СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наиболее частотные грамматические ошибки обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена типология грамматических ошибок и примеры наиболее частотных ошибок обучающихся с разъяснением. Презентация может быть использована на уроках русского языка, на внеурочных занятиях по русскому языку и культуре речи.

Просмотр содержимого документа
«Наиболее частотные грамматические ошибки обучающихся»

ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО!   Типология наиболее частотных грамматических ошибок обучающихся Учитель русского языка и литературы Ли Лилия Эрнестовна

ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО! Типология наиболее частотных грамматических ошибок обучающихся

Учитель русского языка и литературы Ли Лилия Эрнестовна

Типология ошибок Ошибки в устной и письменной речи Ошибки в устной речи Ошибки в письменной речи Пунктуаци-онные Стилисти- ческие Лексические Акценто-логические Орфоэпические Орфографи- ческие Грамматические

Типология ошибок

Ошибки в устной и письменной речи

Ошибки в устной речи

Ошибки в письменной речи

Пунктуаци-онные

Стилисти-

ческие

Лексические

Акценто-логические

Орфоэпические

Орфографи-

ческие

Грамматические

Грамматические ошибки Морфологи-ческие Словообра-зовательные Синтакси-ческие

Грамматические

ошибки

Морфологи-ческие

Словообра-зовательные

Синтакси-ческие

Чей туфля́?

Чей туфля́?

НЕЛЬЗЯ: ПРАВИЛЬНО: Тапочек Туфель Кроссовок Тапочка Ту́фля Кроссовка

НЕЛЬЗЯ:

ПРАВИЛЬНО:

Тапочек

Туфель

Кроссовок

Тапочка

Ту́фля

Кроссовка

Скоро моё день рождение!

Скоро моё день рождение!

ПРАВИЛЬНО:  Мой день рождения  «Деньрождение» – это название праздника? День – существительное мужского рода, которое выступает в предложении в роли подлежащего; рождение – существительное среднего рода, которое выполняет роль дополнения.

ПРАВИЛЬНО:

Мой день рождения

«Деньрождение» – это название праздника?

День – существительное мужского рода, которое выступает в предложении в роли подлежащего;

рождение – существительное

среднего рода, которое выполняет роль дополнения.

Как же правильно: ложить или покласть ?

Как же правильно: ложить или покласть ?

НЕЛЬЗЯ: ПРАВИЛЬНО: Ложить Покласть Класть Положить

НЕЛЬЗЯ:

ПРАВИЛЬНО:

Ложить

Покласть

Класть

Положить

Мы так с него смеялись!

Мы так с него смеялись!

ПРАВИЛЬНО: Смеялись над ним НЕЛЬЗЯ: Смеялись с него В предложении неправильно употреблена предложно-падежная форма местоимения – с него .

ПРАВИЛЬНО:

Смеялись над ним

НЕЛЬЗЯ:

Смеялись с него

В предложении неправильно употреблена предложно-падежная форма местоимения – с него .

Ихний или не ихний?

Ихний или не ихний?

ПРАВИЛЬНО: Их НЕЛЬЗЯ : Ихний Ихний – просторечная форма притяжательного местоимения их .

ПРАВИЛЬНО:

Их

НЕЛЬЗЯ :

Ихний

Ихний – просторечная форма притяжательного местоимения их .

Я обожаю укра́инский борщ!

Я обожаю укра́инский борщ!

НЕЛЬЗЯ: ПРАВИЛЬНО: Укра́инский Кухо́нный Губча́тое Украи́нский (Украи́на) Ку́хонный (ку́хня) Гу́бчатый (гу́бка )    Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, -чат-, обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные.

НЕЛЬЗЯ:

ПРАВИЛЬНО:

Укра́инский

Кухо́нный

Губча́тое

Украи́нский (Украи́на)

Ку́хонный (ку́хня)

Гу́бчатый (гу́бка )

Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-,

-овск-, -чат-, обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные.

Я красиве́е всех!

Я красиве́е всех!

НЕЛЬЗЯ: ПРАВИЛЬНО: Красиве́е  Красиве́йший  Краси́вее Краси́вейший Если ударение в краткой форме прилагательного падает на основу, то ударение на том же слоге сохраняется и в формах сравнительной и превосходной степеней.

НЕЛЬЗЯ:

ПРАВИЛЬНО:

Красиве́е

Красиве́йший

Краси́вее

Краси́вейший

Если ударение в краткой форме прилагательного падает на основу, то ударение на том же слоге сохраняется и в формах сравнительной и превосходной степеней.

Зво́нит или звони́т?

Зво́нит или звони́т?

НЕЛЬЗЯ: ПРАВИЛЬНО: Зво́нит Звони́т Этот глагол входит в группу глаголов на -ить с неподвижным ударением, то есть относится к глаголам, в которых ударение во всех личных формах падает на окончание: звоню́, звони́шь, звони́т, звони́м, звони́те, звоня́т.

НЕЛЬЗЯ:

ПРАВИЛЬНО:

Зво́нит

Звони́т

Этот глагол входит в группу глаголов на -ить с неподвижным ударением, то есть относится к глаголам, в которых ударение во всех личных формах падает на окончание: звоню́, звони́шь, звони́т, звони́м, звони́те, звоня́т.

Когда я прихожу со школы, то сразу иду гулять с собакой.

Когда я прихожу со школы, то сразу иду гулять с собакой.

ПРАВИЛЬНО: Когда я прихожу из школы, то сразу иду гулять с собакой. В данном предложении следует употребить предлог из , называющий действие и предмет, изнутри которого исходит действие.

ПРАВИЛЬНО:

Когда я прихожу из школы, то сразу иду гулять с собакой.

В данном предложении следует употребить предлог из , называющий действие и предмет, изнутри которого исходит действие.

Петя, он всегда опаздывал в школу, а я – не всегда!

Петя, он всегда опаздывал в школу, а я – не всегда!

ПРАВИЛЬНО: Петя всегда опаздывал в школу. Он всегда опаздывал в школу. В данном предложении наблюдается употребление двойного подлежащего – ошибка, довольно распространённая в просторечии.

ПРАВИЛЬНО:

Петя всегда опаздывал в школу.

Он всегда опаздывал в школу.

В данном предложении наблюдается употребление двойного подлежащего – ошибка, довольно распространённая в просторечии.

Главная роль в формировании речевой культуры учащегося отводится учителю!

Главная роль в формировании речевой культуры учащегося отводится учителю!

Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание