Конспект урока музыки для 5 класса
по теме «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от светской.
Задачи урока:
Обучающее:
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;
- показать развитие храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до композиторской;
Развивающее:
- развить чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки;
- развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.
Воспитательная:
- воспитать эмоциональную отзывчивость, уважение к национальной музыкальной культуре.
Здоровьесберегающие:
- создать благоприятный психологический климат, предупреждать переутомляемость детей.
Оборудование урока:
«Есть на Волге утёс» русская народная песня (слушание)
Хор Московского Сретенского монастыря - Благослови, душе моя, Господа
П.И. Чайковский «Отче наш»
Григорианский (протестанский) хорал «Kyrie eieison» (Господи, помилуй)
В.А. Моцарт «Реквием» «Kyrie eieison» (Господи, помилуй)
Era «Ameno» видео – фильм
Песня «Русская Зима» муз., сл. Л. Олифирова.
ТСО: электронная презентация, фрагменты видеозаписей.
Раздаточный материал: словарь эмоциональных терминов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
II. Постановка темы урока
Учитель: - Тема нашего урока: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» СЛАЙД 3
- Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, и постигать секреты выразительных средств хорового звучания.
- Давайте проведём исследование этапов становления (формирования) хоровой музыки.
III. Объяснение нового материала.
Происхождение хоровой музыки.
Формулируем понятие «Хор» в двух аспектах (как название певческого коллектива и как название особого музыкального жанра). СЛАЙД 4
Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus» - толпа, собрание, коллектив людей, исполняющий вокальную музыку. Но не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.
- Как вы думаете, чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (Следуют свободные высказывания).
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
• смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов);
• хор мальчиков и юношей;
• мужской хор
• женский хор
• детский хор
Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных составов хоров. (Однородный - женский, мужской, детский; смешанный). СЛАЙДЫ 5-6
С точки зрения манеры пения различают:
• академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
• народные хоры — поющие в народной манере;
• церковные хоры – основная их деятельность — участие в церковных службах.
СЛАЙД 7-10
Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных хоров.
По количеству участников различают:
• камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;
• большие хоры — от 50 до 120 участников;
• сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.
СЛАЙД 11
Учитель: - Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Мы выяснили с вами, что хор отличается большим числом исполнителей.
- Как вы думаете, а чем ещё могут отличаться хоры друг от друга? (следуют свободные высказывания).
- Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).
Вспоминаем названия основных разновидностей певческих голосов.
СЛАЙД 12
Мужские голоса Тенор (высокий)
Баритон (средний)
Бас (низкий)
Женские голоса Сопрано (дискант) - высокий
Меццо-сопрано (средний)
Контральто (низкий)
Вспоминаем названия основных разновидностей певческих голосов
Постановка проблемы учителем:
СЛАЙД.13
- Как отличить музыку духовную от светской?
- О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хороводы - самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то отсюда пошли два родственных начала: духовное и светское. СЛАЙД 14
Сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».
- Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (Смешанный хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно. Представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Мощное, могучее звучание затрагивает душу каждого человека).
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня).
- Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.
СЛАЙД 15
Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. Поворотным же моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым велики князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году. Перед вами – фреска Виктора Михайловича Васнецова, изображающая это великое событие.
Учитель: Пожалуйста, скажите – кого вы на ней видите?
Дети: Князя Владимира, воинов, простых людей, киевлян, которые принимают крещение в водах реки Днепр от священников.
Учитель: А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники?
СЛАЙД. 16
- Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой (показать указкой на карте). Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми гласов (слушаем).
Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем зёрнышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.
СЛАЙД. 17 Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:
- строго вокальный характер;
- тесная связь музыки и слова;
- плавность мелодического движения;
- подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста.
Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях: Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Почаевском, Троице-Сергиевой Лавре. СЛАЙД 18
Именно в монастырях возникали постоянные хоры, складывались оригинальные монастырские распевы. Всё это способствовало созданию русской хоровой школы (слушаем Хор Московского Сретенского монастыря - Благослови, душе моя, Господа)
Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет и каков способ хорового исполнения? (Дети слушают и затем отвечают на поставленные вопросы: произведение исполняет мужской хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности.)
Учитель: Это раннее русское многоголосие.
Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом, исполнение становилось всё более сложным и объёмны.
