Наркотикам – нет!
Наркотические вещества
Наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законного применения в медицине), которое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских.
Ученые, старающиеся проникнуть в тайну дурмана, потрясены необычайной вирулентностью наркотиков, способных прокрадываться в самую глубину чувств и мыслей своих потребителей.
Наркотики в зависимости от их воздействия на организм человека условно можно разделить на две большие группы: 1)возбуждающие; 2) вызывающие депрессию.
Есть наркотики, которые успокаивают и обезболивают (их называют депрессивными), и есть другие, оказывающие стимулирующее воздействие, возбуждающие организм.
Общий механизм действия наркотических веществ на организм
Все наркотические вещества имеют общий механизм влияния на организм, так как являются ядами. При систематическом употреблении (для развлечения) они вызывают следующие фазы изменений в организме .
- Первая фаза — защитная реакция.
При первом употреблении наркотические вещества оказывают на организм токсическое (отравляющее) действие, и это вызывает защитную реакцию — тошноту, рвоту, головокружение, головную боль и т.д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает
2. Вторая фаза — эйфория. При повторных приемах защитная реакция ослабевает, и возникает эйфория — преувеличенное ощущение хорошего самочувствия. Она достигается возбуждением наркотиками рецепторов (чувствительных структур) мозга, родственных эндорфинам (естественным внутренним стимуляторам, вызывающим чувство удовольствия). Наркотик на этой стадии действует как эндорфин.
3.Третья фаза — психическая зависимость от наркотиков. Наркотик, вызывающий эйфорию, нарушает синтез (выработку) эндорфинов в организме. Это приводит к ухудшению настроения человека, и он начинает стремиться получить удовольствие от приема наркотических веществ (алкоголь, наркотики и т.д.). Это еще более ухудшает синтез естественных «гормонов удовольствия» и усиливает желание принимать наркотические вещества.
4. Четвертая фаза — физическая зависимость от наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к полному нарушению системы, синтезирующей эндорфины, и организм перестает их продуцировать. Поскольку эндорфины обладают болеутоляющим действием, то прекращение их синтеза организмом, принимающим наркотические вещества, вызывает физическую и эмоциональную боль. Этот неприятный период называется периодом абстиненции («ломки»).
5. Пятая фаза — психосоциальная деградация личности. Она наступает при систематическом и длительном приеме наркотических веществ и включает эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.
Наркотическое состояние человека
Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами. Стремление увеличивать дозы.
Зависимость психического, физического характера от воздействий наркотика, а так же психосоциальная деградация личности
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Наркомания в России «молодеет» - 84% наркоманов признаются, что впервые попробовали наркотики в возрасте менее 15 лет. Нижний предел возраста наркомана - 13 лет. Многие родители узнают о наркотической зависимости ребенка спустя 2 года после первого приема наркотика.
По данным социологических исследований - 12,4% опрошенных школьников в различных регионах России имеют опыт употребления наркотических веществ более одного раза. Одна треть (33,9%) опрошенных школьников первый раз попробовали наркотики в возрасте от 16 до 18 лет, в том числе четвертая часть - в возрасте до 13 лет. Основной мотивацией является любопытство (66,1%) - желание испытать новые неизведанные ощущения в жизни
Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости:
1) социальные факторы:
- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
- влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;
- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
- легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние.
2) индивидуально-психологические факторы:
- подражание старшим или авторитетным сверстникам;
- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;
- аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неуступчивость характера);
- протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам.
ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
- в задачу первичной профилактики входит предупреждение об употреблении наркотиков. Она должна производиться по четырем направлениям, предполагающим широкую воспитательную работу, санитарно-гигиеническое воспитание общественные меры борьбы и административно-законодательные меры;
- вторичная профилактика включает активное лечение лиц, у которых выявлено пристрастие к наркотическим средствам. Также сюда относятся мероприятия, поддерживающие терапию и предотвращающие рецидивы;
- задача третичной профилактики состоит в социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией.
При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5 %
Решение проблемы профилактики наркомании среди подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение.
Мы выделяем следующие направления профилактики:
- педагогическая;
- социальная;
- медицинская;
- правовая;
- антинаркотическая пропаганда;
- формирование антинаркотического мировоззрения.
Профилактика подростковых проблем связанных с той или иной зависимостью, во многом связаны с психологией. Наступает возрастной период, когда формируется личность человека, а также – его организм, здоровье и др. В этом время нежелательно употреблять вредные вещества, способные привести к интоксикации.
ВЫВОД
Благодаря совместным усилиям семьи, школы и общества подрастающий гражданин должен укрепить свои мысли и осознание того, что именно он ответственен за своё собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на Земле, это жизненный успех и личное счастье.
Вопросы
для самостоятельного ответа:
- Записать краткий конспект темы в тетрадь.
2. Творческое задание – составить памятку «О вреде наркотиков»
Электронная тетрадь по ОБЖ 6 класс ФГОС
ОБЖ 9 класс ФГОС
ОБЖ 11 класс ФГОС
Электронная тетрадь по ОБЖ 10 класс ФГОС
ОБЖ 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по ОБЖ 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по ОБЖ 9 класс ФГОС
ОБЖ 7 класс ФГОС
© 2021, Осипов Алексей Сергеевич 1840 21
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы