СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народ и личность в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народ и личность в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

 Муниципальное образовательное учреждение  «Первомайская средняя  общеобразовательная школа»   Народ и личность в романе Толстого

Муниципальное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Народ и личность в романе Толстого

"Война и мир"

Подготовила ученица 10 «В» класса Сухарева Марина Учитель Халяпина Лариса Николаевна

 Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.      Л. Н. Толстой    Лев Николаевич Толстой в романе

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.     Л. Н. Толстой

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" отрицает теорию культа великой личности в истории, он отводит ей ничтожно мало места, приравнивая её к назначению "ярлыка", то есть давать наименование событиям, фактам и явлениям.

   Наполеон при жизни получает титул непобедимого и гениального полководца, а Толстой развенчивает его в нравственном плане, обвиняя в отсутствии гуманизма по отношению к простым солдатам и народу.  Наполеон — захватчик, поработитель народов Европы и России. Как полководец, он является косвенным убийцей многих тысяч людей, только это давало ему право на величие и славу. Государственная деятельность Наполеона в этом свете попросту безнравственна. Европа не могла никого противопоставить Наполеону,

Наполеон при жизни получает титул непобедимого и гениального полководца, а Толстой развенчивает его в нравственном плане, обвиняя в отсутствии гуманизма по отношению к простым солдатам и народу. Наполеон — захватчик, поработитель народов Европы и России. Как полководец, он является косвенным убийцей многих тысяч людей, только это давало ему право на величие и славу. Государственная деятельность Наполеона в этом свете попросту безнравственна. Европа не могла никого противопоставить Наполеону, "никакого разумного идеала", и только русский народ хоронит его сумасбродные планы захвата мирового господства.

 Толстой пишет:

Толстой пишет: "Вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примера". Весь облик Наполеона ненатурален и лжив. Он не мог отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нём нет и подлинного величия. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Воплощением всего этого является Кутузов. Толстой отмечает в нём не только "мудрого наблюдателя событий", но и талант полководца, руководившего самым главным — моральным духом войска.

 Война приобретала всенародный, национальный характер, поэтому на посту главнокомандующего должен был быть не иностранец ,а русский полководец — Кутузов. С приходом его на этот пост русские воспрянули духом. Они даже сочинили пословицу:

Война приобретала всенародный, национальный характер, поэтому на посту главнокомандующего должен был быть не иностранец ,а русский полководец — Кутузов. С приходом его на этот пост русские воспрянули духом. Они даже сочинили пословицу: "Пришёл Кутузов бить французов". Превосходство русской армии в военном отношении и полководческий гений Кутузова показали в 1812 году, что русский народ – непобедим.

   Толстой утверждал, что ход мировых событий предопределен свыше, и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения. Это означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы жизни. Он утверждал, что всё решают чувства, а не разум, что есть рок, судьба. Теория предопределенности, фатализма, неизбежности исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова и Наполеона.

Толстой утверждал, что ход мировых событий предопределен свыше, и влияние личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается не по воле людей, а по воле провидения. Это означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы жизни. Он утверждал, что всё решают чувства, а не разум, что есть рок, судьба. Теория предопределенности, фатализма, неизбежности исторических событий сказалась также и на трактовке образов Кутузова и Наполеона.

 Противоречия во взглядах Толстого на изображение им Кутузова проявляются в том, что, с одной стороны, Кутузов — мудрый, пассивный наблюдатель хода военных событий, руководитель духа войска, а с другой стороны — это полководец, активно вмешивающийся в ход военных событий. Кутузов предложил Наполеону генеральное сражение и при численном превосходстве противника одержал военную и моральную победу. Кутузов на следующий день отдаёт приказ о контрнаступлении, чтобы поднять дух войска, но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил. И таких примеров много.

Противоречия во взглядах Толстого на изображение им Кутузова проявляются в том, что, с одной стороны, Кутузов — мудрый, пассивный наблюдатель хода военных событий, руководитель духа войска, а с другой стороны — это полководец, активно вмешивающийся в ход военных событий. Кутузов предложил Наполеону генеральное сражение и при численном превосходстве противника одержал военную и моральную победу. Кутузов на следующий день отдаёт приказ о контрнаступлении, чтобы поднять дух войска, но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил. И таких примеров много.

 Р еализм Толстого взял верх над путами его фаталистической философии и художественно представил истинное лицо великого полководца, его кипучую энергию, активное участие в ходе военных событий.  В русской армии жил неукротимый дух суворовской

Р еализм Толстого взял верх над путами его фаталистической философии и художественно представил истинное лицо великого полководца, его кипучую энергию, активное участие в ходе военных событий. В русской армии жил неукротимый дух суворовской "науки побеждать", были живы национальные традиции военной школы Суворова. Солдаты вспоминают его и во время боя, и у костра.

  • Р еализм Толстого взял верх над путами его фаталистической философии и художественно представил истинное лицо великого полководца, его кипучую энергию, активное участие в ходе военных событий. В русской армии жил неукротимый дух суворовской "науки побеждать", были живы национальные традиции военной школы Суворова. Солдаты вспоминают его и во время боя, и у костра.
 Как к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке исторических событий, Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание войны он считает величайшим проявлением зла. Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и теоретических рассуждений писателя, — вывод о решающей роли народных масс в истории. Изображая войну 1805—1807 годов, Толстой объясняет причину поражения русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды её цели.

Как к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке исторических событий, Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание войны он считает величайшим проявлением зла. Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и теоретических рассуждений писателя, — вывод о решающей роли народных масс в истории. Изображая войну 1805—1807 годов, Толстой объясняет причину поражения русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды её цели.

 Совсем по-иному изображаются настроения армии в войне 1812 года. Эта война носила народный характер потому, что русский народ защищал свой дом и свою землю. Подлинный героизм, незаметный и естественный, как сама жизнь, — это качество проявляется и в боях, и в солдатских буднях, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Народ предстаёт перед нами как носитель высших нравственных ценностей. Общие цели и общая беда сплачивают людей.

Совсем по-иному изображаются настроения армии в войне 1812 года. Эта война носила народный характер потому, что русский народ защищал свой дом и свою землю. Подлинный героизм, незаметный и естественный, как сама жизнь, — это качество проявляется и в боях, и в солдатских буднях, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу.

Народ предстаёт перед нами как носитель высших нравственных ценностей. Общие цели и общая беда сплачивают людей.

 В

В "Войне и мире" воплощена подлинная народность — величайшее завоевание русской классической литературы. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.

Информационные ресурсы http://school-essay.ru/narod-i-lichnost-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html http://www.ovale.ru/site/32146/spishy.ru http://www.auportal.ru/tolstoi/65.php http://kolobook.ru/?/013381618958965239839 В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.

Информационные ресурсы

  • http://school-essay.ru/narod-i-lichnost-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir.html
  • http://www.ovale.ru/site/32146/spishy.ru
  • http://www.auportal.ru/tolstoi/65.php
  • http://kolobook.ru/?/013381618958965239839
  • В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.