СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке формируются умения различать собственные и нарицательные имена существительные, навыки правильного написания существительных данных видов. 

Просмотр содержимого документа
«Нарицательные имена существительные»

МАОУ «Верхне-Кардаиловская основная общеобразовательная школа»

учитель начальных классов

Бурамбаева Т.С.

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс

Нарицательные имена существительные.
Правописание нарицательных имен существительных

Тема

Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных

Педагогические цели

собственные и нарицательные имена формировать умения отличать существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

формировать интерес к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – осуществляют
анализ объектов, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основное содержание
темы, понятия и термины

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных и нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах существительных

Оборудование

учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием.


Сценарий урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

-Солнце поднимается,

Утро начинается,

Село просыпается,

А в селе просыпаются жители…


- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Записываем число, классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Актуализация опорных знаний


Словесный: слово учителя;

учебный диалог

Наглядный: учебная

  1. Словарная работа.

Запишите словарные слова.

М Молоко, завод, берёза, воробей,

город, лисица, собака, ягода, Россия.

Взаимопроверка по словарю на с. 134-135. Взаимооценка работ: « !» – работа выполнена без ошибок; «+» - 1-2 ошибки;

«-» - 3 ошибки и более.

-Какой частью речи являются все эти слова?

(Именем существительным)

-Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?)

-Как можно разделить данные существительные на две группы?

(одушевленные не одушевленные)

-Какие существительные называются одушевленными?

-Какие существительные называются неодушевленными?

-Какое слово лишнее? Почему?

(Оно пишется с большой буквы т.к. это название страны.)

- А ещё о нём что можно сказать?

( что это собственное имя существительное)

2. Игра

« Исправь ошибки Незнайки»

Текст с ошибками записан на доске.


Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.

Производят запись в тетрадь;

воспринимают речь учителя на слух.

Воспроизводят ранее полученные знания.

Читают слова

Рассуждают, анализируют




























Дети самостоятельно работают по карточке. Проверка: один ученик выходит к доске, исправляет ошибки, объясняет правописание орфограмм

П: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Упражнение, беседа по вопросам,


III. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

Попробуйте назвать тему нашего урока.

- Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. ( Дарье, Москва, Пушкинской.)

- К какой части речи они относятся?

(К имени существительному.)

- Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?

- Как можно классифицировать эти слова?

- Попробуйте сформулировать тему урока (Дети называют тему, учитель – корректирует, записывает тему урока на доске.)

Собственные и нарицательные имена существительные.

- Какие задачи поставим перед собой ? ( Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать.)

Сегодня на уроке мы

научимся…

попробуем…

- Сегодня мы на уроке научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

Читают, предлагают формулировки цели
урока

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение
новых знаний
и способов

действий.

1. Нарицательные имена существительные (упр. 90).

Правило (учебник, с. 53)

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа, письмо

Знакомит с правилом.

– Прочитайте.

- Что необходимо выполнить?

- Какое слово лишнее в первой строке? Почему? По какому признаку определили?/

- во второй строчке?/в третьей?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, располагая в алфавитном порядке (3 ученика у доски)


Читают правило,
запоминают его.

Находят лишние слова.

Списывают слова, располагая их в алфавитном порядке

Извлекают необходимую информацию
из учебного текста,

воспроизводят ее
по памяти. Устанав-
ливают логические
связи. Умеют располагать слова в алфавитном порядке

Беседа по вопросам, письмо

2. Полные,
неполные (сокращенные) имена, ласковые формы имен

(упр. 91)

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упражнениями. Проводит беседу, контролирует выполнение

Читают и отвечают

на вопросы учителя,
выполняют письменные задания

Классифицируют имена по заданным критериям. Изменяют форму своего имени

Беседа по вопросам, упражнение

Физкультминут- ка

Коллективная. Практический


Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

3. Истрия возникновения фамилии

Фронтальная

Словесный

проблемный

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

- Даша, когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Две Даши)

- Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В одной школе в одном классе учились два Чаптыковых Михаила и, причём, они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству).

- Дома вы в рабочих тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

– Люди очень давно поняли, что одного имени мало, чтобы узнать о ком идёт речь. К имени стали добавлять, чей он сын или чья дочь: так и говорили – Иван сын Петра (позднее Петрович). История появления фамилий очень интересна… В фамилиях находят отражение занятия человека, его место жительства и т. д.

В основе многих фамилий лежит имя (Захаров, Иванов, Петров).

- Об этом вы можете прочитать в учебнике на с.56 «страничка для любознательных»

Отвечают на вопросы учителя,

Рассуждают, анализируют

: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Материал для физкультминуток содержится в рекомендуемых пособиях (см.: Литература)

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по карточке

Парная,

индивидуальная.

Словесный,
практический.

Чтение, беседа,

упражнение

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

-Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.

-Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

Карточка

Границы России. Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На западе проходит по узкой полоске суши в Балтийском море. На юго-востоке границей является река Амур. А на Дальнем Востоке граница идёт по водам Тихого океана.

Россия – это речной и озёрный край. Величайшие реки её – Москва, Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал самое глубокое в мире. 

- Россия – это наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая родина.

-Как называется посёлок, в котором мы живём?

-Наш посёлок маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Верхняя Кардаиловка.

- Наш посёлок имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем поселке жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорили дома, в школе на классных часах, на занятиях кружка.

- Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем посёлке, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой посёлок.

____________ - мой посёлок. Он очень красивый. Рядом с посёлком течёт река________----. В нашем посёлке родились и выросли замечательные люди. Герой СССР _________________.

Его имя носит улица, на которой расположена наша школа.

Слова для справок: Иван Алексеевич Кузнецов.

-Какой у вас получился рассказ? (слайд)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Вписывают в предло-
жения имена, названия реки и деревни.

Регулятивные УУД:

выполнять учебное задание в соответствии с правилом, уметь осуществлять самооценку результатов работы





Коммуникативные УУД:

формулировать понятные высказывания, используя термины;

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию. Осуществляют
правописание собственных имен существительных.

Определяют основную мысль текста.

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы целей?

- Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился..

могу похвалить себя и одноклассников за …


Прозвенит сейчас звонок.

Отдохнёте вы ребята

Накопите силы впрок.

Вы сегодня молодцы!

Были словно храбрецы.

Я желаю вам удачи!

И спасибо за урок!


Определите себя по лесенке успеха на уроке

1 ступень – тема не понятна, задание сложные

2 ступень – тема понятна, но затрудняюсь в выполнении заданий

3 ступень – тема мне понятна, задания выполняю с лёгкостью


Отвечают на вопросы





















Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VII. Домашнее

задание.

Выполнить задания по карточке или

РТ с.28 упр.60

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи


Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития







Домашнее задание:

Карточка .Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным - клички