Проект ученицы 3 «А» класса МБОУ СОШ № 5 г. Гусиноозёрск. «Напольная игрушка для театра»
Введение.
Для чего мы это делаем.
Театр – это зрелище. Играя на сцене различные роли, мы хотим очаровать наших гостей, чтобы каждый зритель унес от нас капельку добра и чистоты. Я очень люблю участвовать в театральных постановках, устраиваемых у нас в классе, с удовольствием посещаю с ребятами гастролируемые у нас театральные коллективы. Больше всего мне запомнились и понравились представления с участием кукол самого разного устройства.
И я решила тоже изготовить куклу, с которой смогла бы управляться сама, то есть смогла бы стать кукловодом.
Думаю, что кукла изготовленная своими руками создаст, в нашем доме атмосферу тепла, уюта и оригинальности, а также с ее помощью я буду очаровывать и удивлять своих зрителей: родителей, младшую сестренку, гостей нашего дома, одноклассников. А в дальнейшем мы сможем создать семейный кукольный театр.
Цель моей работы - изготовить напольную куклу «Сказочный страусенок».
Соответственно поставленной цели, решала следующие задачи:
Уточнить и расширить знания о кукольном театре. Изучить литературу по пошиву театральных кукол.
Продумать модель и технологию изготовления куклы
Подобрать необходимые материалы и инструменты, используя бросовые, нетрадиционные вещи
Оригинально оформить внешний вид куклы, как вещи для украшения интерьера
Сделать выводы и наметить рекомендации по изготовлению кукол для кукольного театра (в классе, в семье)
Этапы работы над проектом:
Разработка проекта:
- определение общей идеи работы,
- разработка эскизов,
- выбор материалов,
- разработка конструкции и технологии изготовления деталей и объекта в целом (зарисовки, схемы, эскизы, чертежи)
- поиск рациональных путей решения возможных проблем
- подбор необходимых инструментов.
2. Практическая реализация проекта:
- выполнение разработанного проекта, корректировка возникающих проблем,
- представление проведенной работы (от идеи до ее реализации, с объяснением возникающих в ходе работы проблем и способов их решения) перед учащимися нашего класса.
История развития кукольного театра.
По истории развития кукольного театра можно судить о том. Как жили люди, об их интересах, особенностях того или иного времени. Начался кукольный театр с появления кукол.
Куклы в жизни людей появились очень – очень давно, еще в каменном веке, а может быть и раньше. Тогда они совсем не были похожи на тех, в которые мы играем сейчас. Делали их из древесины, палочек, веточек, травы, из кусочков кожи и других подручных материалов. Специально ставились целые представления, в которых главными действующими лицами были большие фигурки животных. С помощью кукол старшие обучали младших.
Первые куклы изображали животных. Кукол – людей старались не делать, так как верили, что даже изображения людей тоже живые.
Куклы – человечки появились на много позднее, потому что в древности верили: они могли забрать частичку души и повлиять на дальнейшую судьбу обладателя куклы.
Со временем эта вера ослабела, и в домах все чаще и чаще стали появляться куклы, похожие на людей. Теперь, даже специально делали таких кукол. Например, на рождество Христово вырезались и вылепливались фигурки волхвов, пастухов, святой Девы Марии, Святого Иосифа и младенца, которого укладывали в сделанные для него ясли. В такие праздничные вечера несколько семей собирались в одном доме и читали Библию, а дети передвигали фигурки и разыгрывали сценки. Постепенно такие представления стали традиционными, а фигурки – человечки прочно заняли место в специально созданном для них ящике, который и стал первой сценой в истории кукольного театра. Такой ящик одни именовали вертепом, что означает «пещера», другие называли его райком (от слова «рай»), потому что в нем показывались только библейские истории.
Со временем вертеп перестал быть домашним театром, и появились люди, которые разыгрывали библейские сценки уже не для своей семьи, а для широкой публики.
С того момента, как вертепщики стали разыгрывать свои представления перед народом на улицах и площадях, мы и можем отсчитывать начало существования кукольного театра. Пусть еще не совершенного, но театра!
