Наиболее эффективные приёмы сплочения ученического коллектива
(из опыта воспитательной деятельности классного руководителя)
В школьном коллективе, который состоит из новых учеников подросткового возраста, необходимо использовать такие методические приёмы для организации воспитательной работы, которые могут заменить привычные для школьников социальные сети.
Необходимое чувство заинтересованности и полезности каждого ученика в классе возможно аккумулировать, если общие социально-значимые дела интересны всем. Такими формами внеклассной и воспитательной работы могут быть:
• развитие элементов самоуправления, внедрение активных форм игровой деятельности;
• проведение интеллектуально-познавательных игр (КВН, марафоны, капустники, интеллектуальные игры, конкурсы).
К наиболее эффективным приёмам реализации таких форм можно отнести: проектную деятельность, тематические конференции и конкурсы, театральные и поэтические гостиные, заочные или онлайн путешествия и экскурсии по наиболее интересным странам, городам и достопримечательностям, творческие мастерские, разнообразные социальные акции.
Для сплочения коллектива нашего класса вместе с родительским комитетом успешно провели Неделю ежедневных добрых дел для учителей и учеников начальной школы, в течение которой школьники самостоятельно разработали план добрых и полезных мероприятий и их эффективную реализацию.
Для учителей подростки помогали собрать необходимый материал для лабораторного занятия, полезную информацию для домашнего задания, используя интернет-ресурсы, размножить тексты, таблицы и правила.
Для организации шефской помощи в начальной школе коллектив класса был разбит на группы для подготовки и проведения разных действий:
помощи учителю на прогулке;
подготовки наглядных материалов;
прослушивании ответов домашних заданий по решению учителя;
оформления кабинета;
поиска необходимой к уроку или внеклассному мероприятию информации.
По итогам Недели добрых дел школьники разработали памятку ежедневных добрых дел для учителей и одноклассников:
1. Помоги учителю на каждом уроке в активизации учебной деятельности одноклассников.
2. Окажи помощь учителю при подборке необходимой полезной информации для урока или классного часа.
3. Организация уборки классной комнаты и своего рабочего (учебного) места.
4. Помоги однокласснику, имеющему трудности в освоении школьного предмета, который ты знаешь лучше.
8. Окажи помощь однокласснику, если он заболел.
Наш классный коллектив сложился только в этом учебном году, но мы надеемся, что скоро мы сможем оформить первые страницы «Истории 7 В класса». У каждого классного коллектива должны быть свои традиции.
Журнал летописи класса ученики решили начать с тех правил поведения и общения, которые предложили и обсудили на классном часе сами. Именно эти правила отражают возможность создания доброжелательного микроклимата в ученическом коллективе:
1. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
2. Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе (лицее, гимназии).
3. Помни, что учителя — твои старшие наставники, прислушивайся к их просьбам, советам и рекомендациям.
4. Будь непримирим к проявлениям жестокости, грубости и несправедливости со стороны ровесников или старшеклассников.
5. Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (курения, мелких краж, хулиганских поступков).
6. Помни — твой одноклассник в любых ситуациях твой одноклассник и друг! Приветствуй его везде и если нужно — окажи ему помощь не только в школе, но и на улице, в общественных местах.
7. Окажи помощь учителям в организации досуга младших школьников (на перемене, в группе продленного дня или по окончании учебных занятий).
8. Прими участие в оформлении классного уголка или классной (отрядной) газеты, ежедневной уборке классной комнаты (кабинета).
9. Не будь в стороне от интересных дел классного ученического самоуправления или детской общественной организации.
10. Прояви инициативу в активизации досуга одноклассников.
11. Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учебе.
12. Не забывай, что именно в твоем классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи! А что сделал ты, чтобы класс стал самым дружным?
Если каждый ученик нашего класса сможет выполнять эти правила в своей школьной жизни, значит моя воспитательная деятельность состоится на 100%.