Учитель: - Давайте попробуем перечислить способы хорового исполнения.
Дети: одноголосное, многоголосное, а капельное, с аккомпанементом.
Учитель: Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви. Православные богословы запрещают использование инструментов во славу Господа, т.к. у инструментов нет души. СЛАЙД.19
В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Андреевич Архангельский, Александр Тихонович Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков.
Во время службы, в храме звучат молитвы на церковнославянском языке. Одна из главных - "Отче наш". Молитва эта называется "Господнею", потому что её дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу. Молитва «Отче наш» разделяется на призывание, семь прошений, или семь просьб, и славословие (восхваление). Работа с текстом молитвы. СЛАЙД 20
Многие композиторы писали хоровые произведения на текст молитвы «Отче наш». Образец такой музыки – «Отче наш» П.И. Чайковского. При внешней сдержанности и сосредоточенности эта музыка полна глубокого чувства. Это искренняя и страстная молитва, чистая и возвышенная. (Слушаем П. Чайковский «Отче наш») СЛАЙД 21.
Музыкальный характер этого песнопения всегда строг. В нём подчеркивается важность каждого слова молитвы.
Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов, например, И.С.Бах, некоторые имели сан священника Ф. Лист, А. Вивальди. Первым музыкальным инструментом, которым сопровождалось церковное пение в Западной Европе, был клавесин. Позже ему на смену пришёл орган. СЛАЙД 22
Учитель: - Сейчас мы прослушаем один из примеров зарубежной духовной музыки. Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает состояние человека. Слушание григорианского (протестанского) хорала «Kyrie eleison» (Господи, помилуй) с органным сопровождением. СЛАЙД 23
- Какой образ изображен в этом произведении?
(ответы детей)
Учитель: - А теперь, для сравнения, ещё один вариант исполнения этого же произведения, написанного великим композиторов В.А. Моцартом. Слушание В.А. Моцарт «Реквием» «Kyrie eleison» (Господи, помилуй) СЛАЙД 24
- Какое произведение вам больше понравилось, почему?
(ответы учащихся)
Учитель: - Уже давно церковная музыка вышла из храмов и превратилась в светскую духовную музыку. В репертуар хоров включаются произведения о жизни, смерти, о чистоте любви, чтобы человек смог задуматься о том, что на самом деле является главным, что существует более высокие и правильные ценности – терпение, честь, достоинство. В конце прошлого века на музыкальном олимпе появился проект под названием ERA. Эта группа исполняет музыку в стиле new age, записывая и комбинируя католические церковные хоры. Музыка Era это- григорианские песнопения, в основном краткие молитвы Богу. Песнопения исполняются преимущественно на латыни, хотя в некоторых композициях есть вставки на английском языке.
- Сейчас мы прослушаем и посмотрим видео одной из композиций этой музыкальной группы. (слушание ERA «Ameno»)
Учитель: - Какие чувства вызвало у вас это музыкальное произведение?
(Ответы детей)
Учитель: - А что вы представили, какую картину нарисовали перед собой, прослушивая это произведение? (Ответы детей)
Работа над песней
Учитель: - Мы с вами тоже поем на уроках музыки песни. Какую последнюю песню вы выучили на прошлом уроке музыки
Дети: - «Русская зима»
Учитель: - Сейчас мы ее с вами исполним, но прежде чем приступить к пению, мы с вами выполним дыхательные и артикуляционные упражнения СЛАЙД 25-30
(Учащиеся выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику). Исполнение песни «Русская зима» СЛАЙД 31
III. Подведение итогов
Учитель: - Какое из произведений, прослушанных вами на уроке, больше понравилось? (ответы учащихся).
В начале урока мы говорили, что народная хоровая музыка изображает человека и окружающий его мир. А какой мир изображает храмовая хоровая музыка? СЛАЙД 32 (детям предлагается выбрать из 3-х слайдов цвет, соответствующий храмовой музыке). Дети выбирают небесный и обосновывают выбор цвета.
- Что же такое Духовная музыка? (отзвук небесной гармонии - красоты).
IV.Рефлексия СЛАЙД 33
Детям предлагается в форме «Синквейна» выразить своё отношение к теме урока «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
V. Домашнее задание СЛАЙД 34
Рассказать о действующем хоровом коллективе.