СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первичного ознакомления учащихся 7-ого класса с наречием и его морфологическими особенностями.

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

Иванова Елена Борисовна,

учитель русского языка

МАОУ гимназия № 1

МР Белебеевский район

и г. Белебея

Республики Башкортостан


Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с наречием, формировать умение находить наречия в тексте.

2. Развивать зрительную память и логическое мышление учащихся.

3. Воспитывать интерес к произведениям русской классической литературы на материале используемых фрагментов.


Оборудование: презентация по теме урока, карточки с раздаточным материалом.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово по теме урока: Тема нашего урока – «Наречие как часть речи» Впервые ли вы слышите о наречии? Где мы уже сталкивались с этим понятием? (деепричастие содержит признаки глагола и наречия). Какие признаки наречия есть у деепричастия? (неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос «как?», «каким образом?», тоже является обстоятельством в предложении).

  3. Усвоение новой темы:

Если тема нашего урока – «Наречие как часть речи», то какую цель мы должны перед собой поставить, о чем узнать, чему научиться? (Выяснить, какие есть признаки у этой части речи, какую синтаксическую роль они выполняют, научиться находить в предложениях и в тексте наречия).

  1. Словарный диктант (повторение терминов по изученным темам): Озвончение согласных, безаффиксный способ образования, антонимические пары, морфологический разбор, страдательное причастие, деепричастный оборот, грамматическая основа, односоставное предложение. (попарная проверка, оценивание, толкование терминов).

  2. Работа с учебником: знакомство с теоретическим материалом на с. 91.

  3. Работа с логико-смысловой моделью (презентация): Чтобы осмыслить и запомнить материал, можно создать логико-смысловую модель, представив ее в виде солнышка. Сколько у солнышка будет лучей? (пять). Какой смысл будет выражать каждый из лучей? (1. Значение – наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы – где, куда, откуда, как? 2. Морфологические признаки – не изменяется. 3. Синтаксическая роль – является обстоятельством. 4. Связь с другими частями речи – присоединяется к глаголам, причастиям и деепричастиям. 5. Могут сочетаться с существительными, прилагательными и другими наречиями).

  4. Восстановление текста о наречии (пересказ с опорой на составленную ЛСМ).

  5. Чтение правила параграфа № 32.

  6. Пересказ в диалоговом режиме (1-й вариант пересказывает 2-ому и наоборот).

  1. Физминутка для глаз: каждое упражнение повторяем по 5 раз: поочередно закрываем то правый, то левый глаз; не поворачивая головы, глаза переводим влево, вправо, вверх, вниз; направить взгляд на кончик носа, затем перевести на точку на доске; закрыть глаза и сосчитать до 5-ти.

  2. Закрепление теоретического материала:

1. упражнение 196 (прочитать выразительно, запомнить в течение 1 минуты, записать по памяти). У доски 2-е учащихся записывают по 1-й строфе, остальные работают в тетрадях.

2. Найти в тексте слова, где букв больше, чем звуков (мчусь, очень), где звуков больше, чем букв (падают, едем, я, еще). Объяснить правописание орфограмм, знаков препинания, назвать грамматические основы, найти односоставное предложение, определить средства выразительности языка (инверсия, олицетворение, риторические восклицания)

3. Найти в тексте наречия (тихо, быстро, очень, вдогонку, еще быстрей, скорей).

  1. Физминутка: руки за голову – поворот корпуса, руки на колени – поднимаем поочередно ступни ног с пятки на носок и наоборот.

  2. Работа в группах: упражнение 197 (класс делится на «четверки знатоков») - выписать словосочетания «глагол + наречие», «деепричастие + наречие», «прилагательное + наречие», «наречие + наречие».

Глагол + наречие

Деепричастие + наречие

Наречие + наречие

Прилагательное + наречие

Выглянуло сзади, принялось тихо, сначала поползла, понеслась навстречу, сбросила вдруг, трудно оторвать, вдруг останавливается

Подкравшись сзади, мягко картавя, плавно взмахивая

далеко впереди, где-то далеко, далеко влево

Издали похожа,



  1. Игровой момент: назвать наречие, где есть 5 «О» (опять). Какое наречие читается одинаково слева направо и справа налево? (еле-еле) Какое наречие пишется с двумя дефисами? (точь-в-точь) Какие наречия не согласны с правилом, что после шипящих пишется Ь? (уж, замуж, невтерпеж).

  2. Индивидуальная работа с текстом (раздаточный материал – фрагмент рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»: выполнить задания, выбрав желаемый уровень сложности – на «4» или на «5».

Французское произношение

  1. С французским у меня не ладилось из (за) произношения. Я легко запоминал слова и обороты быстро переводил пр..красно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выд..вало мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду (не) выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывал выпаливая вторую половину лающими очередями. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня бе(з,с)сильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить – я терялся, язык у меня деревенел и (не) двигался. Все было впустую.

На «4» - вставить пропущенные буквы и знаки препинания; подчеркнуть в тексте наречия.

На «5» - вставить пропущенные буквы и знаки препинания; подчеркнуть в тексте наречия и поставить к ним вопросы; определить тип и стиль текста; сформулировать тему и основную мысль фрагмента.

(Листочки с выполненными заданиями собрать на проверку).

  1. Обобщение:

  1. Какие цели мы поставили перед собой в начале урока?

  2. Что удалось выполнить?

  3. Что не удалось пока? Почему?

  4. Что нового вы узнали о наречии как о части речи?

  1. Домашнее задание: параграф № 32, упражнение 199 на стр. 93.

  2. Итоги урока, оценивание.