Урок на тему : «Народная музыка как энциклопедия жизни»
Цель: Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.
Задачи:
Образовательные:
Через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен
Научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, умение работать в группе;
Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
Воспитывающие:
Привить навык самостоятельной работы;
Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.
Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, экран, плакат-дерево, листы –ожидания.
Этапы работы Содержание этапа
1.
Организационный момент:
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
Настроиться на продуктивную работу на уроке.
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:
Создать условия для продуктивной работы на уроке.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой.
Метод: хоровое пение.
Учитель: (поет приветствие) Здравствуйте, ребята!
Дети: (поют ответное приветствие) Здравствуйте, учитель!
Учитель: Очень рада видеть вас, друзья
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать чувства, мысли, переживания человека, созвучные с образами природы и особенности музыки, иллюстрирующей эти чувства.
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для осознавания чувств, мыслей, переживаний, созвучных с образами природы, оценить умение подбирать средства музыкальной выразительности для музыки, созвучной чувству.
Метод: представление творческой работы. - Над какой темой мы работали с вами на протяжении предыдущих уроках?
(русская народная музыка)
- На прошлом уроке мы говорили о том, что с давних времен человек связывал свои чувства, мысли, настроения с картинами природы. Это отразилось в творчестве и поэтов, и музыкантов и художников, которые воспевали природу в своих произведениях. Удалось ли вам подобрать образы природы, созвучные вашему настроению, чувству? Покажите свои рисунки.
(дети представляют рисунки, угадывают чувства друг друга, выраженные через образы природы)
- У вас получились очень выразительные рисунки. А какая музыка созвучна твоему чувству или настроению?
(обучающиеся перечисляют особенности созвучной музыки, обозначая средства музыкальной выразительности)
-
3.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: создать условия для формирования умения самостоятельно формулировать свои ожидания и видеть свое продвижение вперед.
Метод: «Дерево ожиданий» МАО
Изучение нового учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: познакомиться с жанрами русских народных песен, источником их возникновения и осознать их значение в жизни человека.
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен, создать условия для осознания источника их возникновения и значения песни в жизни человека.
Задачи:
-через специальные схемы и вопросы помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей;
-научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен;
-научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности;
-научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты, музыкальные движения
-сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.
Методы: дидактическая игра –исследование, самоисследование, частично-поисковый.
Формы деятельности: групповое взаимодействие, сравнительный анализ, самоанализ, работа с текстом песни, музыкальное движение, звучащие жесты, слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности Введение в тему
Учитель: Обратите внимание на экран! Давайте прочтем вместе (читают всем классом) «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» - вот таким интересным вопросом звучит тема нашего урока. Сегодня вам предстоит самостоятельно исследовать музыку, чтобы узнать:
Откуда берет свое начало русская народная песня?
Каковы жанры русских народных песен и каково их значение в жизни людей
- Но прежде, я предлагаю вам осознать свои ожидания, или опасения и отразить их на листочках. Чего я ожидаю от этого урока, чего мне бы очень хотелось…(обучающиеся пишут свои ожидания или опасения на листочках)
- Если наши ожидания сбудутся, и цель урока будет достигнута, то мы сможем «оживить» дерево, украсив его осенним нарядом.
Учитель: На предыдущих уроках мы уже вели разговор о русской народной музыке и знаем, что русская музыка берет свое начало из жанра? (песни)
Найти и обрести мудрость, скрытую в русской народной песне, нам сегодня поможет Мудрая Сова. Чтобы самостоятельно провести исследование и найти ответы на вопросы (на экране) Сова приглашает нас на Музыкальную поляну, где растут волшебные колокольчики. ( на доске – колокольчики).
