СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные праздничные обряды

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для успешной работы в формате  off-line, лёгкой активной обратной связи с ребенком, независимости от ресурсов электронного дневника (ГИС СОЛО). Подразумевает тестовое задание и\или творческое (рисунок). ...

Просмотр содержимого документа
«Народные праздничные обряды»

VIII урок изобразительного искусства  (9 – 15 ноября 2020 г.)   Народные  праздничные обряды Подготовила Мамедова Надежда Александровна

VIII урок изобразительного искусства (9 – 15 ноября 2020 г.)

Народные праздничные обряды

Подготовила

Мамедова

Надежда

Александровна

 Порядок жизни крестьянина-земледельца определялся сменой времен года, а также сменой земледельческих работ в годовом круге жизни: в определенное время пахали, сеяли, косили, жали. Особое место отводилось праздникам.  Живя среди природы, люди были участниками природных событий, связанных с приходом весны и пробуждением зимы, созреванием хлебов, сбором урожая.  Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и как бы переносились в мир радости и мечты.  Каждый праздник отмечался особым образом.

Порядок жизни крестьянина-земледельца определялся сменой времен года, а также сменой земледельческих работ в годовом круге жизни: в определенное время пахали, сеяли, косили, жали. Особое место отводилось праздникам.

Живя среди природы, люди были участниками природных событий, связанных с приходом весны и пробуждением зимы, созреванием хлебов, сбором урожая.

Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и как бы переносились в мир радости и мечты.

Каждый праздник отмечался особым образом.

 Начало Нового года, когда солнце поворачивает с зимы на лето, вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему. Этому должны были помочь святочные обряды , которые сопровождали зимние Святки и Новый год. Они включали в себя магические действия с хлебом и зерном, соломой ( смысл которых - пожелание достатка в семье), а также колядование, ряжение, гадания . Люди наряжались в коз, медведей и ходили к соседям, совершая весёлые обряды.

Начало Нового года, когда солнце поворачивает с зимы на лето, вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему. Этому должны были помочь святочные обряды , которые сопровождали зимние Святки и Новый год. Они включали в себя магические действия с хлебом и зерном, соломой ( смысл которых - пожелание достатка в семье), а также колядование, ряжение, гадания . Люди наряжались в коз, медведей и ходили к соседям, совершая весёлые обряды.

 Масленичные обряды  - это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождения в гости, проводы Масленицы. Каждый день Масленицы имеет свое название и за каждым закреплялись определённые действия.  На масленицу пекли блины , которые являлись символом солнца . Ребята сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок , символизирующий владения зимы , катались с гор - кто дальше прокатиться у того родится лён длиннее.  Из снопа соломы мастерили куклу (символ зимы ), которую наряжали в девичий сарафан, кокошник, опоясывали кушаком и возили на санях по улице. Масленицу сопровождала ряженая (переодетая) молодежь.  В воскресенье устраивали проводы Масленицы - вывозили чучело в поле и сжигали его, а головни от костра разбрасывали по озими (полю занятому озимыми культурами). От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак , старались избавиться, чтобы не вредила оживающий природе.

Масленичные обряды - это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождения в гости, проводы Масленицы. Каждый день Масленицы имеет свое название и за каждым закреплялись определённые действия.

На масленицу пекли блины , которые являлись символом солнца . Ребята сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок , символизирующий владения зимы , катались с гор - кто дальше прокатиться у того родится лён длиннее.

Из снопа соломы мастерили куклу (символ зимы ), которую наряжали в девичий сарафан, кокошник, опоясывали кушаком и возили на санях по улице. Масленицу сопровождала ряженая (переодетая) молодежь.

В воскресенье устраивали проводы Масленицы - вывозили чучело в поле и сжигали его, а головни от костра разбрасывали по озими (полю занятому озимыми культурами). От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак , старались избавиться, чтобы не вредила оживающий природе.

«Масленица», 1903 г. Борис Кустодиев.

«Масленица», 1903 г. Борис Кустодиев.

«Масленица», 1916 г. Борис Кустодиев.

«Масленица», 1916 г. Борис Кустодиев.

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев ( 1878 - 1927) – русский живописец. Из за воспаления спинного мозга был прикован к постели, рисовал лежа. Именно в это время он создаёт свои лучшие работы, пышащие силой, энергией, жизнелюбием.  Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г.

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев ( 1878 - 1927) – русский живописец. Из за воспаления спинного мозга был прикован к постели, рисовал лежа. Именно в это время он создаёт свои лучшие работы, пышащие силой, энергией, жизнелюбием.

