СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение этих методов в производственном обучении определяется принципом обучения- наглядностью в обучении. Данный принцип предполагает изучение учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимися изучаемых явлений, процессов, способов действий или их изображений. Наглядность повышает интерес и внимание учащихся, содействует глубокому пониманию,основательному осмыслению  и прочному усвоению изучаемого материала.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает и восприятие через моторные, тактильные и другие ощущения. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

Просмотр содержимого документа
«Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения»

Министерство просвещения российской федерации

Федеральноегосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»











Доклад

Тема «Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения »









Подготовил

мастер п/о

Дробышев В.А

Дата выступления:

апрель










г. Неман

2020 год.


Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения

Применение этих методов в производственном обучении определяется общедидактическим принципом обучения - наглядностью в обучении. Данный принцип предполагает изучение учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимися изучаемых явлений, процессов, способов действий или их изображений. Наглядность повышает интерес и внимание учащихся, содействует глубокому пониманию, основательному осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает и восприятие через моторные, тактильные и другие ощущения. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

В процессе производственного обучения применяются четыре основных способа наглядного обучения:

демонстрация (показ) трудовых приемов и способов;

демонстрация наглядных пособий;

применение экранных и других технических средств обучения;

самостоятельные наблюдения учащихся.

Демонстрация (показ) трудовых приемов и способов

Как было отмечено выше, успешность производственного обучения в значительной степени определяется наличием у учащихся прочной и разносторонней ориентировочной основы их предстоящих действий.

Процесс производственного обучения первоначально начинается с освоения трудовых движений, приемов, операций, их типичных сочетаний. Это "преддверие" к освоению собственно трудового процесса, характерного для осваиваемой профессии. При этом закладываются основы будущего профессионального мастерства учащихся. Все это определяет необходимость особого педагогического внимания мастера к четкости и точности восприятия, понимания и выполнения учащимися этих элементарных частичек умелой деятельности.

В процессе создания ориентировочной основы учебной деятельности учащихся на этих периодах освоения профессии при всей важности таких ее составляющих, как "что делать", "для чего", "с помощью чего", "чему должно соответствовать", главное - "как" нужно выполнять разучиваемые или отрабатываемые действия. Вот это "как" в первоначальные периоды обучения во многом обеспечивается путем качественного, методически грамотного показа мастером предстоящих к изучению и освоению трудовых действий.

При этом мастер всегда должен иметь в виду, что все изучаемые приемы, операции, способы работы, правила организации труда для учащихся - новое, незнакомое, трудное дело и они особо нуждаются в четком и доходчивом их разъяснении. Для мастера же, который является квалифицированным специалистом, все эти приемы, способы, правила, обязанности никакой трудности не представляют. Этим и обусловлены те недостатки в инструктировании, проводимом неопытными мастерами. Они на первых порах затрудняются выделить главное, определить, что трудно для учащихся, чему нужно уделить особое внимание, как это довести до учащихся наиболее эффективно. Опытные же мастера всегда знают, в чем чаще всего испытывают затруднения учащиеся, какие типичные ошибки они обычно допускают, и процесс вводного инструктирования строят с позиций предупреждения этих ошибок и затруднений.

Воспринимая показ, учащиеся должны не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ изучаемых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.

Полный и точный образ трудового действия в сознании учащегося возникает не мгновенно. Сперва он запечатлевается в общем виде, а затем постепенно уточняется в деталях. Для того чтобы учащиеся смогли осознать и запомнить показываемое во всех подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь, часть. Поэтому мастер должен выполнить показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делая паузы между ними.

Не все осмысливается и запоминается в трудовом процессе с одинаковой легкостью и быстротой. Наиболее трудно воспринимается выполнение различных действий одновременно разными рабочими органами (например, двумя руками, несколькими пальцами), а также моменты перехода от одного трудового движения, приема, действия к последующим, если в обычных условиях нормальной работы между ними нет перерыва. Мастер специально выделяет и показывает все такие моменты в еще более замедленном темпе и большее количество раз, чем все остальные. По совмещенным элементам действия показ производится как в составе целостного трудового процесса, так и расчлененно, с обращением внимания учащихся на вычлененные элементы его. Целесообразно также выделять и промежуточные характерные моменты в трудовом действии, особенно если оно выполняется одновременно двумя руками.

Например, при демонстрации способов перемещения напильника по заготовке или детали по притиру внимание учащихся следует фиксировать не только на конечных, но и на промежуточных точках координированного движения рук.

Мастер всегда должен помнить о сугубо служебной роли этих методических приемов показа, такого методического "препарирования" трудового действия. Сознание учащихся в конечном итоге

должно быть направлено на решение конечной задачи, на формирование образа полных и точных естественных трудовых действий. Поэтому показ приемов, действий, процессов должен завершаться нормальным рабочим темпом и ритмом.

С учетом изложенных рекомендаций процесс показа трудовых приемов, действий, процессов можно представить следующим образом:

Однако это - только общая формула; успешность показа, прочное усвоение сущности правильных приемов и способов учащимися она полностью не обеспечивает. Важно не только произвести показ в замедленном темпе, сделать где-то остановки, обратить внимание учащихся на положение рук, ног, пальцев, координацию движений и т. д. Успех показа зависит от умения мастера выбрать из всего многообразия трудовых движений те, которые обеспечивают максимальную эффективность выполнения всего трудового действия, процесса в целом, умение показать их так, чтобы учащиеся поняли "секрет успеха", чтобы у них в памяти ярко запечатлелся образ приема, движения, действия, которому они на первых порах будут подражать и с которым будут сравнивать свои первые попытки выполнить прием самостоятельно.

Показывая приемы и способы труда, мастер должен суметь мысленно поставить себя на место учащегося и посмотреть на себя его глазами, суметь понять, что для ученика трудно воспринять, и постараться это показать четко, образно, доходчиво. Такая "методическая обработка" трудового действия в целях обучения этому действию учащихся - определенное педагогическое искусство, которому следует постоянно учиться. Поэтому начинающий мастер должен наблюдать, как показывают трудовые приемы его более опытные коллеги; при подготовке к урокам можно попросить старшего или более опытного мастера со стороны понаблюдать и оценить, как получается пробный показ.

Эффективность показа трудовых приемов и способов как метода обучения зависит от соблюдения ряда правил и условий. Основные из них следующие:

важно суметь убедить учащихся в практической значимости и важности изучаемых приемов и способов, в необходимости качественного их усвоения для успешного овладения профессией, т. е. создать у учащихся положительную установку на качественное усвоение показываемого;

необходимо обеспечить хорошую видимость показываемого (правильный выбор места показа, нормальная освещенность, правильное расположение учащихся у рабочего места мастера);

демонстрацию приемов следует сочетать с демонстрацией наглядных пособий, на которых изображены соответствующие положения рук, ног, пальцев, корпуса, инструментов, с зарисовками на доске, а также с использованием инструкционных карт и технических средств обучения: фрагментов видеофильма, слайдов, диафильмов и т. п.;

следует широко практиковать попутный контроль восприятия учащимися показываемого, повторный показ трудных для восприятия приемов, побуждать учащихся задавать вопросы мастеру, если им что-либо непонятно.

Большое значение для повышения эффективности показа имеет правильное сочетание демонстрации и слова мастера. Только с помощью показа как такового невозможно раскрыть учащимся сущность трудового действия. Во время показа они не всегда обращают внимание на основные, наиболее важные стороны демонстрируемого действия. Увлекаясь внешней картиной его выполнения, которая для них доступнее и интереснее, учащиеся обычно не замечают существенных особенностей этого действия. Поэтому показ всегда должен сопровождаться пояснениями.

При помощи слова мастер объясняет задачи, сущность и значение изучаемых приемов и способов работы; дает попутные пояснения, обращая внимание учащихся на наиболее существенное, на "невидимую" часть показываемого; побуждает учащихся к мысленному подражанию; подводит итоги показа.

