Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку -Солнце поднимается, Утро начинается, Село просыпается, А в селе просыпаются жители… - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! - Записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Актуализация опорных знаний | Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная | Словарная работа. Запишите словарные слова. М Молоко, завод, берёза, воробей, город, лисица, собака, ягода, Россия. Взаимопроверка по словарю на с. 134-135. Взаимооценка работ: « !» – работа выполнена без ошибок; «+» - 1-2 ошибки; «-» - 3 ошибки и более. -Какой частью речи являются все эти слова? (Именем существительным) -Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?) -Как можно разделить данные существительные на две группы? (одушевленные не одушевленные) -Какие существительные называются одушевленными? -Какие существительные называются неодушевленными? -Какое слово лишнее? Почему? (Оно пишется с большой буквы т.к. это название страны.) - А ещё о нём что можно сказать? ( что это собственное имя существительное) 2. Игра « Исправь ошибки Незнайки» Текст с ошибками записан на доске. Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской. | Производят запись в тетрадь; воспринимают речь учителя на слух. Воспроизводят ранее полученные знания. Читают слова Рассуждают, анализируют Дети самостоятельно работают по карточке. Проверка: один ученик выходит к доске, исправляет ошибки, объясняет правописание орфограмм | П: формирование обобщенных знаний; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | Упражнение, беседа по вопросам, |
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Попробуйте назвать тему нашего урока. - Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. ( Дарье, Москва, Пушкинской.) - К какой части речи они относятся? (К имени существительному.) - Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы? - Как можно классифицировать эти слова? - Попробуйте сформулировать тему урока (Дети называют тему, учитель – корректирует, записывает тему урока на доске.) Собственные и нарицательные имена существительные. - Какие задачи поставим перед собой ? ( Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать.) Сегодня на уроке мы научимся… попробуем… - Сегодня мы на уроке научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? | Читают, предлагают формулировки цели урока | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Нарицательные имена существительные (упр. 90). Правило (учебник, с. 53) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Знакомит с правилом. – Прочитайте. - Что необходимо выполнить? - Какое слово лишнее в первой строке? Почему? По какому признаку определили?/ - во второй строчке?/в третьей? - Спишите, вставляя пропущенные буквы, располагая в алфавитном порядке (3 ученика у доски) | Читают правило, запоминают его. Находят лишние слова. Списывают слова, располагая их в алфавитном порядке | Извлекают необходимую информацию из учебного текста, воспроизводят ее по памяти. Устанав- ливают логические связи. Умеют располагать слова в алфавитном порядке | Беседа по вопросам, письмо |
2. Полные, неполные (сокращенные) имена, ласковые формы имен (упр. 91) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Организует работу с упражнениями. Проводит беседу, контролирует выполнение | Читают и отвечают на вопросы учителя, выполняют письменные задания | Классифицируют имена по заданным критериям. Изменяют форму своего имени | Беседа по вопросам, упражнение |
Физкультминут- ка | Коллективная. Практический | | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
3. Истрия возникновения фамилии | Фронтальная Словесный проблемный | - А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу). - Даша, когда у тебя День рождения? А почему возникла пауза? (Две Даши) - Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.) - Давайте рассмотрим следующую ситуацию: В одной школе в одном классе учились два Чаптыковых Михаила и, причём, они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству). - Дома вы в рабочих тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество. – Люди очень давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья дочь: так и говорили – Иван сын Петра (позднее Петрович). История появления фамилий очень интересна… В фамилиях находят отражение занятия человека, его место жительства и т. д. В основе многих фамилий лежит имя (Захаров, Иванов, Петров). - Об этом вы можете прочитать в учебнике на с.56 «страничка для любознательных» | Отвечают на вопросы учителя, Рассуждают, анализируют | : формирование обобщенных знаний; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации | Беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Материал для физкультминуток содержится в рекомендуемых пособиях (см.: Литература) | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа по карточке | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, упражнение | - Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше букв – подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги, Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им бить и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак! -Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. -Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? Карточка Границы России. Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На западе проходит по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур. А на Дальнем Востоке граница идёт по водам Тихого океана. Россия – это речной и озёрный край. Величайшие реки её – Москва, Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал самое глубокое в мире. - Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая родина. -Как называется посёлок, в котором мы живём? -Наш посёлок маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Верхняя Кардаиловка. - Наш посёлок имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем поселке жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорили дома, в школе на классных часах, на занятиях кружка. - Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем посёлке, вставив, где нужно собственные имена существительные. Мой посёлок. ____________ - мой посёлок. Он очень красивый. Рядом с посёлком течёт река________----. В нашем посёлке родились и выросли замечательные люди. Герой СССР _________________. Его имя носит улица, на которой расположена наша школа. Слова для справок: Иван Алексеевич Кузнецов. -Какой у вас получился рассказ? (слайд) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Вписывают в предло- жения имена, названия реки и деревни. | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом, уметь осуществлять самооценку результатов работы
Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины; Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию. Осуществляют правописание собственных имен существительных. Определяют основную мысль текста.
| Упражнение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы целей? - Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)… научился.. могу похвалить себя и одноклассников за … Прозвенит сейчас звонок. Отдохнёте вы ребята Накопите силы впрок. Вы сегодня молодцы! Были словно храбрецы. Я желаю вам удачи! И спасибо за урок! Определите себя по лесенке успеха на уроке 1 ступень – тема не понятна, задание сложные 2 ступень – тема понятна, но затрудняюсь в выполнении заданий 3 ступень – тема мне понятна, задания выполняю с лёгкостью | Отвечают на вопросы  | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Выполнить задания по карточке или РТ с.28 упр.60 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |