СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«народные праздники как элемент народной культуры и их влияние на духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

О значении родной культуры в воспитании подрастающего поколения нельзя сказать лучше, чем это сделал Дмитрий Сергеевич Лихачев, обращаясь к читателям своей книги «Раздумья». Он всем желает жить в сфере добра, и эта сфера в значительной степени должна создаваться самими людьми из добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Просмотр содержимого документа
««народные праздники как элемент народной культуры и их влияние на духовно-нравственное воспитание дошкольников»»

ДОКЛАД

«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»


руководитель РМО, старший воспитатель

ГКДОУ «Детский сад №352 г. о. Донецк» ДНР

Новикова Юлия Александровна


О значении родной культуры в воспитании подрастающего поколения нельзя сказать лучше, чем это сделал Дмитрий Сергеевич Лихачев, обращаясь к читателям своей книги «Раздумья». Он всем желает жить в сфере добра, и эта сфера в значительной степени должна создаваться самими людьми из добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

«Добро выше практической нужды!» - говорит он. Оно тесно связано с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим, так как сфера добра ближе к вечности.

Д. С. Лихачев утверждает, что изучение таких гуманитарных ценностей как изобразительное искусство, музыка – умножает, укрепляет, повышает нравственность и духовно – патриотические чувства отдельного человека и всего общества. Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю и культуру свою, родную и всего человечества.

Для взрослых людей череда многочисленных будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о их значении и традициях празднования. Проведение праздников заменилось просто застольем, и иногда отличия видятся только в том, что на Новый год праздничный стол соседствует с елкой.

У детей по сравнению со взрослыми - другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них праздником, если об этом позаботятся взрослые. Дети еще умеют «праздновать жизнь». Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.

Народные праздники - это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала»

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения.

Предлагаем обратить внимание на потенциал народных праздников как источников для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Во-первых, сама форма праздника всегда привлекательна для детей, создает положительный настрой. Подготовка и проведение праздника — комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, собственно праздник, образование, самообразование и творчество. Подготовка к празднику позволяет создать ожидание радости, и в то же время — включить в процесс массу развивающих, воспитательных и образовательных элементов.

В народные праздники, как правило, заложены идеи торжества добра, блага, награды для тех, кто положительно отличился в течение какого-то периода.

Во-вторых, многие народные праздники сопровождались играми и забавами, что позволяет знакомить дошкольников с традициями и обычаями в игровой форме. Как отмечают Л. С. Щербина и Т. С. Калинина: «В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр. Так как доброжелательный смех партнеров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания».

Редко какой праздник обходился без песен и хороводов, которые, по сути, являются не просто круговыми танцевальными движениями, но и обрядовым действом, связанным с годовым циклом и с сезонными работами. Сакральный смысл закладывался и во многие игры, например игра «А мы просо сеяли». Традиционно в нее играли на Красную горку, на Троицу, но в некоторых регионах и во время Святок. При этом, несмотря на названия, песня имитирует не часть земледельческого цикла, а элемент свадебного обряда, связанный с переходом невесты из одной семьи в другую. Игра интересна тем, что в ней сочетаются и пение, и движение, но при этом они несложны и доступны для повторения детьми. В рамках игры можно познакомиться с агрокультурой российского крестьянства, и с брачно-семейными традициями и обрядами.

В-третьих, народные праздники позволяют не только познакомиться с традициями, но и с традиционной праздничной одеждой разных народов. Как отмечают некоторые авторы, «национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа».

Занятия в рамках подготовки к проведению народных праздников, посвященные национальным костюмам, способны положительно повлиять на формирование художественного вкуса, причем, речь идет не только о «положительных» образцах. Например, в одном из сел Липецкой области, Романове, принято было одеваться очень пестро, ярко, безвкусно, отчего в народе появилось выражение «одета как романушка». Кроме того, знакомство с видами одежды, с названиями декора и узоров развивает лексический запас дошкольников. Также с одеждой связан ряд народных пословиц и поговорок, которые можно и нужно включать в занятия, посвященные народному костюму.

В-четвертых, подготовка к проведению праздника невозможна без включения в этот процесс родителей. Выполнение поделок, подготовка костюмов, разучивание стихов и песен — совместная деятельность педагогов, родителей и детей служит консолидации воспитательных усилий, повышению компетенций педагога и педагогической культуры родителя.

Сам праздник — это обогащение эмоционального опыта не только воспитанников, но и родителей, многие из которых, не исключено, и сами впервые будут знакомиться с какими-то народными традициями, обычаями и играми.

Праздники любят все — и взрослые, и дети. И эту любовь к праздничному веселому досугу можно и нужно использовать в педагогических целях. Не только для знакомства с культурой и историей народа, но и для воспитания тех нравственных качеств, которые испокон века ценились народом и формирование которых во многом закладывалось в те обряды, традиции, обычаи, игры, которые использовались в праздновании тех или иных народных праздников.

Праздник как создание особой социокультурной среды — это возможность непосредственного и эмоционально окрашенного соприкосновения с народной культурой и традициями, формирования чувства сопричастности к наследию прошлого.



Литература:

  1. Беспалова, Н. Н. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста / Н. Н. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 1(8). — С. 90–92.

  2. «Дошколятам о нашем Отечестве». Парциальная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Ж. Н. Тельнова, В. Л. Малашенкова, М. В. Мякишева, Е. В. Намсинк. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2022. — 60 c.

  3. Смирнова, О. И. Народный костюм — хранитель традиций / О. И. Смирнова, О. В. Алмазова, Е. А. Пичугина // Воспитание подрастающего поколения на основе семейных традиций писателя С. Т. Аксакова и социокультурных основ народов России (к 230-летию со дня рождения С. Т. Аксакова): Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 12–27 сентября 2021 года. — Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. — С. 301–308.

  4. Украинец, И. В. Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ / И. В. Украинец, К. В. Утицких, М. С. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100455/ (дата обращения: 24.02.2025).