Значительно повышается эффективность показа и его восприятие, если у мастера на рабочем месте имеется инструкционная карта с эскизами и рисунками, раскрывающая наиболее рациональную последовательность трудовых действий и приемов, содержащая необходимые

инструкционные указания о правилах их выполнения. В таком случае мастер вначале зачитывает рекомендации, содержащиеся в инструкционной карте, а затем показывает соответствующие трудовые действия и приемы.

Приведенная выше типовая формула методически правильного показа трудовых действий отработана в те времена, когда в профессиональных учебных заведениях обучали в основном профессиям ручного и машинно-ручного производства: слесарей, токарей, кузнецов, плотников, портных и т.п., для которых двигательные действия являются преобладающими. Со временем перечень профессий и содержание их труда в значительной степени изменились, профессии ручного труда все больше стали насыщаться механизацией и автоматизацией, возникло много новых профессий машинного, механизаторского, автоматизированного характера труда, содержание которых принципиально отличается от чисто ручных. И наверное, подход к обучению этим профессиям должен отличаться от обучения слесарей, плотников, кузнецов. Формула же методической обработки трудовых приемов для их демонстрации в целях четкого усвоения и отработки осталась прежней. Так что же - отказаться от нее? Ни в коем случае.

Во-первых, там, где в содержании труда обучаемым профессиям содержатся "двигательные" элементы, формула показа трудовых приемов и способов может и должна сохраняться полностью. В любых других случаях сохраняется основная аналитико-синтетическая идея методики показа: вначале показываются, демонстрируются и отрабатываются приемы и способы выполнения частей целостного трудового действия, а затем все действие в комплексе составляющих его приемов, способов, операций.

Демонстрация наглядных пособий

Наглядные пособия и другие средства создают в сознании учащихся наглядный образ предмета, явления, процесса, действия и т. д. Однако само по себе наглядное пособие к процессу обучения нейтрально, его демонстрация вне связи с деятельностью мастера и учащихся может придать зрелищность занятию, но не решает проблему наглядности обучения. Наглядный образ сугубо субъективен. Он зависит не только от характера и особенностей воспринимаемого предмета, но и от особенностей учащегося, от его убеждений и установок, жизненного и производственного опыта и знаний, обученности и способностей, от его интересов и того смысла, который имеет для него познание данного предмета или явления, наконец, от его настроения в данный момент. Все это требует от мастера умелого руководства процессом восприятия наглядных средств обучения, обеспечения таких условий, когда учащиеся не только бы наблюдали, но и видели, рассматривали, анализировали, извлекали из наблюдаемого необходимую информацию.

Планируя использование средств наглядности на уроке, мастер должен, прежде всего, четко представлять, какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.

Функции средств наглядности могут быть различными. В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению мастера, в других - средством создания у учащихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые учащиеся еще не наблюдали. Наглядные пособия могут выступать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Все средства наглядности, используемые в процессе производственного обучения, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали, узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т. п.) и изобразительные (плакаты, макеты, схемы, диаграммы и т. п.).

Изучение объектов, явлений, процессов при наблюдении их в натуре самое эффективное. Однако далеко не все, что подлежит изучению, возможно и целесообразно использовать на уроке в натуре; изобразительные средства наглядности используются тогда, когда изучаемые объекты в натуре или очень велики, или малы (доменная печь, часовой механизм), или их вообще нельзя наблюдать (электрический ток, строение молекул). Незаменимы изобразительные наглядные пособия и тогда, когда изучаемые предметы или явления в натуре скрыты от наблюдения (внутреннее устройство оборудования, процессы в аппаратах), когда следует изучать процессы, протекающие слишком быстро или слишком медленно (рост растений, газовый разряд), когда требуется

графически выразить определенные закономерности, упростить сложные объекты или объяснить принцип действия и т. п.

Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготовлении, выборе и подготовке к использованию необходимо соблюдать определенные требования. Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий следует подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в учебной мастерской; наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста, изображаемые на пособии объекты должны быть в естественных положениях с соблюдением масштабных соотношений и пропорций существенных деталей.

