработка самого проекта
оформление результатов
общественная презентация
рефлексия или выводы по проекту.
В нашей школе работающей по государственным федеральным стандартам, проекты готовят и защищают все ученики 5-х – 6-х классов.
Критериями оценки являются достижение и цели проекта, которые обеспечивают проектное обучение.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. В начале урока ставится проблема, которую необходимо решить в течении урока.
В данном методе есть множество исследовательских моментов.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Обучение происходит в сотрудничестве (групповая работа).
Детям очень интересно на уроке искать выход из сложившейся ситуации. Ребенок доволен если результат работы тот что он ожидал.
Пример постановки проблемы.
Тема урока технологии 6-й класс (девочки) Штопка. Пришивание заплатки.
Для большей заинтересованности, выдвигаю проблему. По дороге в школу, нечаянно, зацепила и порвала юбку. Необходимо в кротчайший срок пришить заплатку. Но сделать это необходимо так, чтобы не испортить изделии, но даже обновить его и сделать интереснее. Детям очень нравится этот метод. Они сразу вливаются в работу. Очень интересный метод, на мой взгляд.
Методы самообучения.
Данный метод использую совсем недавно.
Метод основан на самообучении ребенка. Ребенок находит информацию, которая его заинтересовала. Изучает ее, старается узнать все тонкости (в нашем случае технологию изготовления) и придя на урок обучает учеников. Мы организуем мастер-классы. Когда ученик сам учит класс. Рассказывает о изученной технологии, показывает методы работы, отвечает на задаваемые вопросы. Помогает освоить материал.