СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написание -Ь- в именах числительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Написание -Ь- в именах числительных.»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Написание -Ь- в именах числительных.

Цели урока:

  1. познакомиться с правилами написания мягкого знаки в именах числительных;

  2. формировать умение путем наблюдения за именами числительными самостоятельно выводить и формулировать орфографическое правило, развивать логическое мышление;

  3. вызывать интерес к живой природе, воспитывать культуру умственного труда.



Ход урока

  1. Орг.момент.Мотовация.

  2. Орфографическая разминка. Определение темы урока.На доске записаны слова: кон…ки, пал…цы, восем…десят, бар…ер, пис…мо.

Задание: вставить пропущенные буквы, ответить на вопрос: написание какого слова у вас вызывает затруднение, почему?

(вставляем в каждом слове Ь; слово 80 относится к числительным, все остальные слова – имена существительные)

- Какой теме, как вы думаете, будет посвящен наш урок?

(Правописанию Ь в именах числительных.Изучению новой орфограммы.)

-Давайте составим с данными словами словосочетания и запишем их в тетради.

(Фигурные коньки, тонкие пальцы, восемьдесят деревьев, высокий барьер, заказное письмо)

-Что обозначает Ь в данных словах?

(Мягкий знак в данных словах обозначает мягкость согласного, стоящего перед Ь)

  1. Открытие нового на уроке.

- Давайте вернемся к теме занятия постараемся сформулировать правила написания Ь в числительных. В этом вам поможет метод наблюдения. Вспомним царицу наук – математику и займемся устным счётом.

1 ряд считает от 1 до 30.

2 ряд считает десятки: от 10 до 90.

3 ряд считает сотни: от 100 до 900.

-В ходе наблюдений учащихся 1 ученик составляет таблицу.



Ь на конце числительных Ь в середине числительных

От 5 до 30От 50 до 80; от 500 до 900.

Вывод: если в конце слова есть Ь, то в середине уже нет; если, наоборот, есть в середине, то на конце слова его писать не надо.

Задание по тексту: выписать числительные в тетрадь.

Санкт-Петербург 18 января отмечает одну из самых значимых дат своей истории — годовщину прорыва блокады Ленинграда. В 2023 году исполняется 80 лет со дня, который принес ленинградцам надежду и ликование.

Оборона Ленинграда навсегда вписана в историю России как невероятно трагическое и в то же время героическое событие. Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября1941 года и длилась 872 дня. По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тысяч ленинградцев, хотя, по подсчетам историков, эта цифра может достигать и 800 тысяч.

За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги.

18 (восем (Ь) надцатого)

В 2023 году ( две тысячи двадцать третьем)

80 (восем(Ь)десят)

8 сентября (восьмого)

1941 года ( одна тысяча девят( Ь) сот сорок первого)

872 дня ( восем(Ь)сот сем(Ь)десят два)

Более 630 тысяч ( шестисот тридцати тысяч)

800 тысяч ( восем (Ь) сот тысяч)

173 (сто сем(Ь)десят три )

649 ( шест(Ь)сот сорок девят(Ь))

Написание каких числительных вызвало у вас затруднение?

- Давайте вернемся к теме занятия, постараемся сформулировать правило написания Ь в числительных.



1 группа считает от 1 до 30.

2 группа считает десятки: от 10 до 90.

3 группа считает сотни: от 100 до 900.

-В ходе наблюдений составляем таблицу:

-Ь в числительных до /40 / в числительных после - Ь -

Ь на конце числительных Ь в середине числительных



Закрепление нового.

1)Спишите словосочетания с доски в тетради, обратите внимание на правописание числительных.

В сказке 69 страниц.

Выучил 20 словарных слов.

В нашей школе 50 хорошистов.

В магазине купили 15 килограммов конфет.

В альбоме 736 страниц.

Самопроверка с мультимедийной доски.



Перед ребятами лежит задание. Потребуется правильно поставить плюсы в графы таблицы.

числительное

Ь в середине числит.

Ь на конце числит

В слове нет Ь

700





17




200





11





900





90





40





16





80





19







Ключ для взаимопроверки



Ь в середине числит.

Ь на конце числит.

В слове нет Ь

700


+



17


+


200




+

11



+


900


+



90




+

40




+

16



+


80


+



19



+




Закрепление нового.

- Спишите словосочетания с доски в тетради, обратите внимание на правописание числительных.

Прочитал 59 страниц.

Выучил 630 новых слов.

Жители села выписывают 912 экземпляров журналов.

В магазине купили 65 метров костюмной ткани.

Посадили 50 саженцев сирени.

В школьной библиотеке 726 разных словарей.

(После записи данных словосочетаний учащимися на слайде дается правильное написание имен числительных.Проходит самопроверка.Далее ученики анализируют и исправляют ошибки)

- Из текста, который вам будет предложен, выпишите все числительные и обозначьте орфограмму: Ь в именах числительных.

Знаете ли вы?

В Мировом океане обитает 18 тысяч рыб. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. На земном шаре встречается 80 видов рябины. Сосна может жить 66 лет, а ель-500.

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради)


- А сейчас постарайтесь вспомнить фразеологические обороты, в состав которых входят числительные. На работу отводится 4 мин. Затем ученики по очереди выходят к доске и записываю фразеологические обороты, а остальные ребята объясняют значение этих выражений.

(Примеры: как свои пять пальцев (=знать хорошо, отлично), гнаться за двумя зайцами (= делать несколько дел одновременно), семь пятниц на неделе (= быстро менять свои планы, решения), седьмая вода на киселе (=очень далекие родственники), есть в три горла (=есть очень много, жадничать) и др.


  1. Творческое задание. Составить миниатюру на тему: «Чемпионы долголетия».

На слайде даны факты из жизни животных: черепаха живет более 200 лет, слон – 80, крокодил –до 70 лет.

(2-3 миниатюры читают ученики.Орфограммы комментируют после прочтения)

(Примерный текст. Чемпионами долголетия среди животных являются черепаха, слон и крокодил. Черепаха живет более 200 лет, слон – 80 лет, крокодил – до 70 лет. Черепаха является самой жизнестойкой.

  1. Контроль усвоения темы.

На ваших партах лежит раздаточный материал. Лист с таблицей. Вам потребуется правильно поставить десять крестиков в графы таблицы. 10 числительных я вам сейчас назову.


10 слов для работы:

  1. 700

  2. 80

  3. 40

  4. 200

  5. 11

  6. 16

  7. 900

  8. 19

  9. 90

  10. 17


Ключ для взаимопроверки


Номер п/п

Ь в середине числит.

Ь на конце числит.

В слове нет Ь

1

+



2

+



3



+

4



+

5


+


6


+


7

+



8


+


9



+

10


+



7. Задание на повторение пройденного материала по теме «Имя числительное».

- В заключение я вам предлагаю задание на уже пройденный материал. Вам надо постараться ответить на вопрос по тексту. Слушаем текст.

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность..


- Какую особенность имеет в виду брат Пети?

(Это собирательные числительные, они употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детёнышами животных, существительными, имеющими форму только множественного числа).


  1. Рефлексия.Отметьте свои впечатления от урока с помощью цвета: у вас на партах лежат цветные карандаши, нарисуйте свою радугу.

  1. Домашнее задание.Запишите 6-7 пословиц, в состав которых входят числительные. На тему одной из них составьте рассказ