Используя наглядные пособия на уроке, следует помнить, что их демонстрация - не цель, а средство достижения цели. Чтобы добиться от учащихся полного и точного восприятия наглядных пособий, создания наглядного образа демонстрируемого предмета, явления, процесса, необходимо обучать их умению рассматривать. Путем словесных пояснений и указаний надо помочь учащимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сопоставить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ. По возможности следует дать возможность учащимся самостоятельно поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, опробовать в работе, снять показания, сделать замеры, выписать данные и т. п.

Из других методических приемов руководства восприятием наглядных пособий можно выделить следующие:

демонстрация наглядных пособий должна органически сочетаться с показом трудовых приемов, разбором технических требований, технологии выполнения работы и т.д.;

наглядное пособие следует демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала;

не следует перегружать урок демонстрацией наглядных пособий и других средств наглядности;

в процесс восприятия демонстрируемого необходимо вовлекать возможно большее количество анализаторов: зрение, слух, осязание, а при необходимости - вкус и обоняние;

следует обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия: место расположения, освещенность, четкость изображения;

действующие и динамические пособия необходимо показывать и использовать в действии; для демонстрации образцов работ, инструментов, приспособлений и др. целесообразно

комплектовать их на специальных тематических щитах, что создает условия для сравнения и обобщения;

при объяснении технологии обработки, сборки, монтажа и т. п. следует широко использовать образцы, обработанные (собранные, смонтированные) в последовательности технологических переходов;

натуральные объекты средних размеров и массы (инструменты, детали, приборы и т. п.) следует использовать как "раздаточный" наглядный материал.

Эффективным методическим приемом повышения качества восприятия средств наглядности является установка на контроль, особенно при использовании их в качестве основного источника информации. С этой целью перед организацией самостоятельной работы с наглядными пособиями, проведением демонстрационного эксперимента учащимся сообщаются вопросы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выделение существенного, сравнения, обоснования, которые учащиеся выполняют на основе анализа увиденного.

Применение экранных и других технических средств обучения

В процессе производственного обучения наибольшее применение находят экранные средства: видеофильмы и их фрагменты, а также слайды, раскрывающие прикладные вопросы соответствующей техники и технологии.

Эффективность использования видеофильмов, которые обычно используются на первых и последних уроках изучения темы в качестве введения или заключения, во многом зависит от умения мастера руководить восприятием учащихся. Перед началом демонстрации учащимся необходимо сообщить, что им предстоит увидеть, как это связано с тем, что они будут изучать на предстоящих уроках, поставить перед учащимися вопросы, на которые они должны ответить после просмотра фильма или по которым будет проводиться обсуждение увиденного. Такая установка на контроль повышает эффективность восприятия показываемого.

В процессе демонстрации мастер путем попутных пояснений, концентрации внимания учащихся на главном, наиболее существенном, путем комментирования наблюдаемого, применения

"стоп-кадров" руководит восприятием учащимися информации, предъявляемой с помощью фильма.

После демонстрации фильма или его фрагмента необходимо проверить, как воспринят материал, предложить учащимся ответить на поставленные ранее вопросы.

Следует подчеркнуть исключительно большой эффект использования видеосъемок в процессе демонстрации трудовых приемов и способов. Специфические возможности видеосьемок: ускорение и замедление; стоп-кадр; сочетание крупных и общих планов; звуковое сопровождение; возможность многократного повторения необходимых кадров и т. п. - весь этот арсенал способов позволяет надежно и доходчиво раскрыть подлежащие изучению приемы и способы. Это по сути

"педагогическое препарирование" трудового действия, которое мастер производит при показе трудовых приемов. Но там все зависит от педагогического искусства мастера и его опыта. Кроме того, мастер никогда не застрахован он случайностей. При предварительной подготовке видеофрагмента показа все это делается в спокойной обстановке, имеется возможность отбора наиболее удачного повтора - "дубля", съемки показа наиболее рациональных приемов и способов выполненного высококвалифицированным специалистом.

Слайды и диафильмы, как и наглядные пособия, могут быть средством иллюстрации и первоисточником информации. Чаще всего слайды и диафильмы используются как средство наглядности; в этом случае к ним полностью относятся требования, предъявляемые к демонстрации наглядных пособий. Обычно они применяются для детального рассмотрения и изучения узла машины или механизма, схемы, чертежа, диаграммы.

