СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи ( 5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: наречие как часть речи

Цель: дать                            общее представление о наречии как о части речи; формировать умение  находить наречие в предложении, задавать к нему вопросы, правильно произносить наречия, ударение которых  не совпадает  с украинским языком;

развивать речь учащихся, расширять словарный запас, обобщать полученные  данные;

воспитывать познавательный интерес к русскому языку и живописи

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: кластер, презентации

Форма урока: урок-исследование

 

                                  ХОД УРОКА                                 

  1. Организация класса                                                                М
    1. Слово учителя                                   

Люблю различные слова

Как неизведанные страны

Они понятны не всегда,

И их значенья так туманны…

 

- Ребята, русский язык необыкновенно богат. В умелых руках и опытных устах, он послушен, ловок и  певуч.

Моя задача, дать вам знания и создать хорошее настроение. Нидерландский  философ  Бенедикт Спиноза говорил: « Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение »

Наш урок – урок – исследование.

Исследование – это поиск новых знаний, изучение чего-либо.

За работу на уроке и активность вы получите эмблему: « Я исследователь русского языка»

Исследование № 1

Итак, исследование  № 1. Работа в группах.

Задание: составить кластер по теме : « Самостоятельные части речи». Цветной квадрат надо представить более детально.

 

 

  • Что вы записали в первом квадрате? Расскажите детально о существительном.
  • Что вы записали во втором квадрате? Расскажите детально о прилагательном?

- Пустой  квадрат – это тема нашего урока – НАРЕЧИЕ

Максим Горький  говорил: « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

Наша задача :

  • научиться определять наречия в предложении
  • научиться ставить к наречиям вопросы
  • рассмотреть наречия в песнях, пословицах.

Записали:

                              Шестнадцатое апреля

Классная работа

Наречие

 

 

 

Исследование № 2

  • Что такое наречие?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется?
  • Каким членом предложения является?

Задание: определите к какой части речи относится  наречие ?

               Определите синтаксическую роль наречий?                    З

Незаметно пришла весна.                      (признак действия)

Быстро потекли ручьи.                          (признак действия)

Очень радостно стало на душе.             (признак другого признака)

Сделайте вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака.

Наречие в предложении выступает обстоятельством.

Задание: на какие вопросы отвечают слова

 

Близко, слева

Где ?

Направо, налево

Куда?

Сегодня, вчера

Когда?

Издалека, сверху

Откуда?

Честно, дружно

Как?

Нарочно, специально

Зачем?

Поневоле, спросонок

Почему?

Сделайте вывод: наречия отвечают на вопросы ………

Группа № 6

Задание: просклоняйте наречие рано

И.п.______________

Р.п.______________

Д.п.______________

В.п.______________

Т.п.______________

П.п.______________

Сделайте вывод: склоняются  ли наречия? ………

Задание: проспрягайте словосочетание говорить громко

     

 

  Ед. число

Мн. число

1 лицо.

Я

Мы

2 лицо.

Ты

Вы

3 лицо.

Он

Они

Сделайте вывод: изменяются  ли  наречия по лицам и числам? ……

Задание: измените словосочетание работать хорошо по временам и родам

Настоящее время (что делаю?)  __________

Прошедшее время (что делал?) __________

Будущее время ( что буду делать?) ________

                                                                По родам

Ж.р. (она)  ________________

М.р. ( он)  ________________

С.р. (оно)  ________________

Сделайте вывод: изменяются  ли  наречия по временам и родам? …

Задание: определите синтаксическую роль наречий

 

Сделаем вывод:

Наречие – это …часть речи

Наречие обозначает ….

Наречие отвечает на вопросы…

Наречие никогда не ….

В предложении наречие чаще всего бывает ……

1.2 Работа с учебником

Стр. 258

Исследование № 3

 

Упражнение 255  (устно), задание 2 (стр. 259)      2,3,4- объясняем

            1.3 Работа у доски                             З

Пословица недаром молвится.

Легко сказать, нелегко доказать.

 

Сделаем вывод: Где же встречаются наречия?

 

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

 Исследование № 4

Творческая работа   (пишут самостоятельно)

 

Задание: к данным наречиям подберите антонимы.

Холодно- тепло                         Скучно- радостно

темно- светло                            жарко – холодно

много – мало                              весело – грустно

Исследование № 5   Возьми на заметку Стр. 259.

 

Сравните и запомните!

Задание: прочитайте слова в соответствии с ударение  по-русски и по- украински

Учитель: совпадает ли произношение наречий ?

Вывод: у наречий ударение падает на   - О

 

Задание: произнесите правильно наречия

Свежо, горячо, светло, глубоко, широко, темно, хорошо.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  Исследование № 6

Задание: прослушать песню и определить наречия                     М

 

Исследование № 7

Задание:заменить фазеологизмы наречием                        

1 вариант

Рукой подать - …   (близко)

Кот наплакал - ….. (мало)

Как в аптеке  - …    ( точно)

2 вариант

Как по маслу - ….   (отлично)

На вес золота - …   (дорого)

Душа в душу -    …  (дружно)

 

Исследование № 8

Прослушайте мелодию и скажите какое впечатление она на вас произвела, используя наречия.

Весело, радостно, приятно, нежно, трогательно, ласково, мечтательно.

Исследование № 9

Задание: перед вами картина И.Левитана «Весна. Большая вода »

Попробуем составить устно сочинение. Начало есть, придумайте основную часть,  используя наречия.

 

Весна – это источник светлых чувств, положительных впечатлений. О ней поют, сочиняют стихи, её фотографируют, о ней рисуют картины. На картине И. Левитана « Весна. Большая вода» природа изображена величаво, спокойно.

С наступлением весны  снег  быстро растаял.. Ласково греет солнышко. Река течёт медленно. Воды в реке очень много. Она быстро залила луга, леса, даже селения. Испуганно стоят березки. Художник умело передаёт гармонию и прелесть красок.

                                 

                                            Итог

Перед вами апельсиновое дерево, символизирующее знания. На каждом апельсине есть вопрос

  • На какие ? отвечает наречие?
  • Изменяется ли наречие?
  • В каких жанрах искусства  звучали наречия?

Учитель: Ребята, вы увидели, что наречия делают нашу речь богатой и красивой. Как утверждал М.Горький « Точной, образной и выразительной»

 

Если вам понравился урок, поднимите солнышко,

если было грустно – подымите грустное солнышко.

Спасибо

Лучшие исследователи русского языка ………………….

 

Домашнее задание: § 56, упражнение 257 (ІІ)

 

Дополнительно:

 

Родник

Недалеко от поселка ребята нашли родник. Вокруг него они посадили ели. Говорливо течет ручеек через луг. Каждый рад  испить ро