Урок музыки в 4 классе
Тема урока: «Народные музыкальные инструменты Дагестана»
Коррекционно- обучающая цель:
-дать ,закрепить и обобщить знания учащихся о народных музыкальных инструментах Дагестана;
-разучить песню «Возвращение» Р.Фаталиева ;
-уметь различать звучание музыкальных инструментов.
Коррекционно- развивающая цель:
-развитие творческого воображения и умения слушать музыкальное произведение;
-развивать ритмический слух (динамические оттенки f и p,mf и mp) ;
-образно-цветовое восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор детей;
-развитие вокально -хоровых навыков и навыков игры на музыкальных инструментах;
Коррекционно-воспитательная цель:
-воспитать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край;
-воспитание многообразной палитры чувств ребенка, посредством музыки, привитие любви к жизни и всему, что нас окружает, через музыкальное произведение;
Музыкальный репертуар:, Р.Фаталиев «Возвращение», М. Кажлаев «Ашугская» (сб. «Детский альбом для фортепиано для оркестровки),народные мелодии на кумузе , пандуре, зурне,кеманче таре и т.д.
Оборудование: синтезатор, компьютер ,проэктор, телевизор флэш - носитель, наглядности (иллюстрации с изображением национальной одежды, музыкальных инструментов народов Дагестана, эпизодов из танца Лезгинка), портреты дагестанских композиторов.
Ход урока:
1.Организация урока: Вход в класс под фонограмму игры на дудуке .
2.Музыкальная разминка (музыкальное приветствие ):
Учитель: « Прозвенел звонок – начался урок. Здравствуйте, ученики!»
Дети: « Здравствуйте, учитель!».
Пока дети садятся, учитель читает стих Имама Асланова:
Я вас люблю родные горы,
Что гордо встали к небесам.
Необозримые просторы,
Вы открываете глазам.
Милы ущелья и тропинки,
Родного края моего.
До самой крохотной тропинки,
Я всей душой люблю его.
Мне суждено в горах родиться,
Но он мне дорог, тем сильней,
Что сам является частицей,
Великой родины моей.
3.Постановка цели и задач урока:
Учитель: Ребята вы заметили, что сегодня необычный урок, обратите внимание, сколько всего интересного окружает нас, да и когда вы входили класс – звучала мелодия, исполненная на народном инструменте.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ:…
Совершенно верно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о народной музыке и народных инструментах.
У
читель: Дагестан – Жемчужина России – так называют наш Дагестан. Дагестан – страна гор, страна языков. Столица Дагестана – Махачкала. Республика Дагестан - самая южная республика России. Здесь проживают более 30 народностей. Население Дагестана уникальное.
Каждый народ сохранил давние традиции, фольклор, народные промыслы. У каждого народа своя национальная одежда (показывает наглядность)
- Многие из вас родились здесь. Поднимите руки, кто из вас родился в Дагестане?
-А какие народы проживающие в Дагестане Вы знаете?
Дети: (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, табасаранцы, лакцы и др.)
Учитель: Ребята, на стенде вы видите фотографии населения Дагестана.
4.Актуализация знаний учащихся.
- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание оркестра народных инструментов, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте вспомним….
- На какие группы можно разделить музыкальные инструменты ?
Ответ: струнные, духовые ударные.
- Скажите пожалуйста, с какими русскими народными инструментами вы знакомы?
Ответ:
5. Знакомство с музыкальными инструментами народов Дагестана.
Учитель: Мы с вами живем в окружении богатой и красивой природы, среди многочисленных народов, у каждого из которых свои национальные традиции, своя музыкальная культура, а также свои народные песни и музыкальные инструменты.
- Сейчас я хочу вас познакомить с музыкальными инструментами народов Дагестана. Конечно то, что мы рассмотрим на уроке, далеко не полный список музыкальных инструментов народов Дагестана.
