Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Рефератная работа на тему:
Направленность видов спорта на развитие физических качеств
Выполнил студент группы 23ИСП2-о9:
Марков Никита Сергеевич
Проверил преподаватель по физической культуре:
Матухно Елена Викторовна
Калининград 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………2
1 Основные физические качества. Способы их развития.....................3
Сила……………………………………………………………………….4
Сила……………………………………………………………………….5
Выносливость…………………………………………………....6
Быстрота…………………………………………………………7
Ловкость………………………………………………………….8
Гибкость…………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………….11
Введение
Развитие физических качеств является обязанностью каждого человека. Ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, закаливание, сбалансированное питание позволяют значительно продлить жизнь. В горах люди с раннего возраста начинают получать физические нагрузки, при этом не испытывая влияния вредных привычек, в результате средняя продолжительность жизни в этих районах значительно превышает иную в городе. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Главный враг городского жителя – Гиподинамия! Лишенный природной способности много двигаться человек получает целый букет заболеваний. Поэтому развитие физических качеств является основной задачей современного человечества.
Развитие физических качеств невозможно без развития иммунитета. Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. Большое значение в системе закаливания имеют водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться. Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой.
Что бы избежать проблем с пищеварением, надо строго придерживаться распорядка дня и не злоупотреблять острыми, копчеными, жареными продуктами. Строго воспрещается объедаться перед сном. Это отрицательно влияет на сон. Даёт большую нагрузку на сердце. Организм вместо отдыха получает паразитные нагрузки, что ведет к нарушению сна и плохому самочувствию по утрам.
Актуальность этого вопроса заключается в том, что развитие физических качеств человека делает его более подготовленным к различным физическим нагрузкам, а так же ведет к уменьшению травматизма и более углубленному физиологическому воздействию на мышцы.
Основные физические качества. Способы их развития
Одной из главных задач, решаемых в процессе ФВ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Физические качества – это врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности[1]*. К основным физическим качествам относят:
- силу,
-выносливость,
- быстроту,
- гибкость,
- ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляется термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физических качеств, а термин «воспитание» предусматривает активное направленное воздействие на рост показателей физического качества (формула В.И. Усачева).
Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях, 1996).
Физические качества составляют основу двигательных способностей человека.
Двигательные умения и навыки являются формой проявления двигательных способностей.
К двигательным способностям относятся: силовые, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общая и специфическая выносливость.
У того или иного ребенка двигательные способности развиты по-своему. Это зависит от разных врожденных анатомо-физиологических задатков:
- физиологических (сердечно-сосудистая и дыхат. системы и др.),
- биологических (обмен веществ, энергетика мышечного сокращения и др.),
- телесных (длина, масса и др.),
- хромосомных (генные),
- особенностей мозга и нервной системы.
Воспитатель должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей можно с помощью соответствующих тестов.
Сила
Физическая сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет усилия мышц. Она позволяет, к примеру, подвинуть диван, перенести тяжелые сумки, поднять собаку или пожать штангу.
Сила определяется как одно из физических качеств человека наряду с выносливостью, быстротой, ловкостью и гибкостью.
Развитие и совершенствование силовых способностей организуются и проводятся по методике, включающей совокупность средств, методов и методических приемов.
Соотношение силовых возможностей разных мышечных групп зависит как от генетических особенностей, так и от уровня физической подготовленности, профессиональной специализации.
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых выделяются три основные вида.
1) Упражнения с внешним сопротивлением, которые подразделяются на:
- упражнения с партнером, которые можно эффективно использовать не только на учебных занятиях в спортивных залах, но и в домашних условиях;
- упражнения с тяжестями, способствующие преимущественному воздействию не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;
- упражнения в преодолении сопротивления внешней среды используются для развития силовой выносливости (бег по воде, снегу, против ветра и т.п.), специальной силовой подготовки (в воде, песке, на льду и т.п.).
2) Упражнения с преодолением собственного веса тела, которые подразделяются на:
- гимнастические силовые упражнения (подтягивание на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях и т.п.);
- легкоатлетические прыжковые упражнения (прыжки через легкоатлетические барьеры, гимнастическую скамейку и т.п.).
3) Изометрические упражнения, способствующие одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц. Различают упражнения:
- в пассивном напряжении (удержание груза);
- в активном напряжении (в течение 5—10 секунд в определенной позе) Наибольшее внимание необходимо уделять развитию силы в процессе общефизической подготовки, применяя специально подобранные силовые
локальные упражнения в сочетании с упражнениями более широкого воздействия.
По характеру все упражнения подразделяются на три основные группы:
- общего воздействия (когда в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц);
- регионального воздействия (от 1/3 до 2/3 всех мышц);
- локального воздействия (менее 1/3 всех мышц).
При развитии силовых способностей различают следующие методы:
1) максимальных усилий, включающий упражнения с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями или сопротивлениями, направленными на развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы;
2) повторных усилий, для которого основным тренирующим фактором является количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным сопротивлением;
3) «ударный» метод направлен на развитие «взрывной» силы различных мышечных групп;
4) развития динамической (скоростной) силы проявляется при быстрых движениях против небольшого внешнего сопротивления. Для развития скоростной силы применяются упражнения с отягощением, прыжки (в высоту, длину);
5) развития силовой выносливости заключается в способности длительное время проявлять оптимальные мышечные усилия. Основным методом развития силовой выносливости является метод повторных усилий. Кроме этого, тренировка для развития и совершенствования силовой выносливости может быть организована в форме «круговой тренировки» (последовательное применение серий каждого избранного упражнения). Наиболее эффективна «круговая тренировка» при использовании общеразвивающих упражнений в профессионально-прикладной подготовке;
6) изометрический метод характеризуется кратковременным напряжением мышц без изменения их длины. Выполняемые данным методом упражнения применяются в основном как дополнительные средства развития силы. Рекомендуется сочетание изометрических напряжений с упражнениями динамического характера, на растягивание и расслабление [4; 5].
Исходя из особенностей профессиональной деятельности экономистов в этой главе описаны эффективные комплексы силовых упражнений различной сложности и направленности.
1.2 Выносливость
Общая выносливость – это способность организма выполнять различные виды деятельности продолжительное время и противостоять утомляемости. Чем лучше развита общая выносливость, тем дольше человек сможет выдерживать длительные нагрузки в различных спортивных дисциплинах или сферах профессиональной деятельности. Например, способность пройти суточный поход без явных признаков усталости, пробежать 10 километров, не переходя на шаг (без привязки к итоговому времени) или взойти на сопку или невысокую гору свидетельствует о xорошей общей выносливости.
Специальная выносливость – это способность противостоять утомлению при выполнении определенных спортивных упражнений и во время выступления в соревнованиях на конкретной дистанции.
Развитие специальной выносливости непосредственно связано с видом спорта, в котором выступает атлет, поэтому в тренировкаx используются не общие, а узконаправленные методики, позволяющие добиться максимальной производительности.
В зависимости от вида спорта, сложности упражнений, уровня атлета и скорости его адаптаций к возрастающим нагрузкам период развития общей выносливости в среднем занимает от шести недель до четырех месяцев.
Аэробная выносливость – способность максимально долго выполнять упражнения или преодолевать соревновательную дистанцию в целевом темпе.
В зависимости от соревновательной дисциплины аэробную выносливость условно разделяют на:
короткую – от 2 до 8 минут (характерно для средних дистанций);
среднюю – от 8 до 30 минут (средние и длинные дистанции);
длительную – более 30 минут (длинные и сверхдлинные дистанции).
Скоростная выносливость необходима спортсмену для достижения координации мышечных сокращений, то есть он должен быть в состоянии выполнять продолжительную работу без потери скорости и нарушений техники.
Для развития скоростной выносливости обычно используются тренировки с малым количеством повторений на отрезках длиной от 60% до 120% от соревновательной и интенсивностью более 85%
1.3 Быстрота
Быстрота – это одно из основных качеств, степень развития которого говорит о физической подготовке человека. Но она не является единственной двигательной возможностью, которая определяет уровень его физического развития. Наряду с ним большое значение имеют выносливость, ловкость и сила. Они не заложены природой с рождения, их нужно развивать.
Быстрота - не врожденное качество, его можно развить. К средствам относятся общеукрепляющие и специальные комплексы упражнений. Последние делятся на три вида:
1. Циклические (выполняются повторно, с увеличением частоты) работа на велотренажёре.
2.Ациклические упражнения (с применением большей скорости) - боксерские удары.
3.Смешанные - футбол, баскетбол.
Общим требованием к выполнению упражнений является использование предельной скорости. В связи с этим задания должны быть простыми.
Главным условием тренировок является повторение и максимальная скорость выполнения отрабатываемого движения. При этом выделяют пять основных методов тренировок: Повторения. Упражнения необходимо делать на максимально выжатой скорости, по зрительному сигналу, на быстроту. Задание выполняется с интервалом в 5–10 сек; Использование ускорений. Чередование преумножения, удержания и приостановки скорости при выполнении заданий Задание выполняют одновременно несколько участников, при этом один явно сильнее другого. Игровой метод. Проведение эстафет, различных подвижных, спортивных игр. Состязательный. Задания выполняются посредством соревнований на предельной скорости. Первый метод является ведущим, а ключевым средством – челночный бег.
Оценить быстроту общего действия можно рассматривая совокупность его основных параметров:
1.Скорость двигательных реакций;
2.Быстроту обособленных одиночных движений;
3.Темп движений
1.4 Ловкость
Ловкость - способность, позволяющая мгновенно перестраивать работу двигательного аппарата, согласно меняющейся обстановке. Это сложнейшее качество, проявляющееся в постоянном освоении непростых координированных движений. Причем с возникшей задачей нужно справляться экономично и находчиво, мгновенно и с точностью.
