СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления коррекционной работы с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

О направлениях коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Направления коррекционной работы с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями речи»

Направления коррекционной работы с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями речи


Коррекционный курс для обучающихся с ТМНР, имеющих интеллектуальные нарушения, наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТМНР, имеющих интеллектуальные нарушения с учетом их особых образовательных потребностей., предполагает в большей степени коррекцию социальной адаптации обучающихся на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, развитие всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.

Основными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных и интеллектуальных потребностей обучающихся , имеющих интеллектуальные нарушения;

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

  • обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

  • формирование основных навыков ориентировки в микропространстве;

  • формирование адекватных (в соответствии с возрастом и интеллектуальными возможностями) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений;

  • развитие и формирование познавательного интереса, познавательной активности;

  • использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности,

  • соблюдение регламента нагрузок ;

  • использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР; использование индивидуальной, адаптированной с учетом возможностей обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения.

Нарушения речи у школьников с ТМНР своеобразны по выраженности, симптоматике, структуре, что влечёт за собой определённую неподготовленность детей к обучению грамоте и в дальнейшем является причиной неуспеваемости. Наряду с нарушением речевой моторики наблюдается задержка речевого развития, нарушения письменной речи. Проявления общей артикуляционной диспраксии затрудняют выполнение целенаправленных движений. Особенности психического и физического развития затрудняют детям с ТМНР полноценно овладевать в полной мере учебными знаниями, умениями и навыками. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития. У этих детей в первую очередь страдает коммуникативная сторона речи.



Поэтапная коррекционная работа с детьми с ТМНР имеет имеет следующие направления:


1. Коммуникация с использованием вербальных средств.

Использование звукового комплекса как средства коммуникации

     -    приветствовать собеседника (прощаться с собеседником) 

        привлекать внимание

      -  обращаться за помощью (привлекать внимание, когда в проблемной ситуации требуется помощь) 

       - выражать согласие (несогласие) в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию

      -  выражать благодарность

        Методические рекомендации:

На начальном этапе обучение происходит на материале звукоподражаний, доступных ребенку для произнесения. Для некоторых детей произнесение отдельных звуковых комплексов («ам» - есть, «гу» - гулять и др.) является единственной возможностью для вербального общения. Произносить звуковой комплекс, имеющий определенное значение, ребенка учат по подражанию: повторить образец, заданный педагогом. Для каждой ситуации определяют звуковой комплекс. Например, при выражении благодарности ребенок произносит «ас».

Использование звукоподражания как средства коммуникации

     -  приветствовать собеседника (прощаться с собеседником) 

    -   привлекать внимание

     -   обращаться за помощью (привлекать внимание, когда в проблемной ситуации требуется помощь) 

       - выражать согласие (несогласие) в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию

      -  выражать благодарность

Методические рекомендации:

Для некоторых детей произнесение отдельных звукоподражаний («ко-ко», «мяу» и др.) является единственной возможностью для вербального общения. Обучение происходит на материале звукоподражаний, доступных ребенку для произнесения (по подражанию). Для каждой ситуации определяют звукоподражание. Например, при выражении благодарности ребенок произносит «ку».

           При обучении ребенка употреблять в речи звукоподражания животным следует придерживаться следующей последовательности: знакомство с названием животного (например, корова); прослушивание аудиозаписи звуков, которые издает корова; обозначение их звукоподражанием «му»; соотнесение звукоподражания с фотографией/картинкой/пиктограммой «корова»; употребление звукоподражания при назывании животного.


2.Начальные навыки чтения и письма

Узнавание (различение) образов графем (букв)

Методические рекомендации:

При обучении узнаванию образа графем (букв) ребёнку предъявляется карточка с напечатанной буквой. Учитель называет букву и обращает внимание ребёнка на её изображение. Затем учитель просит ребёнка показать называемую букву или назвать её.

Чтобы ребенок запомнил образ буквы, проводят следующие

упражнения: лепка буквы из пластилина, составление из палочек, проволоки, обводка контура буквы (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая) и др. 

Написание буквы (слога, слова, предложения)

Методические рекомендации:

Ребенок учится писать печатную букву без предварительной тренировки в написании отдельных ее элементов. Учитель дает образец написания буквы. Сначала ребенок вместе с учителем обводит контур буквы (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая)  в соответствии с правилом написания буквы. Затем делает это самостоятельно. После этого ребенок учится писать букву по точкам. Начало написания буквы обозначено точкой, даются стрелочки-направления движения. Сначала точки располагаются близко друг от друга, постепенно количество точек уменьшается, и расстояние между ними увеличивается. Ребенок учится писать букву по образцу, по памяти.

Затем ребенок учится списывать слоги, простые слова. Внимание ребенка обращается на то, что при написании нескольких слов между ними делается пропуск. 



3.Коммуникация с использованием вербальных средств.

Использование слога как средства коммуникации

-       приветствовать собеседника (прощаться с собеседником) 

-       привлекать внимание

-       обращаться за помощью (привлекать внимание, когда в проблемной ситуации требуется помощь) 

-       выражать согласие (несогласие) в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию

-        выражать благодарность

Методические рекомендации:

Для некоторых детей произнесение отдельных слогов является единственной возможностью для вербального общения. Обучение происходит на материале слогов, доступных ребенку для произнесения. Для каждой ситуации определяют слог. Например, при выражении благодарности ребенок произносит «па».



4.Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий



Методические рекомендации:

При обучении узнаванию своего имени ребенок прикладывает карточку с напечатанным именем к своей фотографии. Затем ему предлагают несколько фотографий, среди которых есть его фотография, и ребенок прикладывает карточку со своим именем к своей фотографии. Потом ему предлагаются две карточки с напечатанными на них именами (графически контрастными, например, Света, Оля), он должен выбрать карточку со своим именем и приложить к своей фотографии. Если ребенок затрудняется найти карточку со своим именем, то ему показывают образец (дубликат карточки с его именем) и просят найти такую же. Позднее ребенок учится узнавать свое имя среди различных слов. Аналогичная работа проводится по обучению узнаванию имен друзей, родственников. Затем ребенок учится узнавать слова, обозначающие знакомые ему предметы. Например, названия конкретных продуктов, игрушек, предметов мебели, овощей, фруктов и т. д. После этого следует переходить к обучению различению объектов окружающего мира, явлений природы. Потом ребенок учится соотносить слова с изображением предметов. Проводят упражнение – составление цепочки, например, яблоко – фотография яблока – слово «яблоко».  Если ребенок узнает предмет на изображении, то его сразу учат соотносить слово с изображением, а не с предметом. При соотнесении слова с действием используются карточки, на которых   действие обозначено одним или двумя словами, например, раздеться, мыть руки и т.д.  Освоенный навык глобального чтения ребенок применяет в общении

(отвечает на вопросы, выражает свои желания и др.), при составлении расписания дня. Возможен ответ ребенка одним словом, но мы рекомендуем учить отвечать на вопросы, составляя предложение из 2-х и более слов.