СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нам жизнь дана, чтобы любить» ( по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе

 

Предметная тема:  « Нам жизнь дана, чтобы любить» ( по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Метапредметная тема: «Добро и зло»

 Эпиграфы: Побеждай зло добром. (Библия)

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот,

Кто не может совершать зло. ( Ю.Никулин)

 

  Цели урока: 1) предметная: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью,  закрепление знаний о способах создания образа литературного героя;                    

                     2) методологическая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; художественного вкуса, потребности в самостоятельном творческом  чтении;            

                    3) метапредметная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости.

Задачи:

-проследить за мыслями,  чувствами и поступками Юшки и окружающих его людей, попытаться понять, нужны ли сочувствие и сострадание людям;

-совершенствовать навыки теоретического анализа.

Ход урока: 1. Оргмомент. Вступительное слово учителя о добре и зле.  - Какое из высказываний вам ближе и почему?      Побеждай зло добром. (Библия.) Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла. (Ю. Никулин) Лучше терпеть зло, чем причинять зло. (Г. Гессе) В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)  2.Слово о писателе 

       Родился будущий писатель в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899 году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» – окружал будущего писателя с раннего детства и именно к нему он проникся большой и тёплой любовью. Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, 11 детей, а Андрей был старшим, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе – литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском  политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию. Техникум окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. Во время Великой Отечественной войны Платонов был корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Летом 1943 он был на Курской дуге, а весной 1944 года участвовал в боях за освобождение Украины. А.Платонов написал много произведений и для взрослых, и для детей. Самые известные его рассказы для детей: «Никита», «Ещё мама», «Маленький солдат», «Июльская гроза», «Цветок на земле». Он выпустил в литературной обработке сборники русских народных сказок, куда вошли «Финист – ясный сокол», «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».

3.Словарная работа

-Какова на ваш взгляд тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)

-А идея? (Побеждай зло добром)

-Да именно эти слова из Библии являются одним из эпиграфов к нашему уроку. Вот на примере жизни героев попробуем доказать, что добро побеждает зло.

-Давайте составим словарь темы, чтобы нам легче было решать поставленную цель.

(На доске слова  ДОБРО И ЗЛО ). Подобрать слова

               Любовь               жестокость

             Терпение            насилие

             Искренность      грубость

            Чуткость             черствость

            Трудолюбие

-В « Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение добра: «Нечто положительное, хорошее. Полезное, противоположное злу», зла: «Результат неправедности, непослушания Богу, результат греха».

  В «Советском энциклопедическом словаре» добро и зло- «нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие. С одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с другой- нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей».

         4. Работа с текстом. Решение основной проблемы урока.

 - К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Платонова «Юшка». Какие вопросы возникли у вас во время чтения рассказа и вы хотели бы их обсудить? Давайте попытаемся осмыслить содержание рассказа, поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле. Выясним, какие проблемы ставит автор в своём произведении. - Итак, главный герой рассказа – Юшка, и мы знакомимся с ним с самых первых строк. Автор даёт подробный портрет Юшки, показывает отношение к нему детей и взрослых. Давайте поработаем в группах над этими эпизодами, чтобы найти ответ на интересующие нас вопросы.  

          1 группа

            2 группа

              3 группа

Портрет Юшки

Отношение детей к Юшке

Отношение взрослых к Юшке

Каким видят люди Юшку? Что знают о нём? Что думают? Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Чем является зло для детей?

Почему взрослые обижали Юшку? Как они его называют? Чем отвечает им Юшка?

