Технологическая карта урока русского языка
Предмет: русский язык
Класс : 6
Автор УМК: Бабайцевой
Тема урока:
«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Планируемый результат | Предметные Знать наклонение глагола как изменяемый признак этой части речи ,значения глагола в изъявительном наклонении Уметь определять наклонение глагола, значения глагола в изъявительном наклонении | Метапредметные Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в виде таблиц, схем, моделей; осознанно использует для решения практических задач словари, справочники. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Личностные положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
| | | УУД |
Этап мотивации Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок. | Садитесь, ребята. А что я забыла сделать (поздороваться)? Что означает слово? Я всем вам и вашим семьям желаю здоровья. Давайте пожелаем здоровья нашим гостям (здравствуйте). - Назовите однокоренные слова (их запись, выделение корня). (здоровье, здоровый, здравый, здорово, здоровенный, здравствовать, здравие, здравствуйте, здравница, здравоохранение) - Какими частями речи являются однокоренные слова? - Какие орфограммы вам встретились в глаголах? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения (Л). Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний Цель: повторить и обобщить сведения о глаголе | Устное тестирование (на экране). Глагол – это часть речи, которая обозначает: а) действие предмета; б) признак предмета; в) предмет. Глаголы изменяются: а) по падежам и родам; б) временам и числам; в) лицам и падежам. Среди категории времени нет: а) настоящего; б) прожитого; в) прошедшего; г) будущего времени. В предложении глагол обычно бывает: а) подлежащим; б) дополнением; в) сказуемым. 5. НЕ с глаголом пишется: а) раздельно; б) слитно; в) через дефис. 6. В русском языке глаголы изменяются по следующим наклонениям (найдите неверное утверждение): а) изъявительное; б) принудительное; в) условное; г) побудительное. | Устное высказывание Задают вопросы друг другу. Слушают ответы. Это морфологические признаки частей речи: существительного и глагола. Наклонение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). |
Постановка учебной задачи Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | А вот мы подошли к теме сегодняшнего урока. Глагол «ходит» обозначает действие, которое происходит реально в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия которые не происходили, не происходят, и возможно, не произойдут. Сегодня мы познакомимся с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (узнать, что такое наклонение) - Вы что- нибудь знаете об этом? (Нет). - Давайте узнаем об этом вместе и призовем на помощь сказку. | Наклонение глагола. Записывают тему. | Метапредметные МП.: формирование логических действий анализа объектов. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. |
Построение проекта выхода из затруднения | ( На экране) В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него три сына Епифан был старший брат Сам себе он был не рад. Все б у парня получалось, Если б что- то не случалось. Епифан. – Я бы сделал, я бы смог, Если б кто – нибудь помог!.. Брат Тимоня средним был. Тот командовать любил. Только слышно от него: Тимоня. – То возьми! Подай того! Меньший брат Иваном звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет, А весной засеет поле. Иван. – Слов на ветер не бросаю, Что надумал, выполняю! Жили братья не тужили, да напал на то царство- государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтоб защитили от этого ворога русскую землю. Епифан: Я пошел бы воевать, Если б не любил поспать, Я сразился б со злодеем, Самозванцем, лиходеем, Я бы Змея победил, Если б тятька разбудил! Тимоня: Эй, Ванюша, эй, дурак, Снаряжайся! В царстве враг! Есть и спать не любишь вволю – Так ступай во чисто поле, Заруби дракона злого Аль доставь сюда живого! Иван: Вижу : час настал мой, братцы, В путь – дорогу собираться. Я за землю за свою Постою в любом бою! Меч возьму и подмогу. Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом! - Кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья познакомили нас с тремя наклонениями глагола. Откроем учебник на стр.____. Найдите названия наклонений (изъявительное, условное, повелительное). | Слушают, анализируют, делают вывод. Изучить материал учебника теории п.86. Делают вывод. Составляют в тетрадях схему. Самостоятельно формулируют результат наблюдения. Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему. | Метапредметные познавательные : формирование логических действий анализа объектов; Адекватное понимание информации устного сообщения; Владение разными видами чтения ( поисковым, изучающим текстов разных стилей и жанров. Коммуникативные : осваивать культуру общения, слушать товарища. |
Физкультминутка | А теперь немного отдохнем. Без сомненья, мы устали. Встали! Сели! Снова встали! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Головою повертели! Сели! Встали! Снова сели! Слова какой части речи помогли нам отдохнуть? | Выполняют физминутку. | |
