СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная мораль в характере главных героев. (по рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока литературного чтения предназначена для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы.

Урок открытия новых знаний построен с использованием активных форм обучения. Через фронтальную, индивидуальную, групповую работу,  индивидуальные выступления заранее подготовленных ребят формируются навыки правильного и сознательного чтения, умение анализировать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения. Урок разработан в соответствии с тематическим планированием и выстроен в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке применяется технология продуктивного чтения. Структура урока направлена  на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. В основе педагогических приёмов, используемых на уроке, лежат следующие основные принципы: приём составления тематического словаря, клайстер, приём сиквейна, приём рефлексивные вопросы.  На уроке созданы условия для активной деятельности учащихся: умение самостоятельно добывать знания, находить нужные аргументы. Данный урок несёт большую воспитательную направленность: помогает жизненному самоопределению детей, осмыслению нравственных ценностей, учит смотреть на себя со стороны. Этапы урока взаимосвязаны и являются продолжением друг друга.

Просмотр содержимого документа
«Народная мораль в характере главных героев. (по рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»)»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Реализуемая программа: Школа России

Тема: Народная мораль в характере главных героев. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели:

Образовательные:

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций, отвечать на вопросы по содержанию).

Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению

Развивающие: развивать воображение детей, эмоциональную сферу, умение анализировать.

Воспитательные: воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Методы: беседа, выразительное чтение, сообщение биографии, анализ художественного произведения

Приёмы: приём составления тематического словаря, клайстер, приём сиквейна, приём рефлексивные вопросы.

Технология: продуктивного чтения, деятельностный подход в обучении.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование урока: Учебник, выставка книг, толковый словарь, презентация, интерактивная доска.

Приложения: Приложения 1, 2, 3, 4.

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- О чём говорит мимика смайликов? ( слайд 1)

- Какой человек вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?

Помним золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и … (ты поступай с ними)

- Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать? (Улыбнуться)

- Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на урок чтения? Начните свой ответ со слов «Я хочу…»

III. Подготовка к восприятию.

Цель: подготовка к восприятию текста

-Как называются короткие, мудрые высказывания? (Пословицы, поговорки.)


1. Работа в группах.

-На карточках у вас зашифрованы пословицы. Разгадайте их и прочитайте.


1 группа. 2 группа

Не_________________смей Кто___________________ро

ся____________над ди________________те

ста_________рым: лей___________по

и_________сам чи_________та

бу_____дешь ет,________тот

стар. во______век

не_____по

ги___ба

ет.

Дети говорят пословицы вслух.

(Отвечает первая группа - слайд, отвечает вторая группа –другой слайд. (слайд 2 )

-Какой темой объединены эти пословицы? (Тема семьи, старости.)

2. Постановка проблемы.

-Сегодня мы подумаем с вами, что нужно сделать, чтобы старики на свете были счастливы? (Слайд 3 с этим вопросом.)

IV. Постановка цели и темы урока (прогнозирование и целеполагание)

Цели: организовать формулирование темы урока учащимися; организовать постановку цели урока учащимися.

1.Отгадайте загадку.

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый… (дед) ( слайд 4)

– Ребята, а кем вы приходитесь деду? (внук, внучка)

– Кто догадался, о ком мы будем читать? Кто назовет тему нашего урока?

–Правильно, тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

– Цель нашего урока познакомиться с рассказом русского писателя Льва Николаевича Толстого, о жизни и творчестве которого мы тоже сегодня поговорим.

V. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели)

Цели: организовать работу над понятием; организовать работу по поиску информации в словаре; организовать работу по иллюстрации.

-А как вы думаете, что такое старость, попробуйте дать своё определение (ответы детей)

-А теперь проверим наши предположения по словарю.

1. Работает группа РВС: Разведай, Выясни, Сообщи (ответы детей по словарю)

Познакомьте нас с автором этого произведения (Приложение 2) ( слайд 6-10)

2. Подготовительная работа, предшествующая восприятию нового произведения.

