Просмотр содержимого документа
«Наглядный метод обучения»
Наглядный метод обучения
Выполнила студентка группы КП-2 Фотова Ксения
Наглядные методы обучения — это такие методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п.
Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.
Понятие наглядных методов может быть поделено на три следующие группы:
- наблюдения,
- иллюстрации,
- демонстрации.
Наблюдение.
Метод наблюдения представляет собой достаточно затратный в плане прилагаемых усилий познавательный процесс в виде длительного, целенаправленного восприятия предметов и явлений действительности. Данный метод является необходимым элементом в процессе формирования у учащихся точных представлений, выступающих в качестве основы для обобщений.
Иллюстрации
Метод иллюстрации в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений.
Демонстрации
Метод демонстраций обычно основывается на представлении устройств, различного оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов или же компьютерных программ. Цель их использования заключается в формировании интереса или же познавательной мотивации у учеников, для создания проблемной ситуации, а также ознакомления с новой для них информацией.
Правила использования наглядных методов в педагогике
Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:
- Содержание наглядных пособий должно отвечать возрастным особенностям школьников.
- Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.
- Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции, оптическое увеличение. Или можно вызывать учеников поочередно к демонстрационному столу. Обычно это практикуется при демонстрации химических и физических опытов.
Правила использования наглядных методов в педагогике
- Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.
- Все наглядные материалы должны соответствовать теме урока.
- Можно и нужно привлекать учеников к поиску информации для составления наглядного пособия.
Примеры таких методов: Наблюдение за изучаемым явлением или событием, схематичное представление исследуемого процесса. Метод наглядности издавна применялся в обучении, поскольку помогал улучшению восприятия, понимания и запоминания информации. Наглядные представления играют большую роль и в системе современных методов обучения.