Ловкость напрямую зависит от комплекса развитых физических качеств - силы, выносливости и быстроты. Потому что постоянно меняющаяся обстановка требует высокой скорости обработки информации, программирования ответных решений.
В результате увеличения подвижности нервных процессов, происходит быстрое включение в работу мышц, тем самым обеспечивая скорые переходы от сокращения к расслаблению.
Быстрота и ловкость, те качества, которые можно развивать только посредством усиленных тренировок, и формируются они в процессе всей последующей жизни. Самым благоприятным периодом для восприятия и усвоения новых двигательных действий считается возраст от 10–11 лет.
Развивать ловкость необходимо систематично, то есть тренировки пропускать нельзя. А чем лучше развита двигательная система, сила и мышечная структура, тем больше быстрота.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
зеркальное выполнение упражнений;
усложнение условий выполнения обычных упражнений;
изменение скорости и темпа движений;
изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).
Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:
координационные способности (согласование и перестроение движений,
дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)
разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)
чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)
1.5 Гибкость
Гибкость — это возможность совершать движения разными частями тела с большой амплитудой. Под ней понимают подвижность опорно-двигательного аппарата человека — суставов, позвоночного столба, мышц, связок.
Гибкость тела необходима не только спортсменам, но и обычным людям для выполнения повседневных задач, поддержания организма в здоровом состоянии. Главная причина, зачем нужны тренировки — поддержание здоровья опорно-двигательного аппарата. Это отличная профилактика большинства заболеваний костно-мышечной системы: остеохондроза, протрузий, артроза, артрита и других. Эластичные ткани менее склонны к травмам и старению. Гибкость — это залог молодости тела, хорошей координации, грациозности.
Выделяют несколько видов гибкости:
1. По способу растяжения — активную, пассивную;
2. По типу приложения усилия — общую, специальную.
Кроме того, бывает анатомическая гибкость, отражающая индивидуальные особенности тела, и избыточная, указывающая на патологическое состояние организма.
Улучшению гибкости тела способствуют занятия многими видами спорта, среди которых йога, пилатес, акробатика, танцы, стретчинг. Однако наиболее быстрый и эффективный результат даёт специальная спортивная гимнастика на гибкость, поскольку сочетает в себе упражнения на растяжку, силу, выносливость, координацию, тренировку баланса и навыков владения собственным телом. Комплекс часто включает основные акробатические элементы: мостик, колесо, стойку на руках, позу «берёзка», шпагат и т. д.
Рекомендуемым периодом для занятий растяжкой является утро, когда эластичность связок слабая — уже через несколько тренировок вы заметите, что тело становится более пластичным, а скованность мышц после сна исчезает.
В начале занятий 10–15 минут выделите на разогрев. Это могут быть кардиоупражнения. Самый простой вариант для разогрева — ходьба или бег на месте. После этого можно выполнять основные упражнения для растяжки. Движения должны быть плавными и аккуратными.
Выбор упражнений для тренировки зависит от того, какая преследуется цель. Если задача — улучшить общую подвижность тела, то занятия на развитие активной и пассивной гибкости будут примерно в равном объёме. А если вы, например, хотите сесть на шпагат — в комплекс преимущественно будут входить упражнения на развитие специальной гибкости крупных мышц: ягодичных, позвоночника, икроножных, двуглавых бедренных и т. д.
Заключение
Физкультура и спорт являются очень важными факторами в укреплении здоровья человека, в его физическом развитии и вос¬питании, а также в профилактике заболеваний и старения. В XIX в. и в первой половине XX в. у каждого человека жизнь сопровождалась значительными физическими напряжениями. Этих нагрузок было достаточно для поддержания функционального состояния и здоровья на соответствующем уровне. Но в последние годы, в связи с бурным разви¬тием техники и механизации производства труда доля физического труда резко снизилась. Число жителей городов значительно уве¬личилось по сравнению с сельским населением. Недостаточное мышечное напряжение (гиподинамия) отрицательно влияет на со¬стояние здоровья (физиологические функции), особенно на сердечнососудистую систему. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом. Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспек¬ты жизни людей и поэтому являются составной частью формирова¬ния здорового образа жизни каждого человека в отдельности и все¬го общества в целом. Правильные, систематические занятия физкультурой и спортом с учетом возраста и состояния здоровья приносят пользу, особенно если соблюдаются основные принципы: постепенность, систематич¬ность и умелое регулирование (дозировка) физических нагрузок.
Список литературы:
https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2022/04/18/razvitie-fizicheskih-kachestv
https://ebooks.grsu.by/flerko/3-razvitie-sily.htm
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/healthy/3084409.html
https://www.syl.ru/article/313701/byistrota---eto-chto-takoe-fizicheskie-kachestva
https://studfile.net/preview/1492425/page:18/
https://infopedia.su/23x6cbe.html
https://orexis.ru/poleznoe/kak-razvit-gibkost/