СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная сказка как средство формирования нравственных качеств младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная сказка выступает как одно из средств нравственных качеств младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Народная сказка как средство формирования нравственных качеств младшего школьника"»

Народная сказка как средство формирования нравственных качеств младшего школьника"

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

ФГОС второго поколения нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы» .

Литературное чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественную литературу, которая несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Большим духовно-нравственным потенциалом обладают народные сказки. Сказка  открывается для детей не только как культурологический феномен, но и как форма духовного опыта человечества.

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

В процессе работы над народными сказками младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

На современной стадии развития образования не сформировалась система работы с народными сказками на уроках чтения в начальной школе в аспекте формирования нравственных качеств младшего школьника. Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не разработана система  методов и приёмов по  формированию  нравственных качеств младших школьников средствами народной сказки.

На эту проблему обращают внимание многие исследователи, такие как Андрианов М.А., Воюшина М.П. , Гриценко З.А. , Зуеᶦва, Т.В., Кирдан Б.П. , Карабанова, А.О. ,  М.И.Оморокова, Пропп, В.Я., Филиппова, Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. и др..

В работах исследователи, обращаясь к вопросу об изучении художественных произведений в начальной школе, зачастую не выделяют изучение народных сказок как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику. Ими рассматриваются лишь анализ художественного произведения на уроках чтения в начальной школе, описываются новые способы формирования навыка выразительного чтения, но они не представляют собой полноценную систему работы с народными сказками по формирования нравственных качеств младших школьников.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.

Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки. Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам.

Русские народные сказки утверждают человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты. Из русских народных сказок младший школьник узнает, что счастье не мыслиться без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Русская народная сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам.

Идея русских народных сказок тесно связана с основной целью образования, что говорит о том, что материал русских народных сказок способствует раскрытию духовно-нравственного потенциала. Мысль о привязанности человека к родному краю передается сказочником с заметным волнением. Какие бы удачи и счастье не сулила бы жизнь в далеких краях, люди в сказках, как и в жизни, не мыслят своего существования без родины.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности [1].

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, трудолюбие, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки) [2].

В народной сказке существует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателей. Например, сказки «перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Народные сказки можно подразделить на следующие виды.

Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои, волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчивается победой добра над злом: гибнет Кащей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доброту и трудолюбие богатством и знатностью.

Бытовые сказки – это повествование о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека, его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трусливыми, находчивыми и предприимчивыми.

Сказки о животных – это, в основном, повествование сатирическое или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса – хитра, заяц – труслив, медведь – простофиля, а еж - сообразителен. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о людских недостатках и достоинствах, социальных проблемах и конфликтах

Но несомненно одно – все народные сказки приводят к формированию всесторонней, гармонично развитой личности с твёрдыми жизненными установками  и понятиями о добре и зле, красоте и безобразии, хорошем и плохом и пр.

В первом классе учащиеся знакомятся со сказками на уроках грамоты и литературного слушания, получая первое представление о сказке как жанре произведений устного народного творчества. С понятием «сказка» учащиеся знакомятся во 2 классе, изучая сказки русского народа («У страха глаза велики», «Снегурочка», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей» и другие), сказки народов России (ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь», чукотская сказка «Хвост»), сказки народов мира (украинская сказка «Колосок», английская сказка «Как Джек ходил счастья искать», норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»). Постепенно у детей формируются понятия о народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и раз­личия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных сказок.

В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, особенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах.

В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения, повышения уровня начитанности. Четвероклассники повторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок. Такое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные читательские умения.


В современном обществе наряду с основными общеучебными целями и задачами, становятся задачи духовно-нравственного воспитания. Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс становления личности. Задача современного учителя не только дать школьнику новые знания, но и обучить его самостоятельному формированию духовно-нравственных представлений, путем избирательности при выборе источника духовно-нравственных ценностей.

Человек не рождается личностью, а становиться ею в процессе развития, поэтому этот сложный путь следует проходить, ориентируясь на опыт народа. Согласно концепции духовно-нравственного воспитания, которая является методологической основой реализации ФГОС: « общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям».

Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и недостатки духовно-нравственного воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Литературные произведения народов мира являются основой нравственного воспитания детей. Наиболее ярко представления о доброте, духовном благополучии, благородстве отражены в сказках.

Сказки утверждают красоту добрых поступков, человеколюбие, сочувствие страждущим и как высшую ценность в человеке показывают проявление душевности.