а) Прогнозирование. Работа по иллюстрации.

-Посмотрите на иллюстрацию.

-Где живёт эта семья? Как думаете, какие они? Всё ли у них хорошо?

-А когда происходили эти события? (Давно.)

-Как художник показал, что события происходили очень давно? (Одежда, обстановка в избе.)

- Я знаю, что у вас есть бабушки и дедушки. Как в вашей семье относятся к ним?

Вывод учителем: Хорошо, что у вас такие добрые отношения со своими бабушками и дедушками. Но, к сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с обездоленными одинокими пожилыми людьми, которые не слышат доброго, ласкового слова от своих детей, не видят от них заботы и помощи, а порой даже приходится слышать о жестоком обращении к ним.

- Итак, давайте же узнаем, всё ли хорошо в семье, о которой нам рассказал Лев Толстой.

VI. Работа с текстом во время чтения.

Цели: организовать работу над содержанием произведения; организовать работу по поиску информации в словаре.

1. Ознакомительное чтение. Чтение вслух в режиме комментированного чтения

2. Словарная работа ( по ходу чтения)

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте найдём их определение в толковом словаре С.И. Ожегова написано,

Бранить – ругать

Слаживает – мастерит, делает

Невестка – сноха, жена сына

Лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья и мытья посуды (слайд 11,12,13)

ФИЗМИНУТКА

  1. Беседа по содержанию

-Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Чем? Почему?

-Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?

4. Изучающее чтение. Чтение по цепочке.

– А теперь прочитаем рассказ по цепочке, старайтесь читать без ошибок, выразительно.

VII. Анализ рассказа. Составление модели взаимоотношений героев на интерактивной доске.

  1. Работа с текстом после чтения ( работа с клайстером)

Цель: организовать работу с кластером

– Кто герои рассказа?

– А как вы себе представляете невестку?

– Найдите в тексте слова, как сын и невестка относились к старику.

– Почему невестка решила деду подавать еду в лоханке?

– А что же можно сказать о сыне деда? Какой он?

– Почему он не заступился за своего родного отца?

– Найдите, пожалуйста, в тексте описание деда. Это внешнее описание.

– Что можно сказать о его характере?

– Кто найдет слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?

– А как относился внук к своему деду?

(слайд 12)

– Зачем Миша делал лоханку? Прочитайте в тексте.

– Что испытали родители, почему они заплакали?

– Как стали относиться невестка и сын к старику?

– Изменилось ли их отношение к старику?

( слайд 12)

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный)

ФИЗМИНУТКА

2. Логический анализ текста.

а) Определение поучения басни

- Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит?

- Какой жанр литературы вы уже знаете, который создаётся с этой целью?(Басня)

- Что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение и мораль)

- С какими баснями вы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Чем отличаются? Что общего в баснях Крылова и Толстого? (Есть мораль и поучение)

  1. Ролевое перевоплощение ученика и его предположения

Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка.

- Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего?

4. Решение главного вопроса- проблемы урока.

Вывод учителем: уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное- СЕМЬЯ.

VIII. Закрепление нового. Работа с текстом после чтения.

Составление сиквейна ( приложение 3) ( слайд 16,17)


Л. Толстой «Старый дед и внучек»

Старость, уважение

Старость


мудрый, пожилой


слабеют, стареют, умнеют


Не смейся над старым, сам будешь стар

Уважение


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (слайд 18,19)

Цели:

организовать рефлексию: настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Считаете ли вы , что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

-Зачем нам нужен был этот урок? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог)

- Чему научились на уроке (рефлексивный экран)

-Покажите с помощью смайликов, каким на ваш взгляд получился урок?

Вывод учителем: И хочется верить, что вы постигли важную библейскую мудрость

«Чти отца своего и мать свою»

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям» (Приложение 4 )

X. Итог урока. Домашнее задание ( по выбору)

1. Стр.110 – 111 чит. и пер., нарисовать рисунок.

2. Составить рассказ о своей семье.

3. Написать письмо автору.