СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные музыкальные инструменты Дагестана

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится для закрепления и обощения знаний о творчестве Дагестанского народа.Знакомство синтсрументами , вокально- инструментальной музыкой народов.

Просмотр содержимого документа
«Народные музыкальные инструменты Дагестана»

Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Народные музыкальные инструменты Дагестана»

Коррекционно- обучающая цель:

-дать ,закрепить и обобщить знания учащихся о народных музыкальных инструментах Дагестана;

-разучить песню «Возвращение» Р.Фаталиева ;

-уметь различать звучание музыкальных инструментов.

Коррекционно- развивающая цель:

-развитие творческого воображения и умения слушать музыкальное произведение;

-развивать ритмический слух (динамические оттенки f и p,mf и mp) ;

-образно-цветовое восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор детей;

-развитие вокально -хоровых навыков и навыков игры на музыкальных инструментах;

Коррекционно-воспитательная цель:

-воспитать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край;

-воспитание многообразной палитры чувств ребенка, посредством музыки, привитие любви к жизни и всему, что нас окружает, через музыкальное произведение;

Музыкальный репертуар:, Р.Фаталиев «Возвращение», М. Кажлаев «Ашугская» (сб. «Детский альбом для фортепиано для оркестровки),народные мелодии на кумузе , пандуре, зурне,кеманче таре и т.д.

Оборудование: синтезатор, компьютер ,проэктор, телевизор флэш - носитель, наглядности (иллюстрации с изображением национальной одежды, музыкальных инструментов народов Дагестана, эпизодов из танца Лезгинка), портреты дагестанских композиторов.





Ход урока:

1.Организация урока: Вход в класс под фонограмму игры на дудуке .

2.Музыкальная разминка (музыкальное приветствие ):

Учитель: « Прозвенел звонок – начался урок. Здравствуйте, ученики!»

Дети: « Здравствуйте, учитель!».

Пока дети садятся, учитель читает стих Имама Асланова:

Я вас люблю родные горы,

Что гордо встали к небесам.

Необозримые просторы,

Вы открываете глазам.

Милы ущелья и тропинки,

Родного края моего.

До самой крохотной тропинки,

Я всей душой люблю его.

Мне суждено в горах родиться,

Но он мне дорог, тем сильней,

Что сам является частицей,

Великой родины моей.


3.Постановка цели и задач урока:

Учитель: Ребята вы заметили, что сегодня необычный урок, обратите внимание, сколько всего интересного окружает нас, да и когда вы входили класс – звучала мелодия, исполненная на народном инструменте.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ:…

Совершенно верно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о народной музыке и народных инструментах.

У читель: Дагестан – Жемчужина России – так называют наш Дагестан. Дагестан – страна гор, страна языков. Столица Дагестана – Махачкала. Республика Дагестан - самая южная республика России. Здесь проживают более 30 народностей. Население Дагестана уникальное.

Каждый народ сохранил давние традиции, фольклор, народные промыслы. У каждого народа своя национальная одежда (показывает наглядность)


































































































- Многие из вас родились здесь. Поднимите руки, кто из вас родился в Дагестане?

-А какие народы проживающие в Дагестане Вы знаете?

Дети: (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, табасаранцы, лакцы и др.)

Учитель: Ребята, на стенде вы видите фотографии населения Дагестана.

4.Актуализация знаний учащихся.

- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание оркестра народных инструментов, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте вспомним….

- На какие группы можно разделить музыкальные инструменты ?

Ответ: струнные, духовые ударные.

- Скажите пожалуйста, с какими русскими народными инструментами вы знакомы?

Ответ:

5. Знакомство с музыкальными инструментами народов Дагестана.

Учитель: Мы с вами живем в окружении богатой и красивой природы, среди многочисленных народов, у каждого из которых свои национальные традиции, своя музыкальная культура, а также свои народные песни и музыкальные инструменты.

- Сейчас я хочу вас познакомить с музыкальными инструментами народов Дагестана. Конечно то, что мы рассмотрим на уроке, далеко не полный список музыкальных инструментов народов Дагестана.

ИТАК, знакомьтесь:





















Стунная группа музыкальных итнструментов:

Агач-кумуз - дагестанский трёхструнный щипковый инструмент. Имеет узкий деревянный долблёный совкообразный корпус с трезубцем внизу и плоской деревянной декой, небольшую шейку с 5-7 врезанными ладами и слегка отогнутую головку. Общая дл. А.-к. 900-1000 мм. Струны металлические, жильные или шёлковые. Настройка различная, звукоряд диатонический в объёме децимы или ундецимы. Звук извлекается быстрым движением пальцев по всем струнам. А.-к. используется гл. обр. для аккомпанемента пению; широко распространён у кумыков, даргинцев горного и ср. Дагестана, а также у аварцев.

Слушание записи Агач кумуз нар.песни.

Учитель Тамур (пандур)дагестанский струнный щипковый музыкальный:инструмент. У одних дагестанских народов называется «динда» и «чанг». У лезгин, аварцев, кумыков – «пандур». Наибольшее распространёние тамур получил в горных районах. Тамур обладает предельно низкими музыкальными характеристиками, непривычным для представителей европейской музыкальной культуры. По мнению ряда специалистов, сольная культура исполнения на старинном дагестанском инструменте близка к песнопению в форме плача. В отличие от смычкового инструмента чагчана, чагура, горной свирели лалу, духовой зурны, бубна и барабана исполнитель на тамуре музыкальный сеанс проводит для немногочисленной аудитории. Как правило, это разновозрастные члены одной семьи или соседи.

Слушание записи Тамур (пандур)

Учитель: Чунгур- струнный щипковый музыкальный инструмент. Аналогичный инструмент у народов Азербайджана называется «тар и саз», но делается в основном из орехового дерева.

-А сейчас мы с вами послушаем как звучат музыкальные инструменты кумуз и пандур.

Слушание записи Чунгур-



Тар — струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый в Азербайджане, Дагестане, Иране, странах Ближнего Востока, Турции. Слово «тар» в переводе с персидского языка означает «струна», «нить». Тар выдалбливается из дерева в форме, напоминающей гитару. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса.. Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный). Кеманча-народный струнный смычковыймузыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому европейскому ребеку, французскому пошету, болгарской гадулке. Кеманча ,инструмент распространённый на Кавказе и в странах Ближнего и Среднего Востока.Корпус кеманчи круглый, из дерева, иногда из кокосового ореха. Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. «Кеманча» в переводе с персидскогоозначает «небольшой смычковый инструмент». Деревянная шейка прямой и округлой формы с крупнымиколками. 

Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Существуют 2х-струнные (в Курдистане), 3хструнные (в Турции) и 4хструнные (в Иране, Армении и Азербайджане) инструменты, вплоть до шестиструнных.  , Все музыкальные инструменты способны изображать.

Учитель: В число используемых народами Дагестана музыкальных инструментов входят Духовые интсрументы это:

Зурна́— язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников, тембр яркий и пронзительный. Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи́ (слово не склоняется).

Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм. А сейчас, давайте послушаем как звучит зурна…

Слушание (зурна -в записи).

Балабан- язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. Является народным инструментом у азербайджанцев, узбеков и некоторых народов Северного Кавказа. В Азербайджане балабан также называют дюдюк. Близок по конструкции и звучанию с балабаном инструмент дудук, в Грузии - дудуки.



Учитель: Ребята, также используют и ударные инструменты такие как бубен, диплипито, барабан.

БУБЕН – самый древний инструмент. Он сделан из натурального дерева и кожи оленя. Его использовали во время национальных обрядов и песнопений.

Диплипито-нагора груз. ударный муз. инструмент; род керамич. литавр: 2 глиняных горшка с натянутыми нагорловину кожаными мембранами. Высота каждого горшка 230-250 мм, диаметр одного горшка примерно 90мм, другого - 170 мм. Встречаются также Д., состоящие из 3 горшков (третий - наименьший). Иногда к Д. подвешивают колоколец. Для усиления звука инструмента горшки подогревают, отчего кожа натягивается извук становится более звонким. По мембранам ударяют 2 деревянными палочками. Д. входит в ансамбльсазандари, а также в разл. инстр. и вок.-инстр. коллективы.

Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон, распространён у большинства народов.

Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. Слово «барабан» имеет, вероятно, тюркские корни.

Учитель: Итак, ребята давайте повторим названия дагестанских инструментов, с которыми мы познакомились на уроке.

Ответ: ….

Учитель:

Хотите знать откуда появилась народная песня?

Она в груди народа рождена,

Никто не знает, где ее начало.

В груди широкой плавилась она,

Она в крови горячей клокотала.

Она пришла из горной высоты,

Из дагестанских саклей и селений.

И прежде, чем ее услышал ты,

Ее слыхали сотни тысяч поколений.

Р.Гамзатов «Мой Дагестан»


Преобладающая форма вокальногоисполнительства, сольное пение с 

инструментальным сопровождением.Впесенном фольклоре повсеместно бытуют сходные обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно- лирические жанры и т.п. 

Своеобразной формой народного музыкального профессионализма до Октябрьской  революции 1917, было искусство

народных певцов- музыкантов (у лезгин - ашуг, у лакцев - ашук, у даргинцев - далайла-уста, у кумыков - йырчи, у аварцев - кочохан, шаир и др.)

- Кто такие ашуги?

Ответ: народные певцы

Учитель: Очень часто профессиональные композиторы за основу своих произведений берут народные мотивы. -Сейчас Вашему вниманию я хочу представить маленькое фортепианное произведение, из детского альбома для фортепиано, написанное М. Кажлаевым. А называется оно «Ашугская».

Слушание(исполняется учителем на фортепиано).

Предлагаю и вам выступить в качестве музыкантов и вместе со мной исполнить это произведение.

5.Инструментальное музицирование.(детям предлагаются инструменты , которыми они будут воспроизводить ударную и слабые доли в тактах).

6.Вокальная работа:

Учитель: -Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки музыкальных инструментов народов Дагестана. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Предлагаю вашему вниманию новую песню, которая называется «Возвращение» композитора Рамазана Фаталиева. (первичное слушание и разучивание)

7.Рефлексия:

Учитель:-Встречи с музыкальными инструментами Дагестана у нас будут продолжаться. А это значит, что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому… народный оркестр.

-Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

-Кто доволен своей работой? Почему?
-Как звучала тема нашего урока?

-Сейчас мы с вами решим небольшой тест. Ваша задача-выбрать правильный вариант ответа и записать его буквой.

Тестирование учащихся.


1.Какая группа музыкальных инструментов входят в оркестр.

А) Деревянная духовая

Б) ударная

В) струнная

Г) все три

2. Какой инструмент не входит не в одну группу:

А) пандур

Б) гармошка

В) зурна


  1. Как называют народного певца, который сам сочиняет и исполняет под собственный аккомпанемент музыкальное произведение.

А) композитор

Б) слушатель

В) ашуг

4.Как называют человека, который руководит оркестром.

А) дирижер

Б) музыкант

В) директор

- А теперь поменяйтесь тестами, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки.

ВСЕ ответы правильные – 5,Одна ошибка – 4;

Две ошибки – 3, три ошибки – 2.

- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! Эти ребята были очень внимательны на уроке, отлично справились с заданием и поэтому получают «5».(анализ работ)



8 . Домашнее задание: Нарисовать понравившийся на сегодняшнем уроке музыкальный инструмент у себя в тетради



9. Итог урока:

– Сегодня мы с вами узнали много нового о народных музыкальных инструментах Дагестана . Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Я хочу подарить вам в память о сегодняшнем уроке буклеты «братство музыкальных инструментов», приклейте их в тетрадь.

И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»