ИТАК, знакомьтесь:
Стунная группа музыкальных итнструментов:
Агач-кумуз - дагестанский трёхструнный щипковый инструмент. Имеет узкий деревянный долблёный совкообразный корпус с трезубцем внизу и плоской деревянной декой, небольшую шейку с 5-7 врезанными ладами и слегка отогнутую головку. Общая дл. А.-к. 900-1000 мм. Струны металлические, жильные или шёлковые. Настройка различная, звукоряд диатонический в объёме децимы или ундецимы. Звук извлекается быстрым движением пальцев по всем струнам. А.-к. используется гл. обр. для аккомпанемента пению; широко распространён у кумыков, даргинцев горного и ср. Дагестана, а также у аварцев.
Слушание записи Агач кумуз нар.песни.
Учитель Тамур (пандур) — дагестанский струнный щипковый музыкальный:инструмент. У одних дагестанских народов называется «динда» и «чанг». У лезгин, аварцев, кумыков – «пандур». Наибольшее распространёние тамур получил в горных районах. Тамур обладает предельно низкими музыкальными характеристиками, непривычным для представителей европейской музыкальной культуры. По мнению ряда специалистов, сольная культура исполнения на старинном дагестанском инструменте близка к песнопению в форме плача. В отличие от смычкового инструмента чагчана, чагура, горной свирели лалу, духовой зурны, бубна и барабана исполнитель на тамуре музыкальный сеанс проводит для немногочисленной аудитории. Как правило, это разновозрастные члены одной семьи или соседи.
Слушание записи Тамур (пандур)
Учитель: Чунгур- струнный щипковый музыкальный инструмент. Аналогичный инструмент у народов Азербайджана называется «тар и саз», но делается в основном из орехового дерева.
-А сейчас мы с вами послушаем как звучат музыкальные инструменты кумуз и пандур.
Слушание записи Чунгур-
Тар — струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый в Азербайджане, Дагестане, Иране, странах Ближнего Востока, Турции. Слово «тар» в переводе с персидского языка означает «струна», «нить». Тар выдалбливается из дерева в форме, напоминающей гитару. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса.. Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный). Кеманча-народный струнный смычковыймузыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому европейскому ребеку, французскому пошету, болгарской гадулке. Кеманча ,инструмент распространённый на Кавказе и в странах Ближнего и Среднего Востока.Корпус кеманчи круглый, из дерева, иногда из кокосового ореха. Считается, что именно этот инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. «Кеманча» в переводе с персидскогоозначает «небольшой смычковый инструмент». Деревянная шейка прямой и округлой формы с крупнымиколками.
Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Существуют 2х-струнные (в Курдистане), 3хструнные (в Турции) и 4хструнные (в Иране, Армении и Азербайджане) инструменты, вплоть до шестиструнных. , Все музыкальные инструменты способны изображать.
Учитель: В число используемых народами Дагестана музыкальных инструментов входят Духовые интсрументы это:
Зурна́— язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.
Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников, тембр яркий и пронзительный. Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи́ (слово не склоняется).
Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм. А сейчас, давайте послушаем как звучит зурна…
Слушание (зурна -в записи).
Балабан- язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. Является народным инструментом у азербайджанцев, узбеков и некоторых народов Северного Кавказа. В Азербайджане балабан также называют дюдюк. Близок по конструкции и звучанию с балабаном инструмент дудук, в Грузии - дудуки.
Учитель: Ребята, также используют и ударные инструменты такие как бубен, диплипито, барабан.
БУБЕН – самый древний инструмент. Он сделан из натурального дерева и кожи оленя. Его использовали во время национальных обрядов и песнопений.
Диплипито-нагора груз. ударный муз. инструмент; род керамич. литавр: 2 глиняных горшка с натянутыми нагорловину кожаными мембранами. Высота каждого горшка 230-250 мм, диаметр одного горшка примерно 90мм, другого - 170 мм. Встречаются также Д., состоящие из 3 горшков (третий - наименьший). Иногда к Д. подвешивают колоколец. Для усиления звука инструмента горшки подогревают, отчего кожа натягивается извук становится более звонким. По мембранам ударяют 2 деревянными палочками. Д. входит в ансамбльсазандари, а также в разл. инстр. и вок.-инстр. коллективы.
Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон, распространён у большинства народов.
Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны (сейчас используются пластиковые мембраны). Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. Слово «барабан» имеет, вероятно, тюркские корни.
Учитель: Итак, ребята давайте повторим названия дагестанских инструментов, с которыми мы познакомились на уроке.
Ответ: ….
Учитель:
Хотите знать откуда появилась народная песня?
Она в груди народа рождена,
Никто не знает, где ее начало.
В груди широкой плавилась она,
Она в крови горячей клокотала.
Она пришла из горной высоты,
Из дагестанских саклей и селений.
И прежде, чем ее услышал ты,
Ее слыхали сотни тысяч поколений.
Р.Гамзатов «Мой Дагестан»
Преобладающая форма вокальногоисполнительства, сольное пение с
инструментальным сопровождением.Впесенном фольклоре повсеместно бытуют сходные обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно- лирические жанры и т.п.
Своеобразной формой народного музыкального профессионализма до Октябрьской революции 1917, было искусство
народных певцов- музыкантов (у лезгин - ашуг, у лакцев - ашук, у даргинцев - далайла-уста, у кумыков - йырчи, у аварцев - кочохан, шаир и др.)
- Кто такие ашуги?
Ответ: народные певцы
Учитель: Очень часто профессиональные композиторы за основу своих произведений берут народные мотивы. -Сейчас Вашему вниманию я хочу представить маленькое фортепианное произведение, из детского альбома для фортепиано, написанное М. Кажлаевым. А называется оно «Ашугская».
Слушание(исполняется учителем на фортепиано).
Предлагаю и вам выступить в качестве музыкантов и вместе со мной исполнить это произведение.
5.Инструментальное музицирование.(детям предлагаются инструменты , которыми они будут воспроизводить ударную и слабые доли в тактах).
6.Вокальная работа:
Учитель: -Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки музыкальных инструментов народов Дагестана. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Предлагаю вашему вниманию новую песню, которая называется «Возвращение» композитора Рамазана Фаталиева. (первичное слушание и разучивание)
7.Рефлексия:
Учитель:-Встречи с музыкальными инструментами Дагестана у нас будут продолжаться. А это значит, что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому… народный оркестр.
-Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?
-Кто доволен своей работой? Почему?
-Как звучала тема нашего урока?
-Сейчас мы с вами решим небольшой тест. Ваша задача-выбрать правильный вариант ответа и записать его буквой.
Тестирование учащихся.
1.Какая группа музыкальных инструментов входят в оркестр.
А) Деревянная духовая
Б) ударная
В) струнная
Г) все три
2. Какой инструмент не входит не в одну группу:
А) пандур
Б) гармошка
В) зурна
Как называют народного певца, который сам сочиняет и исполняет под собственный аккомпанемент музыкальное произведение.
А) композитор
Б) слушатель
В) ашуг
4.Как называют человека, который руководит оркестром.
А) дирижер
Б) музыкант
В) директор
- А теперь поменяйтесь тестами, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки.
ВСЕ ответы правильные – 5,Одна ошибка – 4;
Две ошибки – 3, три ошибки – 2.
- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! Эти ребята были очень внимательны на уроке, отлично справились с заданием и поэтому получают «5».(анализ работ)
8 . Домашнее задание: Нарисовать понравившийся на сегодняшнем уроке музыкальный инструмент у себя в тетради
9. Итог урока:
– Сегодня мы с вами узнали много нового о народных музыкальных инструментах Дагестана . Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Я хочу подарить вам в память о сегодняшнем уроке буклеты «братство музыкальных инструментов», приклейте их в тетрадь.
И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»