В условиях реализации федеральных государственных требований к образованию главное внимание уделяется формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников. На современном этапе требуется от нас, педагогов, качественно новый подход к обучению и воспитанию детей, организации всего педагогического процесса. Очевидной стала проблема необходимости грамотного выстраивания подлинно вариативного образования. Процесс обучения должен быть развивающим, увлекательным, обеспечивающим постоянный рост в развитии каждого воспитанника.
Одним из важнейших критериев качества и результативности образования является уровень развития интеллектуальных способностей воспитанников, уровень умений владеть средствами общения, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Аактуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Главное дидактическое правило укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Таким образом, наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а так же средства развития связной речи и творческих способностей. Ребенок овладевает моделью и на его основе разворачивает свое описание предмета, свой рассказ по картине или по представлению, отражает свой опыт и отношение, использует выразительные средства языка: образные сравнения, эпитеты, метафоры. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником.
Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у младших школьников мы проводим комплексно, по следующим направлениям:
коррекция звукопроизношения;
формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение - текст);
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи.
На всех этапах коррекционной работы используется метод наглядного моделирования. В логопедической практике наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Применение приемов наглядного моделированиям в коррекционно-образовательном процессе позволило оказать комплексное воздействие на развитие каждого воспитанника. Работая по данной системе, дети учатся:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование наглядного моделирования позволяет детям с ОНР успешно овладеть навыками фонематического анализа; при составлении описательного рассказа способствует формированию четкости, связности, полноты и последовательности изложения.
Формирование навыка моделирования артикуляции звука, слова, фразы и текста должно осуществляться в рамках системы специальных упражнений, систематически, последовательно и комплексно. Использование метода наглядного моделирования позволяет сделать коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, более эффективной.