Куклы в вертепе были самыми простыми, они не умели ни разговаривать, ни двигать руками. Но однажды мастер – кукольник вырезал небольшой шарик, проделал в нем отверстие и надел на палец. Два других пальца кукольника превратились в очаровательные ручки. Он стал двигать пальцами, и куколка с головой – шариком ожила!
Затем кукольник сделал из ткани чехольчик для руки, нарисовал на шарике забавное личико, и получился веселый Петрушка, который сразу же стал любимчиком публики. Вскоре у Петрушки появились друзья – такие же куклы. Появились и те, над кем Петрушка слегка подсмеивался или открыто издевался – городовой, поп, чиновник. Число персонажей росло, а кукольнику уже не надо было носить с собой большой ящик, потому что все они легко помещались в заплечном мешке.
С представлений Петрушки начался настоящий кукольный театр. Как и вертеп, он был небольшой, что позволяло кукольнику выступать на ярмарках, переезжая с места на место. Кукольник мог развернуть свой театр где угодно. Смешные представления могли посмотреть все желающие.
Первые государственные кукольные театры появились в нашей стране после 1917 года. С образование Советского Союза.
Сегодня у каждого кукольного театра есть свое здание, и актерам уже не приходится таскать мешок с куклами за плечами. Да и сами актеры стали совсем другими. Это уже не самоучки, а целая труппа хорошо обученных специалистов. И сами куклы стали намного интереснее и сложнее, чем были. Хотя озорник Петрушка не забыт и часто участвует в современных представлениях.
Кукольный театр находится в постоянном движении и развитии. Существуют различные виды кукол:
Театр кукол постоянно развивается. Для создания художественных эстрадных номеров, люди стали придумывать напольных кукол. Ведь кукла может делать то, чего не может сделать человек и наоборот.
Мы видим в телепередачах, как красивые зрелищные куклы сопровождают песни Валерия Леонтьева, шикарная кукла – Петрушка есть в программе «Кубок юмора», интересные куклы в программе «Сам себе режиссер».
И я тоже решила создать зрелищную куклу. Куклу, которую изготовила я, зовут сказочный страусенок. Я долго работала над конструкцией и формой, экспериментировала и в результате получилась кукла, легко управляемая. В новогодние праздники страусенок путешествовал по классам и поздравлял девочек и мальчиков.
Девчонки и мальчишки,
Страусенок наш веселый
Вам нижайший шлет поклон
С праздником вас поздравляет
Счастья. Радости желает!
Материалы и инструменты
Мех искусственный, для изготовления основных деталей страуса (старая шуба).
Ткань для изготовления шеи, ног.
Синтепон для шеи, ног
Поролон для наполнения шаров
Шнуровая резинка для пружинистой работы шеи, ног
Нитки
Твердый картон
Мягкий линолеум для утяжеления крылышек, хвоста
Габардин желтый для клюва
Габардин голубой для глаз
Пуговицы для глаз
Кожзаменитель
Карандаш простой
Иголка, ножницы, утюг.
Для изготовления страусенка я использовала искусственный старый мех, кусочки поролона, кусочки твердого картона, кусочки старых тканей, пуговицы. Этим вещам было дано «второе дыхание» и не затратили на них ни копейки.
Очаровашка, сделанная мной, поселится в нашем доме, будет служить нам не один год и радовать зрителей своими номерами.
Санитарно – гигиенические требования и техника безопасности
Техника безопасности труда при работе с иголками.
Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иглу.
Во время работы иголки и булавки вкалывать только в подушечку, не брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавеси и т.п.
Не работать ржавой иглой
Иголки хранить в игольнице или подушечке, обвив ее ниткой
Требования безопасности труда при работе с ножницами
Расположить ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, чтобы при движении не уколоться о концы ножниц
Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие их можно уронить и поранить себя или работающего рядом
Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
Итак, мы создали эксклюзивный вариант напольной куклы – страусенка, который умеет говорить, ходить и даже танцевать!
Технология изготовления
А) Эскиз
Перед тем, как нарисовать эскиз куклы я, в первую очередь, придумала саму идею создания куклы. Какая это будет кукла. Для чего она предназначена. Каким материалом я располагаю. Мне хотелось. Чтобы страусенок был подвижным, чтобы кукла управлялась одним человеком.