6.Первичное закрепление Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | - Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья? ( На доске рисунки: Епифан – почесывает за ухом, Тимоня – указует перстом, Иван – с топором через плечо). - Запишите под портретами глаголы, употребляемые братьями.(Запись в тетрадях). 1. Епифан : сделал бы, смог бы, помог бы, пошел бы воевать, любил бы поспать, сразился б, победил бы, разбудил бы. 2. Тимоня : возьми, подай, снаряжайся, ступай, заруби, доставь. 3. Иван : не бросаю, надумал, выполняю, вижу, настал, собираться, постою, возьму, подмогу. - Обратимся к учебнику. Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении? В чем особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают? - Найдите корень в слове изъявительное (- яв-). - Подберите однокоренные слова ( яв, явный, наяву). - Почему наклонение называется изъявительным? ( действие происходит наяву, действие из яви). - Кто употреблял глаголы в повелительном наклонении? - Кто же употреблял глаголы в условном наклонении? (Записи над столбиками: изъявительное, условное, повелительное) | Выполняют задания. Проводят взаимопроверку. Наблюдают, оценивают. | Метапредметные познавательная: формирование логических действий. Способность участвовать в речевом общении |
7.Применение знаний и формирование умений и навыков Цель: закрепить полученные знания | - Снова вернемся в сказку. Царь-отец рассержен очень. Братьев он зовет пред очи : Царь. – Брат Иван пошел сражаться – Вам без дела грех слоняться! Вот решите – ка задачу! Будет худо вам иначе! Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного. Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля. Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи! Наградила бы я по-царски, да не послушался ты моего совета. «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает. Братья (хором). Головы нам не сносить – надо помощи просить! (Класс выполняет задание, по вариантам). Подождите, а Иван –то, где, ребята? Ох, Ивану трудновато! Камень на его дороге Обойдется ль без подмоги? (На листе нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу – найдешь удачу».Здесь же задание для Ивана). Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время. Рус..киий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит. Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости. Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался. Проверим задания. | Работают на доске. Делают записи в тетрадях. Дают пояснения к выписанным глаголам. Выполняют задание в тетради. | Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища. Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном. |
Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | - У нашей сказки счастливый конец. Иван – царевич выполнил все задания, победил злого Змея. Какие качества ему помогли? Что нужно, чтобы обладать этими качествами? Как слово здоровье связано с человеком? (Вести здоровый образ жизни). Все герои помогли нам одолеть очень сложную тему. Вспомните, с какими наклонениями вы познакомились (отвечают). Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? (настоящее, будущее, прошедшее), Условного? (прошедшее), повелительного? (будущее). Учитель: Как определить наклонение глагола? Если глагол изменяется по временам (думал, думаю, буду думать), то это изъявительное наклонение. Если есть частица БЫ, то это условное наклонение (думал бы); Если просят или приказывают что-то сделать, то это повелительное наклонение (думай); Если же не условное и не повелительное, то это все-таки изъявительное наклонение. А братья поняли, что так жить нельзя? Вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу? | Отвечают на вопросы. | Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Домашнее задание | Даёт дом. зад. | Записывают в дневник П.86, упр. 217 или 221 | |
Тема урока.
Наклонения глагола.
Цели урока:
Дать понятие о наклонениях глагола, об изменении глагола по наклонениям.
Формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи; навык морфологического разбора глагола;
продолжить работу над развитием речи.
Развивать интерес к изучению русского языка, воспитать учащихся духовно-нравственно здоровыми личностями.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, наглядный материал.
Ход урока:
I.
1.Учитель. Садитесь, ребята. А что я забыла сделать (поздороваться)? Что означает слово? Я всем вам и вашим семьям желаю здоровья.
Давайте пожелаем здоровья нашим гостям (здравствуйте).
- Назовите однокоренные слова (их запись, выделение корня).
(здоровье, здоровый, здравый, здорово, здоровенный, здравствовать, здравие, здравствуйте, здравница, здравоохранение)
- Какими частями речи являются однокоренные слова?
- Какие орфограммы вам встретились в глаголах?
2. Синтаксический разбор предложения:
Слава к тому приходит, кто впереди ходит. (Эти слова будут девизом урока, в конце урока подведем итог, как он будет связан с темой нашего урока).
У доски один ученик производит морфологический разбор глагола «ходит».
II. Устное тестирование (на экране).
Глагол – это часть речи, которая обозначает:
а) действие предмета;
б) признак предмета;
в) предмет.
Глаголы изменяются:
а) по падежам и родам;
б) временам и числам;
в) лицам и падежам.