- Детьми движет не злоба и не ненависть. Все вокруг отвечают злом на зло. Это норма. Зло для детей – источник радости и веселья.  - Давайте проследим за поведением, чувствами и состоянием героев:               Дети                                                           Юшка  … переставали играть, бежали,                 … ничего не отвечал и не обижался         кричали … поднимали ветки и бросали…              … шёл тихо и не закрывал лицо … снова окликали, бросали, трогали        … шёл и молчал      и толкали … опять толкали и кидали комья             … не трогал и не отвечал       земли … сильнее толкали…кричали                  … говорил       вокруг Юшки … делали слишком больно                          радовался    радовались                   Антитеза в поведении героев    Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).    Терзать – мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.  В «Словаре русского языка» С.Ожегова – 2 значения слова терзать:    1. Разрывать на части.    2. Мучить нравственно.  Какое из этих значений имел в виду автор, говоря, что люди терзали Юшку?                                                                                                        (Оба) - Представьте себя на месте детей. А в стороне за вами наблюдают родители… (выступление 3-ей группы).             Сделаем вывод: какой Юшка в глазах детей и взрослых?    Старый, больной, странный, слабый, жалкий, неказистый, плохо одетый, невзрачный, тихий, молчаливый, ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «юрод негодный»…  - Скажите, ребята, а среди людей, окружающих Юшку там, где он живёт, есть ли те, кто сочувствует ему? Докажите. (Да: кузнец, Даша, столяр). -Почему и те и другие желают Юшке смерти?                  (Для себя – считают, что им будет лучше жить без него;                  для Юшки – чтоб он не мучился, не страдал). Считают, что его жизнь – мучение для него. Смерть может избавить его от этих мучений. -Возникает вопрос: вправе ли кто-либо решать, кому жить а кому умирать, имеет ли кто-либо право покушаться на жизнь другого человека? -Спросим Юшку, как он считает, в тягость ли Юшке его жизнь? (Нет, не в тягость, он уверен, что живёт не зря, что люди любят его, что он нужен людям). «А по надобности мы все равны…». Все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий!» -  Почему это происходит? Автор опять помогает нам с помощью художественной детали.  «Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду». Родители: «…и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»  «Отдохни», – сказал прохожий и ушёл домой пить чай.    - Чего хотят люди? -  Чай с сахаром – предел желаний в таких семьях. Значит, в семьях не читали Евангелие, никогда не говорили о духовных ценностях.  - Автор показал нам и другого Юшку, каким его никто из его знакомых не видел и не знал. Мы видим Юшку не страдающего, больного, жалкого, а счастливого и здорового. Когда? Каждое лето Юшка уходил из деревни. Никто толком не знал – куда. В стороне от людей он преображался.                                                                                               (Читаю:    «В июле или августе… не скрывал более своей любви к живым существам». Кто продолжит? О чём пишет Платонов дальше? ( Юшка целовал цветы, гладил кору деревьев, всматривался в лица жуков и бабочек…). Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? Олицетворение. Найдите примеры (облачка рождающиеся, умирающие; голос рек бормочущих). Эпитеты: светлая теплота, сладкий воздух.)  Вывод: Юшка близок к природе, он сам – частица этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останется бессловесным, он не ответит ударом на удар, злом на зло. - Что будет, если ударить топором по берёзе, сосне? (Сок побежит, смола выступит). А у Юшки от ударов? В глазах постоянная влага. - Куда уходил Юшка каждое лето? (Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, не пьёт чай и не меняет одежду, чтобы она могла учиться и жить в достатке).   Вывод: какой Юшка на самом деле?      Трудолюбивый, добрый, тихий, робкий, терпеливый, умеет сострадать, чутко сочувствовать, человеколюбивый, милосердный, бескорыстный, он побеждает зло добром, он живёт по законам Божьим.  - Юшка никогда никому не приносил зла, никогда никого не обидел (рисунок из учебника). -Зачитаем эпизод «Встреча с весёлым прохожим». Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?     - Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни. Именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя же всё время терпеть. -Чем помешал Юшка весёлому прохожему? -Что он сказал, увидев Юшку? «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело?» А другие говорили так:      «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?» Подберите однокоренные слова: блаженный, благополучный, благодарный, благовоспитанный, благонравный. - Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»? От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах. Он где-нибудь называет сердце жестоким?       «Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое». -Что значит слепое?      «Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим. -Что произошло после смерти Юшки? Поняли ли они, что по отношению к Юшке поступали неправильно?      (Они все пришли на похороны, попросили прощения у Юшки и … забыли.) -Жить без Юшки стало хуже. Почему?      «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». - Значит прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен?      Да, прав. Он был мудрее их.   - Обратимся к эпиграфам. Что же, зло победило? Ведь Юшка погиб? Нет. -«Добро из добра приходит». Платонов воспевал добро, подчёркивал, что оно всегда побеждает зло. Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?    -  Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии,  а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечит людей от туберкулёза. Её все называют дочерью доброго Юшки.     - Такой приём, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог вырасти и получить образование. - Прочитайте, как выглядела девушка.      «Девушка на вид была…» - На кого похожа девушка? На Юшку. Но девушка ему не дочь, не родня. Что же делает их похожими? Доброта, которая есть в них, делает их родными. - Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнают после его смерти? Вывод. В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата. - Чему учит писатель? А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему.  И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле. -Проблема взаимоотношений человека с человеком, добра и зла – вечная проблема, которая находит своё отражение и в Библии, и в произведениях УНТ, в творчестве писателей и поэтов (слова Б.Пастернака). -И Платонов верил в это и  хотел, чтобы в это верили и мы.   5.Подведение итогов урока

-Как вы можете объяснить пословицу «Не делай добра – не получишь зла». «Добро уныло и занудливо, И постный вид, и ходит боком, А зло обильно и причудливо, Со вкусом, запахом и соком.» (И. М. Губерман)

-О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова «Юшка»?

-К каким выводам вы пришли?

 Вывод: Обсуждая смысловые версии, дети приходят к выводу: «У Юшки, несмотря на неказистую внешность, добрая, отзывчивая, настоящая душа». Возможно, ученики придут к другому выводу. 6.Домашнее задание: написать мини-сочинение 1. «Хотели бы вы быть похожими на Юшку? Почему?», 2.»Что значит уметь любить человека?», 3. «Можно ли назвать Юшку красивым человеком?»