Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Реализуемая программа: Школа России
Тема: Народная мораль в характере главных героев. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Цели:
Образовательные:
Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций, отвечать на вопросы по содержанию).
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению
Развивающие: развивать воображение детей, эмоциональную сферу, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Методы: беседа, выразительное чтение, сообщение биографии, анализ художественного произведения
Приёмы: приём составления тематического словаря, клайстер, приём сиквейна, приём рефлексивные вопросы.
Технология: продуктивного чтения, деятельностный подход в обучении.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Оборудование урока: Учебник, выставка книг, толковый словарь, презентация, интерактивная доска.
Приложения: Приложения 1, 2, 3, 4.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- О чём говорит мимика смайликов? ( слайд 1)
- Какой человек вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?
Помним золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и … (ты поступай с ними)
- Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать? (Улыбнуться)
- Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.
II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-Прежде чем начать наш урок, я хотела бы задать вам важный вопрос: «Зачем, с какой целью вы пришли сегодня на урок чтения? Начните свой ответ со слов «Я хочу…»
III. Подготовка к восприятию.
Цель: подготовка к восприятию текста
-Как называются короткие, мудрые высказывания? (Пословицы, поговорки.)
1. Работа в группах.
-На карточках у вас зашифрованы пословицы. Разгадайте их и прочитайте.
1 группа. 2 группа



Не_________________смей Кто___________________ро
![]()



ся____________над ди________________те



ста_________рым: лей___________по
![]()



и_________сам чи_________та
![]()



бу_____дешь ет,________тот
![]()
![]()

стар. во______век
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

не_____по
![]()

ги___ба
ет.
Дети говорят пословицы вслух.
(Отвечает первая группа - слайд, отвечает вторая группа –другой слайд. (слайд 2 )
-Какой темой объединены эти пословицы? (Тема семьи, старости.)
2
. Постановка проблемы.
-Сегодня мы подумаем с вами, что нужно сделать, чтобы старики на свете были счастливы? (Слайд 3 с этим вопросом.)
IV. Постановка цели и темы урока (прогнозирование и целеполагание)
Цели: организовать формулирование темы урока учащимися; организовать постановку цели урока учащимися.
1.Отгадайте загадку.
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед) ( слайд 4)
– Ребята, а кем вы приходитесь деду? (внук, внучка)
– Кто догадался, о ком мы будем читать? Кто назовет тему нашего урока?
–Правильно, тема урока: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
– Цель нашего урока
познакомиться с рассказом русского писателя Льва Николаевича Толстого, о жизни и творчестве которого мы тоже сегодня поговорим.
V. Изучение нового (Совместная деятельность по достижению цели)
Цели: организовать работу над понятием; организовать работу по поиску информации в словаре; организовать работу по иллюстрации.
-А как вы думаете, что такое старость, попробуйте дать своё определение (ответы детей)
-А теперь проверим наши предположения по словарю.
1. Работает группа РВС: Разведай, Выясни, Сообщи (ответы детей по словарю)
Познакомьте нас с автором этого произведения (Приложение 2) ( слайд 6-10)
2. Подготовительная работа, предшествующая восприятию нового произведения.
а) Прогнозирование. Работа по иллюстрации.
-
Посмотрите на иллюстрацию.
-Где живёт эта семья? Как думаете, какие они? Всё ли у них хорошо?
-А когда происходили эти события? (Давно.)
-Как художник показал, что события происходили очень давно? (Одежда, обстановка в избе.)
- Я знаю, что у вас есть бабушки и дедушки. Как в вашей семье относятся к ним?
Вывод учителем: Хорошо, что у вас такие добрые отношения со своими бабушками и дедушками. Но, к сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с обездоленными одинокими пожилыми людьми, которые не слышат доброго, ласкового слова от своих детей, не видят от них заботы и помощи, а порой даже приходится слышать о жестоком обращении к ним.
- Итак, давайте же узнаем, всё ли хорошо в семье, о которой нам рассказал Лев Толстой.
VI. Работа с текстом во время чтения.
Цели: организовать работу над содержанием произведения; организовать работу по поиску информации в словаре.
1. Ознакомительное чтение. Чтение вслух в режиме комментированного чтения
2. Словарная работа ( по ходу чтения)
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте найдём их определение в толковом словаре С.И. Ожегова написано,
Бранить – ругать
Слаживает – мастерит, делает
Невестка – сноха, жена сына
Лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья и мытья посуды (слайд 11,12,13)
ФИЗМИНУТКА
Беседа по содержанию
-Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Чем? Почему?
-Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?
4. Изучающее чтение. Чтение по цепочке.
– А теперь прочитаем рассказ по цепочке, старайтесь читать без ошибок, выразительно.
VII. Анализ рассказа. Составление модели взаимоотношений героев на интерактивной доске.
Работа с текстом после чтения ( работа с клайстером)
Цель: организовать работу с кластером
– Кто герои рассказа?
– А как вы себе представляете невестку?
– Найдите в тексте слова, как сын и невестка относились к старику.
– Почему невестка решила деду подавать еду в лоханке?
– А что же можно сказать о сыне деда? Какой он?
– Почему он не заступился за своего родного отца?
– Найдите, пожалуйста, в тексте описание деда. Это внешнее описание.
– Что можно сказать о его характере?
– Кто найдет слова, которые доказывают эту смиренность, покорность?
– А как относился внук к своему деду?
(слайд 12)
– Зачем Миша делал лоханку? Прочитайте в тексте.
– Что испытали родители, почему они заплакали?
– Как стали относиться невестка и сын к старику?
– Изменилось ли их отношение к старику?
( слайд 12)
Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный)
ФИЗМИНУТКА
2. Логический анализ текста.
а) Определение поучения басни
- Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит?
- Какой жанр литературы вы уже знаете, который создаётся с этой целью?(Басня)
- Что такое басня? (Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение и мораль)
- С какими баснями вы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?
Чем отличаются? Что общего в баснях Крылова и Толстого? (Есть мораль и поучение)
Ролевое перевоплощение ученика и его предположения
Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка.
- Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего?
4. Решение главного вопроса- проблемы урока.
Вывод учителем: уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное- СЕМЬЯ.
VIII. Закрепление нового. Работа с текстом после чтения.
Составление сиквейна ( приложение 3) ( слайд 16,17)
Л. Толстой «Старый дед и внучек» | Старость, уважение | Старость |
мудрый, пожилой |
слабеют, стареют, умнеют |
Не смейся над старым, сам будешь стар |
Уважение |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (слайд 18,19)
Цели:
организовать рефлексию: настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Считаете ли вы , что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
-Зачем нам нужен был этот урок? Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог)
- Чему научились на уроке (рефлексивный экран)
-Покажите с помощью смайликов, каким на ваш взгляд получился урок?
Вывод учителем: И хочется верить, что вы постигли важную библейскую мудрость
«Чти отца своего и мать свою»
А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям» (Приложение 4 )
X. Итог урока. Домашнее задание ( по выбору)
1. Стр.110 – 111 чит. и пер., нарисовать рисунок.
2. Составить рассказ о своей семье.
3. Написать письмо автору.