Среди категории времени нет:
а) настоящего;
б) прожитого;
в) прошедшего;
г) будущего времени.
В предложении глагол обычно бывает:
а) подлежащим;
б) дополнением;
в) сказуемым.
Какой глагол из перечисленных ниже не является разноспрягаемым:
а) хотеть;
б) бегать;
в) бежать;
г) есть;
д) дать.
Глаголы, которые могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются:
а) переходными;
б) непереходными.
НЕ с глаголом пишется:
а) раздельно;
б) слитно;
в) через дефис.
В русском языке глаголы изменяются по следующим наклонениям (найдите неверное утверждение):
а) изъявительное;
б) принудительное;
в) условное;
г) побудительное.
III. А вот мы подошли к теме сегодняшнего урока. Глагол «ходит» обозначает действие, которое происходит реально в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия которые не происходили, не происходят, и возможно, не произойдут. Сегодня мы познакомимся с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (узнать, что такое наклонение)
- Вы что- нибудь знаете об этом? (Нет).
- Давайте узнаем об этом вместе и призовем на помощь сказку.
IV. ( На экране)
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него три сына
Епифан был старший брат
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что- то не случалось.
Епифан. – Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто – нибудь помог!..,
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
Тимоня. – То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Иван. – Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья не тужили, да напал на то царство- государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтоб защитили от этого ворога русскую землю.
Епифан: Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!
Тимоня: Эй, Ванюша, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю –
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван: Вижу : час настал мой, братцы,
В путь – дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму и подмогу.
Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом!
- Кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья познакомили нас с тремя наклонениями глагола. Откроем учебник на стр.____. Найдите названия наклонений (изъявительное, условное, повелительное).
- Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья?
( На доске рисунки: Епифан – почесывает за ухом, Тимоня – указует перстом, Иван – с топором через плечо).
- Запишите под портретами глаголы, употребляемые братьями.(Запись в тетрадях).
1. Епифан : сделал бы, смог бы, помог бы, пошел бы воевать, любил бы поспать, сразился б, победил бы, разбудил бы.
2. Тимоня : возьми, подай, снаряжайся, ступай, заруби, доставь.
3. Иван : не бросаю, надумал, выполняю, вижу, настал, собираться, постою, возьму, подмогу.
- Обратимся к учебнику. Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении? В чем особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают?
- Найдите корень в слове изъявительное (- яв-).
- Подберите однокоренные слова ( яв, явный, наяву).
- Почему наклонение называется изъявительным? ( действие происходит наяву, действие из яви).
- Кто употреблял глаголы в повелительном наклонении?
- Кто же употреблял глаголы в условном наклонении?
(Записи над столбиками: изъявительное, условное, повелительное)
V. Закрепление.
- Снова вернемся в сказку.
Царь-отец рассержен очень.
Братьев он зовет пред очи :
Царь. – Брат Иван пошел сражаться –
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите – ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.
Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
Наградила бы я по-царски, да не послушался ты моего совета.
«Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.
Братья (хором). Головы нам не сносить – надо помощи просить!
(Класс выполняет задание, по вариантам).
Подождите, а Иван –то, где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!
Камень на его дороге
Обойдется ль без подмоги?
(На листе нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу – найдешь удачу».Здесь же задание для Ивана).
Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
Рус..киий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.
Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.
Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.
Проверим задания.
- У нашей сказки счастливый конец. Иван – царевич выполнил все задания, победил злого Змея. Какие качества ему помогли? Что нужно, чтобы обладать этими качествами? Как слово здоровье связано с человеком? (Вести здоровый образ жизни).
Все герои помогли нам одолеть очень сложную тему. Вспомните, с какими наклонениями вы познакомились (отвечают). Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? (настоящее, будущее, прошедшее), Условного? (прошедшее), повелительного? (будущее).
Учитель: Как определить наклонение глагола?
Если глагол изменяется по временам (думал, думаю, буду думать), то это изъявительное наклонение.
Если есть частица БЫ, то это условное наклонение (думал бы);
Если просят или приказывают что-то сделать, то это повелительное наклонение (думай);
Если же не условное и не повелительное, то это все-таки изъявительное наклонение.
А братья поняли, что так жить нельзя? Вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?
VI. Домашнее задание:
1 группа: написать сочинение-миниатюру по пословице: «Слава к тому приходит, кто впереди ходит».
2 группа: составить 10- 15 словосочетаний на тему: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»
Всем: использовать глаголы в разных наклонениях.
3 группа: упражнение 489