Б. Кустодиев

«Купчиха за чаем», 1918 г.

 7 недель спустя после Пасхи праздновали зелёные Святки -  это время бурного роста посевов и трав.   Символом весенней растительности была молодая березка . Деревенские девушки шли в рощу или в лес, загадывали о своей судьбе. Они срывали молодую берёзку, приносили в деревню, а затем завивали её ветки, украшали их цветными лентами, лоскутами материи, платками, угощали, потчевали разными кушаньями, водили вокруг неё хороводы с песнями.   Представь, как величавые девушки лебёдушки в шелковых и парчовых сарафанах идут - плывут в хороводе, словно река многоцветная течёт. В старину верили, что Берёзка обладает сверхъестественной силой, которая сосредоточена в верхушках и ветвях дерева, и что таким образом можно привлечь каждому дому благодеяния передать и земле, и женщине силы плодородия.

7 недель спустя после Пасхи праздновали зелёные Святки - это время бурного роста посевов и трав.

Символом весенней растительности была молодая березка . Деревенские девушки шли в рощу или в лес, загадывали о своей судьбе. Они срывали молодую берёзку, приносили в деревню, а затем завивали её ветки, украшали их цветными лентами, лоскутами материи, платками, угощали, потчевали разными кушаньями, водили вокруг неё хороводы с песнями.

Представь, как величавые девушки лебёдушки в шелковых и парчовых сарафанах идут - плывут в хороводе, словно река многоцветная течёт. В старину верили, что Берёзка обладает сверхъестественной силой, которая сосредоточена в верхушках и ветвях дерева, и что таким образом можно привлечь каждому дому благодеяния передать и земле, и женщине силы плодородия.

Пасхальные традиции

Пасхальные традиции

 Заканчивалась жатва, начинались осенние праздники .  Крестьяне готовились к этим праздником в семейном кругу: пекли пироги, созывали родню. Последний яровой сноп - пожинальник, дожитник - наряжали в сарафан и кокошник, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и при вмешивали к семенам, которые сеяли весной, чтобы всходы были колосистее. Есть праздник «Осенние деды», когда поминают усопших в конце октября, есть Овсень. https://youtu.be/o-XGxjmJGWk

Заканчивалась жатва, начинались осенние праздники .

Крестьяне готовились к этим праздником в семейном кругу: пекли пироги, созывали родню. Последний яровой сноп - пожинальник, дожитник - наряжали в сарафан и кокошник, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и при вмешивали к семенам, которые сеяли весной, чтобы всходы были колосистее.

Есть праздник «Осенние деды», когда поминают усопших в конце октября, есть Овсень.

https://youtu.be/o-XGxjmJGWk

Народный праздник - это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, мечте, высоких помыслах. Праздник - это народное творчество в действии. Праздник - это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

Народный праздник - это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, мечте, высоких помыслах. Праздник - это народное творчество в действии. Праздник - это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы.

Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению.

Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

Попробуй угадать, какой праздник празднуют люди на следующих картинках:

Попробуй угадать,

какой праздник празднуют люди

на следующих картинках:

Задание на оценку: выполнить работу «Народный крестьянский праздник»

(сюжетная многофигурная композиция)

1. Сюжет - Масленица , Зелёные святки, Рождество, Осенние крестьянские праздники 2. Техника исполнения - любая (гуашь, пастель, акварель, аппликация, фломастеры, пластилин, гелевые ручки и др. Старайся не рисовать цветными карандашами – при фотографировании яркость пропадает и рисунок становится очень бледным). 3. Размер –примерно А3 или А4 4. Критерии оценивания – интересная композиция и сюжет, цветовое решение, красочность, несколько фигур в народных костюмах, аккуратность. 5. Идеи для создания композиции ты найдёшь в моей презентации. Можешь даже взять за основу работы профессиональных художников из этой презентации. 6. Можно сделать коллективную работу на пару с другом/подругой (например, нарисовать несколько фигур в альбоме, вырезать их и скомпоновать красиво и интересно в единую композицию, дорисовать фон) Если работа будет многофигурной и сложной , качественной и интересной , могу поставить несколько оценок. Не забудь подписать работу и выслать фото в хорошем качестве мне через WhatsApp +79242079312. Сделай очень краткий конспект в альбоме или тетради с темой урока и новыми терминами (высылать не надо, это ваша шпаргалка)

Примеры выполненных работ:

Примеры выполненных работ:

Примеры выполненных работ:

Примеры выполненных работ:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!