Народные ярмарки
Раньше на Руси проводились ежегодные народные ярмарки. Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. Народные умельцы привозили множество изделий народного ремесла. Русские ярмарки создавали веселое, приподнятое настроение. На ярмарке всегда было место и время проявить удаль, ловкость, показать головокружительную плясовую. Затевались народные игры и забавы. Наперебой расхваливали продавцы свой товар, зазывая покупателя:
- Ай да кукла, Ай да Маша,
Неслыханное чудо, Невиданное диво!
О многом можно было узнать, побывав на ярмарочном праздничном представлении: какими узорами любили украшать посуду и одежду, какими мастерами славилась та или иная деревня, какие песни пели, какие водили хороводы …
Сегодня традиция народных ярмарок возрождается в разных уголках нашей большой страны. Так, в Новгородской, Костромской областях, в Карелии ярмарки проводятся как праздники народных мастеров. На таких праздничных торгах можно купить и сплетенную корзину, и берестяной туесок, и лоскутный коврик… всего не перечислишь! Продают художественные изделия сами мастера – создатели этих красивых и практичных вещей. Но самое удивительное то, что эти мастера показывают, как слепить игрушку из глины, как из комка глины на гончарном кругу сделать кринку или блюдо, как на деревянном стане соткать дорожку или полотенце…
А сколько старания надо приложить чтобы оформить место для ярмарки! Ведь ярмарка должна быть настоящим праздником – веселым, шумным, красивым. Многоголосая пестрая ярмарка встречает гостей музыкой, песнями, криками зазывал. Зазывалы вместе с продавцами стремятся разными способами привлечь внимание к товару. Слышны шутки, прибаутки, пословицы:
«Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго», «Красна птица пером, а человек – уменьем»
«Хорошая работа два века живет» и др.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково близ города Хлынова – так раньше назывался город Киров. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего.
Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием «Свистунья». А почему «Свистунья»? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек. Свистели все – и взрослые, и дети. Игрушку-свистульку, которой отводилась такая важная роль на празднике, и лепили особенно тщательно, по частям. Обычно свистульки были в виде сказочных животных.
Непросто смастерить красивые, нарядные игрушки из глины. Сначала глину тщательно месят, несколько раз подливая в нее воду. Затем хранят во влажном состоянии, не давая ей пересыхать. Потом раскатывают ее на шарики и делают из них лепешки. А уж из лепешек – разные игрушки. Но это еще не все. Вылепленную игрушку сушат, обжигают, белят и только после этого расписывают. По белому фону рисуют яркие узоры. Дымковские мастера используют для этого более 10 разных красок, как чистых, так и смешанных. Иногда игрушки украшают еще и кусочками сусального золота.
Каких только игрушек не делают дымковские мастера! Это и нарядные барыни, и няни с детьми, и необыкновенные индюки с огромными, как у Жар-птицы, хвостами… А сейчас лепят даже целые сценки, в которых порой бывает до 20 фигурок.
Дымковская игрушка отличается не только яркой росписью, но и крупным, красивым орнаментом. Сколько бы не стояло глиняных расписных народных игрушек, дымковскую всегда можно узнать по ее особому праздничному узору.
Народная роспись на предметах быта
Издавна народные мастера с большой любовью украшали домашнюю утварь. Обычно они расписывали ее яркими, нарядными красками, отчего она приобретала праздничный вид. Как правило, в росписи преобладал орнамент из растений: цветов, трав, ягод, листьев… Но растения эти, красоту которых увидел мастер в родной природе, были не совсем обычные, а сказочные.
Северодвинский орнамент, полхов-майданская роспись, хохломской орнамент – каждый хорош по-своему.
Особенно нарядна хохломская роспись на деревянной посуде. А появилась посуда с хохломской росписью очень давно. Деревянные ложки, миски, ковши мастерили во многих местах и продавали на ярмарках по всей России. Особенно бойко шла торговля в селе Хохлома, что на Волге. Отсюда и пошло название: хохломская роспись.
У хохломы свои «секреты». Посуда деревянная, а похожа на золотую! Как же получается она такой?
Сначала посуду вытачивают из дерева. Затем покрывают особой глиной, потом маслом-олифой и просушивают в печи. Высушенную посуду натирают алюминиевым порошком, отчего она становится как бы серебряной. И вот уже серебряную посуду мастера разрисовывают узорами. А красок берут только две – красную и черную. Наконец посуду покрывают прозрачным лаком и ставят в печь. А из печи посуда выходит золотой. Это и есть хохлома.
Горят золотом ложки, ковши, чаши, плошки! Между веток и листьев можно увидеть, как краснеют лесные ягоды: земляника, рябина, малина. Плавно вьется кудрявая травка.
В яркой нарядной хохломской росписи как бы оживает любимая для каждого из нас природа нашей родины.
Сегодня замечательные народные мастера Хохломы живут и трудятся в селе Семино и городе Семенове. Их великолепные изделия можно увидеть на выставках, в музеях. Они продаются и как сувениры в магазинах.
Изделия из берёсты.
Берёста – кожица белой березы. Растет она на дереве снаружи белой, почти прозрачной плёночкой, а глубже слоится желтыми, золотисто-темными, упругими и прочными пластами. В избе русского крестьянина изделия из берёсты занимали самое почетное место после деревянных. Каких только полезных и красивых вещей не изготовляли из берёсты! Туеса, короба, лукошки, корзинки, обувь, зыбки, солонки, игрушки – всего и не перечислить. В них хранили молоко и квас, ягоды и муку, соль и крупу; солили грибы, квасили капусту; укладывали девичье приданое и укачивали маленьких детей; собирали ягоды и приносили живую рыбу…
Туесок мог быть маленьким, на полстакана, и большим – на четыре ведра воды.