Каждый колокольчик – это музыкальное произведение и в то же время – это отдельный этап в нашем исследовании. На каждом этапе есть задания:
- Слушать и анализировать музыку
- Познакомиться с текстом и понять содержание песни
- Интонировать песню с показа голосом
- Подобрать звучащие жесты или музыкальные движения к музыке
- Заполнить схему самоанализа песни, осознать ее смысл и значение
- Заполнить Анкету песни, определить ее жанр
Учитель: У вас на столе лежат схемы для самоанализа. Заполнив все части схемы, вы получите целостное представление о произведении. Нужно будет найти текст песни, которая звучит, чтобы понять, о чем она. Затем вы работаете группой и заполняете Анкету песни, здесь уже нужно будет определиться с жанром и особенностями. В групповой работе самое главное правило напомните какое? (уважение другого). Дать возможность каждому высказать свое мнение, работать активно, не ссориться и не грубить друг другу – это очень важно.
Учитель: Теперь, когда все готово, можно начать путешествие-исследование. Но прежде, чем вы сорвете первый колокольчик, Мудрая Сова предлагает взглянуть на экран. Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века К.С. Петрова –Водкина «Полдень».
- Рассмотрите внимательно, какие события жизни человека изобразил художник?
(работа, отдых, личные отношения, воспитание детей, похороны)
- Мы видим здесь разные ситуации, и радостные, и печальные, и обыденные. И все это – жизнь человека. Имеет ли какое-то отношение музыка к этим ситуациям? Какая музыка здесь звучит?
(мягкая, плавная, нежная и ласковая, скорбная и печальная, бодрая и энергичная)
- Отсюда мы понимаем, что музыка сопровождает нас в различных жизненных ситуациях, и в каждой ситуации она своя. Я думаю, что вы уже готовы к тому, чтобы сорвать колокольчик и начать исследование.
(Дети срывают первый колокольчик)
Звучит лирическая песня «У зори-то, у зореньки» Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать звучащие жесты к песне и показать их)
- Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.
- А теперь давайте напоем эту песню сами, чтобы ощутить особенности ее характера и интонаций.
(интонирование с голоса)
С каким событием из жизни человека связана эта песня? (переживание одиночества, расставание, тоска по любимому человеку)
- В чем особенность этой песни? ( развитая мелодия, плавная, протяжная, распевная, минорная, грустная)
- Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы выразить чувства, облегчить душу)
- К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (лирическая) ( на доску – данное понятие «Лирическая»
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Какой колокольчик сорвем в этот раз? (Дети срывают второй колокольчик. (Звучит песня «Ой, баю, баю, баю...»
Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать музыкальные движения к песне и показать их)
- Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.
- А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность интонаций этой песни? (они повторяются, покачивающиеся)
(интонирование с голоса)
- С каким событием из жизни человека связана эта песня? (воспитание детей, укачивание малыша)
- В чем особенность этой песни? (нежная, спокойная, минорная, укачивающая, повторы интонаций, всего три звука –короткий мотив)
- Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы успокоить, укачать, выразить любовь и нежность))
- К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (колыбельная) – На доску – название жанра, сл.3.
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик.
(Дети срывают третий колокольчик. Звучит русская народная песня «Светит месяц. Во время слушания дети подбирают танцевальные движения к песне и показывают их).
- Какой характер у этой песни? Это строгая песня или?…веселая, танцевальная).
- В чем особенность этой песни? (Она ритмичная,плясовая, хочется танцевать, кружиться, энергичная, мажорная).
- С каким событием из жизни человека связана эта песня? (служба в армии, солдатская жизнь)
- К какому жанру относится эта песня, как вы думаете? (плясовая).
- Какие инструмент будут сопровождать эту песню?(русские народные и шумовые инструменты).
- У вас есть уже инструменты на столе, не хватает дирижера, чтобы вами руководил. Есть желающий?(выходит ученик и будет показывать, когда будет вступать та или иная группа инструментов. Часть класса будет петь ).
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик.
(Дети срывают третий колокольчик. Звучит песня «Милый мой хоровод» Во время слушания учитель побуждает обучающихся подобрать музыкальные движения к песне и показать их)
- Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием.