Б) Изготовление головы и туловища
Мама помогла рассчитать мне размеры будущей куклы, относительно моего роста и сделать выкройки. Было решено для изготовления головы и туловища воспользоваться, меховыми шарами.
Для этого окружность 60 см, делим пополам – это будет высота лекала (60:2 =30 см.). Высоту лекала делим на 3 – это будет ширина лекала (30:3=10 см.). Это размеры туловища.
Для головы эти размеры надо уменьшить на 5 см. То есть высота лекала головы будет 25 см., ширина – 8 см.
Раскрой ткани (искусственного меха) выполняем только с изнаночной стороны, экономим материал.
Сметываем детали швом («вперед иголку»). Так как ткань черная, сметываем белыми нитками, если ткань светлая сметывать надо черной ниткой. Основной шов делается ниткой подходящей по цвету к ткани.
Стачиваем детали по сметочному шву черной ниткой («швом назад»). У нас дома есть швейная электрическая машина, но на ней можно сшивать только тонкую ткань. Наша игрушка состоит из деталей плотной ткани, поэтому мы с мамой решили все сшивать на руках. Так как мы шьем куклы для представлений, все швы должны быть выполнены прочными, качественными нитками. Как проверить прочность нити?
Опыт: я взяла последовательно куски разных нитей равной длины. Затем взяла получившуюся нить за концы и потянула в разные стороны. Обрыв произошел на нити с наименьшей прочностью. Далее, таким же образом, я растянула оставшуюся нитку и выбрала наиболее прочный участок, где разрыв не произошел. Эту нить я и взяла для работы.
Чтобы нить при шитье не запутывалась, ее нужно делать не слишком длинной. Нить отмеряем по локтю.
Мы сшили все детали между собой, на одном шве оставили в середине не сшитое пространство, чтобы вывернуть шар.
Напротив не сшитого места пришиваем шток через сквозное отверстие, затем на шток выворачиваем шар туловища, то же самое делаем с шаром головы. Когда мы вывернули, через оставленную дырочку в шве, наполняем шары синтипоном. Затем зашиваем шов.
В) Для изготовления шеи нам потребуется прямоугольник шириной 8 см, длиной 50 см, шею делаем из искусственного черного меха. Для ног нам потребуется прямоугольник шириной 9 см, длиной – 70 см. Чтобы ноги выглядели более плотными во внутрь мы вшиваем синтипон. Ноги изготавливаем из ткани красного цвета. Ткань и синтипон сметали белой ниткой. По сметочному шву стачиваем черной ниткой (выворачивать будем позже).
Г) Изготавливаем крылья, лапки, хвост. Из картона изготавливаем лекала: нарисовали и вырезали . Вместо мягкого линолеума, мы взяли плотную клеенку для утяжеления крыльев, лапок и хвоста. С левой стороны клеенки рисуем по лекалам крылья (2 штуки), хвост (1 штуку), лапки (2 штуки), вырезаем.
С левой стороны черного меха по лекалам рисуем крылья, хвост – вырезаем.
Крылья – две детали прикладываем друг к другу, мехом внутрь. Аккуратно сметываем белой ниткой, то же самое делаем с двумя другими деталями, по сметочному шву стачиваем черной ниткой, оставляем место для выворачивания. Удаляем белую сметочную нитку, выворачиваем крылья. Во внутрь вставляем деталь из клеенки. Аккуратно зашиваем с наружной стороны, то же самое делаем со вторым крылом.
Хвост – две детали хвоста прикладываем друг к другу мехом во внутрь, сметываем белой ниткой. По сметочному шву сшиваем черной ниткой, оставляем место для выворачивания. Убираем белую сметочную нитку, выворачиваем хвост. Во внутрь вставляем деталь из клеенки. Аккуратно зашиваем с наружной стороны.
Лапы – на красной ткани с левой стороны, по лекалам рисуем лапки (4 штуки), вырезаем лапы. По две детали прикладываем друг к другу, лицевой стороной во внутрь, сметываем белой ниткой. По сметочному шву сшиваем черной ниткой. Оставляем место для выворачивания, убираем белую нитку, выворачиваем лапы. Во внутрь вставляем деталь из клеенки. Аккуратно сшиваем с наружной стороны. То же самое делаем со второй лапой.
