Семенова Екатерина Юрьевна,
учитель, МАОУ СОШ № 4, РФ, г. Первоуральск
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Сегодня очень актуален вопрос о развитии способностей одаренных детей, ведь от этой подрастающей смены зависит решение задач, которые ставит общество, желающее своего благополучия.
Задача учителя – создать таким детям условия, где бы они развивали и проявляли свои способности.
Школьные психологи помогают учителю разглядеть способного ребенка. А сам учитель ориентируется на учащихся, которые показывают повышенные результаты в освоении какого-либо предмета, нестандартно решают задания, проявляют интерес к какой-либо области знаний, упорствуют в достижении результата. С такими учащимися педагог ведет целенаправленную и систематическую работу.
Какие же направления работы помогают учителю развивать способности одаренного ребенка? Это – организация урочной деятельности и организация внеурочной деятельности учащегося.
В организации урочной деятельности важно создать такие условия, чтобы одаренные дети на уроке не заскучали. А значит, нужно постоянно включать их в учебный процесс, в деятельность, поддерживать их интерес.
В этом учителю помогают педагогические технологии, которые «позволяют развивать учащихся как совершенствующихся социально-успешных личностей» [1, с. 6]. Прежде всего это технологии деятельностного типа. Например, технология проблемно-диалогического обучения, целью которой является развитие интеллекта и творческих способностей учащихся. Эта технология всегда помогает на уроках знакомства с новым материалам. Использование технологии продуктивного чтения помогает в развитии у учащегося такого важного умения, как понимание основной информации, выраженной в явном и неявном виде. Использование технологии оценивания помогает развивать у ребенка умение самоконтроля и самооценки.
Технологии деятельностного типа предполагают использование на уроках групповой, парной работы. Одаренные учащиеся являются лидерами в такой деятельности, так как часто организуют других на работу или отвечают за содержательный аспект задания. Учащимся нередко предлагается и роль консультанта в такой деятельности.
Способные учащиеся также активно включаются в учебный процесс тогда, когда им интересны предлагаемые задания и упражнения. Так, например, на уроках литературы учащимся предлагаются занимательные, увлекательные, но в то же время посильные задания. Работа с этими заданиями должна формировать у учащихся желание читать и анализировать художественный текст, создавать свой текст любого стиля, типа и жанра.
На первоначальном этапе подготовки учащихся к олимпиадам по литературе, предлагаю задания, направленные на усвоение литературоведческих терминов, без знания которых невозможно проанализировать художественный текст. Например: соотнесите лексическое значение термина с самим термином, вставьте в текст-анализ художественного произведения подходящие литературоведческие термины, исправьте в тексте ошибки, связанные с неправильным употреблением литературоведческих терминов.
Обязательно даю задания на сопоставления, без которых не обходится ни одна олимпиада по литературе. Но задания на сопоставление предлагаю не в готовом виде (например, сопоставьте образ Е. Онегина с образом В. Ленского), а такого характера: какие образы одного произведения (разных произведений) можно сопоставить, по каким параметрам; какие произведения разных веков можно сопоставить, по каким параметрам; у каких авторов поднимается одна и та же тема (проблема и т. п.), как она решается разными авторами.
Творчески подходят учащиеся к выполнению первых заданий, связанных с анализом текста. Они придумывают вступительную (или заключительную) часть к тексту, представляющему собой уже готовый анализ эпизода или целого произведения. Дополняют основную часть такого текста примерами из произведения, вставляют цитаты из авторского текста. Пятиклашки очень любят письменно отвечать и на такой вопрос: «Какие трудности вы испытывали, читая это стихотворение?»
Чтобы учащиеся лучше запомнили и усвоили какие-либо теоретические материалы по литературе и русскому языку, использую следующие приемы работы с текстами: составление синквейна, толстых и тонких вопросов, кластера, интеллект-карты, перевод текстовой информации в графическую и наоборот, прием ИНСЕРТа,
Организация внеурочной деятельности включает в себя посещение учащимися с 5 класса курса проектной деятельности. Данный курс закладывает базовые знания о проекте, формирует основы навыков учебно-исследовательской деятельности, помогает учащимся создавать различные проекты.
Например, мини-проекты по литературе часто связываю с увлечениями, интересами детей. Названия таких проектов могут быть следующими: «Какие литературные герои увлекались футболом (чтением книг и т.п.) и почему?», «Какие литературные герои не обращали внимание на свой внешний вид (одежду) и почему?»
Темы индивидуальных проектов связываю с краеведением, историей семьи учащихся: «Все вопросы от А до Я о первоуральских краеведах», «Семейная реликвия», «Семейная традиция», «Книга в жизни моей семьи».
Одаренным учащимся предлагаю проявить свои способности в школьных и городских олимпиадах, во всероссийском конкурсе декламаций, в литературных творческих конкурсах «Серебряное перышко», в конкурсах сочинений, эссе о войне, о животных, выступить с проектом на конференциях, поучаствовать в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Как правило, организация урочной и внеурочной деятельности учителем положительно сказывается на результативности работы с одаренными учащимися, ведь каждый из этих ребят становится победителем или призером различных конкурсов. Но самое главное – ребенок развивает свои способности, а значит, развивает свою личность, которая успешно будет решать задачи общества.
Список литературы:
1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006. – 368 с.