- А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность этой песни? (интонации повторяются, создавая ощущения круга, спокойный шаг)
- С каким событием из жизни человека связана эта песня? (отдых после работы, праздник)
- В чем особенность этой песни? (Она танцевальная, спокойная, плавная, кружевная, минорная, хороводная)
- Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы танцевать, отдыхать, общаться)
- К какому жанру отнесем эту песню? (хороводная) – на доску название жанра, сл.5.
4.
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: сформировать представление о жизни, как источнике музыки. Осознать значение музыки в жизни человека.
Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для того, чтобы у обучающихся сформировать представление о жизни, как источнике музыки, помочь осознать значение музыки в жизни человека.
Задача: составление схемы взаимовлияния музыки и жизни
Методы: наглядный, дискуссия.
Итог урока
Рефлексия
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать свои ожидания, опыт, умения, знания, полученные на уроке, увидеть свое продвижение вперед.
Цель, которую хочет достичь учитель: побудить обучающихся к осознанию своих ожиданий, знаний, умений, опыта, полученного на уроке, увидеть свое продвижение вперед в изучении предмета музыки.
Метод: «Дерево ожиданий» МАО Учитель: Итак, у нас
целый букет волшебных колокольчиков! Вы познакомились и проанализировали несколько русских народных песен. Так откуда же берут они свои образы и темы? (из жизни)
- Конечно, Сама жизнь дает для песни образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета –
То и отразится в песне у поэта.
- Жизнь –источник образов музыки (Обратить внимание на слова на экране: ЖИЗНЬ - МУЗЫКА) – сл.6.
- А музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? Как? (утешают, успокаивают, выражают чувства, веселят, помогают в труде, разделяют радость и печаль, вдохновляют и придают сил)
- В свою очередь музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. (обратить внимание на слова на экране : ЖИЗНЬ-МУЗЫКА-ЖИЗНЬ) – сл.7.
- Благодаря исследовательской работе, которую вы сегодня провели, путешествуя по Музыкальной поляне и срывая волшебные колокольчики, вы обрели очень важное знание:
Жизнь является источником для русской песни, а песня помогает людям жить. (показать на схему на экране) – сл.7.
Мудрая Сова очень рада, что теперь и вы обладаете этой мудростью, а я желаю вам, чтобы с вами по жизни шла музыка, которая помогает жить, любить и радоваться жизни!
- Ребята, мы достигли цели урока, ответили на главные вопросы, которые ставили в начале исследования? (да)
- Вам понравилось исследовать? (Да)
- Обо всех ли жизненных ситуациях мы сегодня поговорили? (Нет)
- Мы обязательно продолжим эту работу на следующих уроках.
- Сегодня каждый работал в полную силу, был предельно активным и внимательным, я с удовольствием поставлю всем отличные оценки.
- А как обстоит дело с вашими ожиданиями?
Я с нетерпением жду этого момента, получится ли нам «оживить» дерево? Чьи ожидания сбылись – приклейте листочек на дерево. (дети приклеивают листочки на дерево и «одевают» его в осенний наряд)
- Прекрасно! Наше дерево оделось в настоящий осенний наряд! А это значит, что сегодняшний урок прожит не напрасно!
5.
Задание на дом
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать жизненные события и ситуации, в которых звучит музыка. Подобрать соответствующие средства музыкальной выразительности.
Цель, которую хочет достичь учитель: развивать познавательный интерес через поисковую деятельность, закрепить знание средств музыкальной выразительности. - Какие жизненные ситуации не были сегодня рассмотрены нами, но в них тоже звучит музыка?
Подберите дома репродукции с картин или картинки с такими ситуациями. Предположите, какая музыка может звучать в них. Можно оформить творческую работу на альбомных листах. Оценивается качество выполнения работы и правильность подбора средств музыкальной выразительности.
Всего вам доброго! До свидания!
(под хороводную песню «Милый мой, хоровод», дети покидают класс)