Д) Возвращаемся к ногам и шее.
Ноги – удаляем белую сметочную нитку, выворачиваем ноги. Перед тем как вывернуть ноги, измеряем по ноге, шнуровую резинку. Делаем ее на 10 см короче, чтобы ноги были интересные и подвижные. В каждую ногу вставляем по 1 резинке. Один край резинки пришиваем к краю ноги. Длинную палочку с петелькой продеваем через ногу внутри, продеваем резинку в петельку. Далее другой краешек резинки пришиваем к другому краю ноги. Точно также вставляем резинку во вторую ногу.
Шея – вывернули шею, измеряем резинку на 10 см. короче, чем шея. Пришиваем один край резинки к одному краю шеи. Проталкиваем палочку с петелькой через шею. В петельку продергиваем резинку и вытаскиваем ее с другой стороны. Пришиваем к другому краю.
Е) Оформление мордочки: мы взяли кусок мягкой резины, вырезали из нее клюв. Из твердого картона вырезали овалы для глаз (4 штуки)- 2 по - больше, 2 поменьше. Обтягиваем овалы тканью: большие – белой, маленькие – синей. Вырезаем квадратики из белой ткани, кладем на квадратик овал, заворачиваем овал и прошиваем белой ниткой, чтобы закрепить ткань. Точно также обтягиваем овалы синей тканью. Пришиваем зрачок – пуговицу. Из старого кожзаменителя вырезаем ресницы, пришиваем их к глазам. Пришиваем клюв к голове. Пришиваем к голове глаза. Так как пришить глаза оказалось не простой задачей, мы решили их приклеить на клей «Момент».
Соединение деталей – чтобы готовая игрушка закреплялась на ногах человека, на лапки пришиваем шнуровую резинку. Пришиваем лапки к ногам игрушки.
Туловище – к бокам туловища пришиваем крылья. Сзади, над штоком, пришиваем хвост. К туловищу пришиваем ноги и шею. К другой стороне шеи пришиваем голову.
Игрушка почти готова, так как паричок мы делаем из перьев – пришиваем его в последнюю очередь.
Заключение
Возникшие проблемы и способы их решения:
Для придания выразительности движения я вставила в шею и ноги куклы шнуровую резинку.
Чтобы «работали» крылышки, вставила внутрь линолеум, т.к. он прочнее и тяжелее картона.
Чтобы мои руки не уставали при управлений куклой, меховые шары я наполнила поролоном (по плану мы хотели набить их старой одеждой, они были очень тяжелые).
Выводы и предложения:
Вот и закончена работа над созданием напольной куклы «Сказочный страусенок», которая умеет ходить, говорить и даже танцевать.
Она стала украшением моей комнаты и моей любимой игрушкой. Шаг за шагом я поднималась по ступенькам мастерства и научилась создавать оригинальное изделие – напольную куклу для моего семейного театра. Я считаю, что неплохо справилась с работой, хотя в процессе возникало много трудностей. А это значит, что я приобрела не только умения, но и воспитала в себе упорство, научилась доводить начатое дело до конца. Эти качества не раз пригодятся мне в жизни.
А самое главное, я теперь стала настоящим кукловодом и могу играть разные роли в нашем семейном театре, радовать родителей, сестренку, гостей, ведь «Театр – это школа добрых чувств, красоты и человеческого братства» (Воитмил Рабадан).
Список использованной литературы
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Том 3. Стр. 147 – 151, М. 2000
Энциклопедический словарь юного зрителя, М.: педагогика 1989 г.
Аркадий Леокум «Скажи мне почему?» фирма «Джулия», 1992.
Дайн Г.Л. «Русская игрушка»М., Сов. Россия 1987
Образцов С.В. «Всю жизнь играю в куклы» М., Малыш 1983г.
Перевертень Г. И. «Самоделки из текстильных материалов» - М.: просвещение, 1990 г. – 160 стр.
Смирнова Н.И. «И…оживают куклы» книга о кукольных театрах, М., Дет. Литература, 1982г.
Электронный словарь
http: gifchik.boom.ru – коллекция анимированных картинок.
12