Урок № 20-21 6 кл _________________
Народная музыка американского континента
Цели урока: формирование музыкальной культуры через приобщение к музыкальной культуре разных народов мира
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Обучающие познакомятся с историей развития джаза; с отличительными особенностями и характерными чертами блюза, спиричуэла и регтайма; усвоят понятия: джаз, спиричуэл, блюз, регтайм, импровизация, джазбенд; узнают имена джазовых музыкантов; прослушают джазовые композиции «Hello, Dolly» Л.Армстронга, «Caravan» Дюка Эллингтона; исполнят музыкограмму «Джаз» и песню «Старый рояль из фильма «Мы из джаза». | Метапредметные: познавательные – обучающиеся проявят умения определять тему и проблему урока, ставить перед собой задачи; работать в команде по усвоению информации о джазовой музыке как яркого и своеобразного феномена культуры XX века; регулятивные – обучающиеся проявят умение планирования собственной деятельности в процессе исполнения музыки, проявят наблюдательность, умение сравнивать, анализировать соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; коммуникативные–обучающиеся проявят умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе | Личностные: формирование личностного эмоционального отношения к джазовой музыке; умения высказать и аргументировать собственное отношение к джазу. |
Ход урока.
1. Орг.момент Вход в класс под музыку (на экране видеоклип на песню «Всё это джаз» в исполнении Л.Долиной) Включение с 2:10
II. ЭКСПОЗИЦИЯ (мотивация учебной деятельности, формулировка темы, постановка проблемы) народов мира») с ответом загадки.
Устроил зал овацию.Фоно, ударник, саксофон-Приятный музыкальный фон.Хочу, друзья, спросить у вас.Что заиграли? Это -… (джаз!)
Совершенно верно, сегодня мы продолжим наше путешествие по американскому континенту (на
Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
Используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы найти подтверждение истины, заключённой в словах немецкого писателя и поэта XIX века Бертольда Авербаха: «Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою»
III. РАЗРАБОТКА
Как известно, музыка способна перемещать нас во времени и пространстве, и сегодня мы перенесёмся в 20 годы XX столетия.
Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) (бурлил разговорами о каком-то джаз-бенде:
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? – возмущались одни.
- Кто он!!! – восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.
- Вы слышали, какой шум от него?
- Вы видели, как он развязен в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так, потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все хотели знать, откуда взялась эта скандальная личность. А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан (показать на карте). Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр? (Ответы)
С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Заглянем в словарь!
Джаз возник в конце XIX - начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая объединяет расы и национальности и стирает границы между людьми и государствами.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного дядюшки Блюза, весёлого Регтайма. Давайте вспомним что такое Блюз, Спиричуэл и Регтайм?
Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Негритянский спиричуэл — духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты, Этот жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями.
Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния общины. Строится спиричуэл нередко в диалоговой форме (вопрос-ответ), которая характерна для фольклора многих стран.
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. В отличие от спиричуэл, блюз — сольно-песенный жанр. Он драматичен, отражает глубоко личные переживания, повествует о конфликтах, которые возникали в жизни беднейших слоев Америки. Но в блюзе есть и юмор, и ирония, и сатира.
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
Слушание и определение жанров джазовой музыки.
Работа в группах:(в командах «Регтайм», «Блюз», «Спиричуэл». (Звучат небольшие фрагменты блюза, спиричуэла и регтайма. Поэтапно, после прослушивания каждого фрагмента на доске вывешиваются сигнальные карточки: блюз, регтайм, спиричуэл).
Итак, мы вспомнили как звучат и что обозначают жанры джазовой музыки, чтобы лучше понимать «как душа говорит с душою» нам необходимо определить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из жанров? Для этого мы разделимся на 3 команды: «Регтайм», «Блюз» и «Спиричуэл». (Выставляются таблички с названиями команд). Перед вами лежат конверты с характерными чертами жанров джазовой музыки. Ваша задача выбрать нужное, что характерно вашему жанру. Приступаем к работе!
(После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза.
От Спиричуэла – учтивость, религиозность, важность, горделивость и торжественность.
От Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность.
От Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность.
Молодцы! Вы замечательно справились с заданием и поэтому я вам предлагаю размяться! Как поёт Л.Долина «Джаз-это состояние души!».
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.
Джаз – ровесник XX века и один из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
Давайте познакомимся с яркими представителями джазовой музыки. Имена выдающихся мастеров джаза известны во всём мире. Это - Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певица Элла Фицджералд и другие. Но непревзойдённым «королём» джаза остаётся Луи Армстронг. Он говорил: “Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”. А про него говорили: “Это не у тебя труба, а ты у трубы”. Действительно, Луи Армстронг играл на трубе неподражаемо. Его труба была способна выразить всё и могла петь как человеческий голос. Представляю вашему вниманию песню «Hello, Dolly в его исполнении в качестве певца и трубача. Обратите внимание на синкопированный ритм, (перенос ударения с сильной доли такта на слабую), на специфическую тембровую окраску голоса и инструмента и определите жанр.
Слушание и анализ-интерпретация Л.Армстронг «Hello, Dolly».
Познакомимся ещё с одним ярким представителем джаза - Дюком Эллингтоном. Негритянский пианист, композитор, руководитель оркестра, аранжировщик. Прозвище “Duke” (герцог) Эллингтон получил от друзей из-за любви к щегольской одежде. Со своим большим джазовым оркестром он объехал весь мир, а в 1971 году с гастролями побывал и в нашей стране. Предлагаю вам познакомиться поближе с одной из самых известных композиций «Caravan».
Использование в популярной культуре: композиция звучит в девятом выпуске мультсериала «Ну, погоди!», во второй серии сериала «Симпсоны»,Звучит в кинофильмах «Одиннадцать друзей Оушена» и «Тринадцать друзей Оушена» , исполнена в мюзиклах «Утончённые леди» и и «Свинг», используется в качестве саундтреков в видеоиграх, а также
музыкальной паузы для телепередачи «Что? Где? Когда?
Во время звучания музыки обратите внимание на тембральную окраску и назовите инструменты, входящие в состав джаз-бенда.
Слушание Дюк Эллингтон «Caravan».
(после слушания музыки и опроса закрепляются названия инструментов, входящих в джазбенд, закончить инструментом - рояль).
Вокально-хороовая работа
Художественное исполнение песни «Старый рояль» сл. А. Иванова, муз. М. Минкова, из фильма «Мы из джаза».
IV. РЕПРИЗА(рефлексия, обобщение и итог урока) В одном из американских журналов было сказано, что джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться. Что ж, они по-своему правы! Ведь благодаря джазу появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и другие. Пришло время стать и вам исполнителями джазовой музыки. Предлагаю вам исполнить музыкограмму «Джаз».
Тематический контроль № 8 (Теория)
Вопросы к образовательной игре:
1. Негритянский пианист, композитор, руководитель оркестра, аранжировщик, автор известной композиции «Caravan».
2. Духовные песни-гимны афроамериканцев.
3. Светские лирические песни афроамериканцев, название которых в переводе означает – печаль, тоска.
4. Танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
5. Струнно - щипковый музыкальный инструмент афроамериканцев, который входит в состав джазовых оркестров.
6.Инструмент, подражающий хрипловатой манере джаз-певца, названный именем мастера.
7. «Король» джаза, трубач, певец.
8.Музыкальный стиль эстрадной музыки, появившийся на стыке 19-20 столетий, в результате слияния двух культур: африканской и американской.
1. Дюк Эллингтон
2. Спиричуэл
3. Блюз
4. Регтайм
5. Банджо
6. Саксафон
7. Луи Армстронг
8. Джаз