В процессе производственного обучения в ряде случаев применяется звукозапись, которая обычно воспроизводится с магнитной ленты через магнитофон. Звукозапись применяется для иллюстрации различных видов неисправностей машин и механизмов, признаков их обнаружения, регулировок в процессе работы и т. п. Как правило, делается последовательно две записи шумов и звуков - неисправной машины, станка, двигателя, механизма и исправной - для того, чтобы учащиеся могли сравнить их, уловить характерные различия и сделать на основе сравнения необходимые выводы. Иногда перед записью шумов и звуков или после них на ленту записывают пояснительный дикторский текст.

Наибольшее применение звукозапись такого типа находит при подготовке рабочих по профессиям, связанным с эксплуатацией и обслуживанием машин (водители автомобилей, трактористы, машинисты двигателей внутреннего сгорания, токари, фрезеровщики, помощники машинистов локомотивов, плавсостав речного и морского флота и т. п.), а также с ремонтом и наладкой различного оборудования (слесари-ремонтники, наладчики станков, мастера по диагностике автомобилей и сельскохозяйственных машин и т. п.).

Приведем примеры типичных звукозаписей, используемых в производственном обучении: машинисты дизельных установок - стук клапанного механизма при неправильно

отрегулированных зазорах в клапанах; стук поршневого пальца при износе его; стук шатунного подшипника; работа двигателя с одной неисправной форсункой; работа дизеля при нарушении регулировки момента опережения впрыска топлива; работа дизеля при неисправной масляной центрифуге и т.п.;

токари - характерный свист, издаваемый затупившимся резцом при обработке детали; свист, издаваемый сверлом, которое уводит в сторону от оси обрабатываемого отверстия; скрип сверла присверлении детали из очень твердого материала; стук в коробке скоростей с разработанной кулачковой муфтой и зубчатыми колесами и т. п.

Звукозапись широко используется для развития профессионального слуха у учащихся, это помогает формировать у них навыки технической диагностики.

Самостоятельные наблюдения учащихся

Наблюдение представляет собой процесс планомерного, более или менее длительного наглядно-образного восприятия. Оно тесно связано с мышлением, предполагает умение группировать родственные факты, события, явления, свойства, подмечать в них сходство и различие, определять зависимость хода процесса от наблюдаемых условий.

Метод самостоятельных наблюдений наиболее характерен для процесса производственной практики учащихся в условиях производства профессиям аппаратурного производства (операторов, аппаратчиков, металлургов и др.). Вместе с тем наблюдение как метод обучения является основным

"инструментом" учения, учебной деятельности учащихся при любых способах применения средств наглядности, прежде всего в процессе демонстрации трудовых приемов и способов.

Самостоятельные наблюдения выполняются учащимися без непосредственного руководства мастера, но под его присмотром и по его заданиям. В заданиях обычно ставится задача наблюдений, намечается их порядок, указывается, как должны быть оформлены результаты наблюдений.

Важное значение для успеха самостоятельных наблюдений учащихся имеет вводное инструктирование их по выполнению задания. Мастер при этом добивается, чтобы учащиеся ясно представляли себе цель задания, вопросы, на которые они должны ответить, порядок проведения наблюдений, трудности, которые могут возникнуть при этом, способы их преодоления, меры предосторожности, которые нужно соблюдать.

В процессе наблюдений в зависимости от развития у учащихся умений наблюдать мастер в большей или меньшей мере помогает им выделить определенные, наиболее важные моменты, или факты наблюдаемого, обращает внимание на признаки наблюдаемого процесса, помогает сравнивать эти признаки у различных объектов, объяснять наблюдаемые явления и процессы, подводит итоги проведенных наблюдений, совместно с учащимися делает необходимые выводы.

Для подготовки доклада использовался материал из учебного пособия

В.А Скакун «Организация и методика профессионального обучения» учебное пособие

Москва

ФОРУМ-ИНФРА-М

2007