В туесах мука не плесневела, не слеживалась комками. В туесах молоко долго не прокисало и в жаркий день было прохладным. А ягода хранилась в них целый год и не кисла.
Берестяные изделия можно по-разному украсить, например, расписать красками. На гладкой берёсте хорошо видны также тиснёные узоры. И сегодня славятся берестяные туеса, солонки, коробочки, украшенные орнаментом.
Пряники.
Пряник на Руси всегда был любимым лакомством. Нарядные пряники украшали праздничный стол. В каждой области искусные мастера готовили пряники по-разному: печатали с резных досок, вырезали с помощью разных специальных форм, просто лепили, как игрушку. Пряничную поверхность украшали разноцветными сахарными глазурями, иногда даже золотили.
Размеры пряников и их украшения были самыми разными: маленькие пряники и огромные подарочные, которые даже не помещались на телеге.
Особые пряники пекли «в почесть», « в знак чести». Длина такого пряника была до одного метра. На нем нередко указывали имя человека, которому преподносили пряник.
Были пряники хоромные, или теремные, на которых изображали сказочные терема с шатровыми крышами, птицами…
Для детей выпекали фигурные пряники. Кого только не изображали на таких пряниках: сказочных птиц, львов, рыб, домашних животных и даже пароходы и алфавит!
Сегодня в музеях нашей страны хранятся резные пряничные доски. Резчики проявили столько мастерства и фантазии, что эти доски стали подлинными произведениями народного искусства.
Но сохранились и настоящие пряники, которые собирали коллекционеры. Одну из таких коллекций пряников можно увидеть Музее этнографии народов России в Санкт-Петербурге. Её подарил музею архитектор и художник Н.Д. Виноградов.
Сегодня сувенирные печатные пряники выпекают во многих городах нашей страны. Самые знаменитые из них – тульские и московские.
Русский народный костюм.
Раньше всю одежду женщина изготовляла себе сама: пряла, ткала, вышивала, плела, вязала.
Основу русского народного костюма составляли рубаха и сарафан или рубаха и понева (женская шерстяная юбка). Завершал костюм красивый головной убор.
Народная одежда могла рассказать много интересного о своем владельце: откуда он, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, форму, крой…
Особенно разнообразны были вышивка и цветовые сочетания. Так, в Архангельске и других северных районах подбирали более спокойные цвета и их сочетания. А в южных районах любили яркие, контрастные сочетания цветов.
Особенно разнообразны были головные женские уборы. Всю жизнь носила русская крестьянка головной убор, и на каждый случай он был свой. Поэтому в крестьянском доме их хранилось довольно много. Украшали головные уборы речным жемчугом, золотой и серебряной нитью, бисером, тесьмой, рядами фарфоровых пуговиц…
Головные уборы берегли, передавали по наследству от матери к дочери. Головной убор хранился в специальных отделениях сундуков, вместе с украшениями. С головными уборами связано много поверий, легенд, обычаев.
Бережно хранится в музеях нашей страны красивая народная одежда.
Сегодня художники-модельеры изучают народный костюм. Они используют крой и народные орнаменты в создании новых современных костюмов.
Кукла из соломы.
Эту куклу в народе называют «стригушка». Раньше таких кукол делали на селе детям для игры. А сейчас кукла из соломы, сделанные умелыми руками игрушечных мастеров, - прекрасные сувениры. Соломенные куклы хранятся в Музее игрушки.
Солома… А как же получается из нее кукла? Сначала солому восковой спелости сушат четыре-пять дней на солнце. Она становится светлой и блестящей. Но солома должна быть еще мягкой и гибкой. Для этого ее вымачивают в воде комнатной температуры пять-шесть часов. Каждую соломинку при этом тщательно очищают от листочков. И только после этого она становится пригодной для работы. Тут уж мастерам раздолье: вяжи, плети, закручивай…
Посмотришь на соломенную куклу – и сразу вспомнится хлебное поле, и золотые снопы спелой ржи или пшеницы…
Соломенные куклы народной мастерицы Е. К. Медянцевой известны чуть ли не на весь мир. А живет эта мастерица в селе Михайловка Пензенской области.
Деревянные кружева.
Россия – страна лесов. Издавна в деревне рубили избы, богатые храмы, сказочные терема. Из дерева делали мебель, игрушки, посуду…
Каждый крестьянин мог сам построить себе избу. Народные мастера – плотники при помощи одного топора ставили срубы изб и теремных дворцов. Всё делалось топором: тесали брёвна и доски, кололи щепу для кровли. В ту пору и поговорка была: «Топор – всему делу голова»
Народные мастера стремились, чтобы построенные ими дома были не только прочны и удобны, но и красивы. Поэтому их украшали резьбой и расписывали краской. Ведь в красивом доме и жить приятнее.
Нарядно и приветливо выглядят окна домов в обрамлении наличников и ставен. Резные узоры украшают и верхнюю часть дома. Вдоль линии ската крыши на фронтоне красуются ленты узорчатых досок. Это причелины. Там, где соединяются причелины, в самой высокой точке ската крыши, вниз свешивается короткая резная доска- полотенце. Затейливыми узорами украшено и крыльцо. И так – сказочно – выглядит каждый дом, и ни один из них не похож на другой – все разные, все резные, все расписные.
Сегодня старинные деревянные постройки бережно охраняются. Их свозят в специально отведенные места и организуют музеи народного деревянного зодчества под открытым небом. Такие музеи есть во многих уголках нашей страны: под Новгородом и Ярославлем, под Архангельском и в Вологде, в Прибалтике и на Урале… Приходи и любуйся красотой деревянного кружева!