СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Народные промыслы Тульского края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видеопрезентация "Народные промыслы Тульского края".

Просмотр содержимого документа
«"Народные промыслы Тульского края"»

Народные промыслы и ремесла  Тульского края Учитель истории Козина О.В.

Народные промыслы и ремесла Тульского края

Учитель истории

Козина О.В.

Тульский край испокон веков славился своими мастерами и ремесленниками. Далеко за его пределами восхищались изделиями кузнецов, самоварщиков, гармонщиков, мастерами резьбы по камню и дереву... А кто не знает филимоновской игрушки, белевских кружев, тульских пряников, художественных работ по металлу.

Тульский край испокон веков славился своими мастерами и ремесленниками. Далеко за его пределами восхищались изделиями кузнецов, самоварщиков, гармонщиков, мастерами резьбы по камню и дереву... А кто не знает филимоновской игрушки, белевских кружев, тульских пряников, художественных работ по металлу.

бумага для сколок (рисунок кружева) БЕЛЁВСКОЕ КРУЖЕВО Орудия и инструменты для плетения коклюшки подушка булавки Изготовлением кружев первыми в Тульском крае начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, время его создания теряется в 16-17 веках. Расцвет белевского промысла приходится на вторую полови­ну XIX века — 1860-1890 г.г. В это время Белев становится центром искус­ства кружевоплетения. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках и применялось оно исключительно для отделки платьев высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей. Белевское кружево, неповторимое в своем очаровательном узоре, незамысловатое и аристократически изящное. Замкнутый орнамент из тесемок,  квадратов, «паучков» и «змеек»

бумага для сколок

(рисунок кружева)

БЕЛЁВСКОЕ КРУЖЕВО

Орудия и инструменты для плетения

коклюшки

подушка

булавки

Изготовлением кружев первыми в Тульском крае начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, время его создания теряется в 16-17 веках.

Расцвет белевского промысла приходится на вторую полови­ну XIX века — 1860-1890 г.г. В это время Белев становится центром искус­ства кружевоплетения.

Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках и применялось оно исключительно для отделки платьев высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей.

Белевское кружево, неповторимое в своем очаровательном узоре, незамысловатое и аристократически изящное.

Замкнутый орнамент из тесемок,

квадратов, «паучков» и «змеек»

Белёвская глиняная игрушка Визитной карточкой промысла является «Белёвская барыня». Это необычайно стройные, изящные, точеные формы игрушки: тонкая талия и шея, на шляпе – обязательный свистящий петушок, расписная стойка зонтика, стилизованное изображение сеточкой белевских кружев. В росписи используются мягкие пастельные тона: бирюза, охра, палевые, серые, розовые. Состав красителей - матовая темпера, без применения лаков и глазурей. Белевская глиняная игрушка – промысел малоизвестный, малоизученный и уникальный. Его зарождение относится чуть ли не к XIII веку. В основном из белевской глины, удивительно хорошей и жаростойкой, изготавливали посуду. Лепили игрушки в Белёве забавы ради. Белёвская игрушка-свистулька в виде коньков, утиц, кур, собак… Белевская игрушка привносит в нашу жизнь драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты и является носителем национальной духовной культуры.

Белёвская глиняная игрушка

Визитной карточкой промысла является «Белёвская барыня». Это необычайно стройные, изящные, точеные формы игрушки: тонкая талия и шея, на шляпе – обязательный свистящий петушок, расписная стойка зонтика, стилизованное изображение сеточкой белевских кружев.

В росписи используются мягкие пастельные тона: бирюза, охра, палевые, серые, розовые. Состав красителей - матовая темпера, без применения лаков и глазурей.

Белевская глиняная игрушка – промысел малоизвестный, малоизученный и уникальный. Его зарождение относится чуть ли не к XIII веку. В основном из белевской глины, удивительно хорошей и жаростойкой, изготавливали посуду. Лепили игрушки в Белёве забавы ради.

Белёвская игрушка-свистулька в виде коньков, утиц, кур, собак…

Белевская игрушка привносит в нашу жизнь драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты и является носителем национальной духовной культуры.

Тульская городская игрушка Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки Роспись исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность.  В росписи присутствуют такие элементы как линии, черточки и елочки. Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини .

Тульская городская игрушка

Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции.

Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы.

Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки

Роспись исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность. В росписи присутствуют такие элементы как линии, черточки и елочки.

Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини .

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Филимоновской игрушке более 700 лет. Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.   Для росписи использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Расписывали в строгом порядке: желтым цветом рисовали пятна, обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. Преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Большинство изделий являются “свистульками”. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

  Для росписи использовали три цвета: желтый, красный и зеленый.

Расписывали в строгом порядке: желтым цветом рисовали пятна, обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. Преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Большинство изделий являются “свистульками”. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России. Тульская земля является колыбелью гармонного и баянного производства в России. Здесь появилась  на свет первая гармонь отечественного производства, была основана первая в России гармонная фабрика. Самые первые образцы ручных были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми. Примерно с 1820 года, производство простых ручных гармоник наладил оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики. Тульская гармонь сохранила в себе лучшие традиции и обычаи уникального и неповторимого народного промысла . В 1870 году тульский энтузиаст Н.И. Белобородов изобрел совершенно новую разновидность гармони – хроматическую.  Гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной.

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России.

Тульская земля является колыбелью гармонного и баянного производства в России. Здесь появилась

на свет первая гармонь отечественного производства, была основана первая в России гармонная фабрика.

Самые первые образцы ручных были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми. Примерно с 1820 года, производство простых ручных гармоник наладил оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики.

Тульская гармонь сохранила в себе

лучшие традиции и обычаи уникального и неповторимого народного промысла .

В 1870 году тульский энтузиаст Н.И. Белобородов изобрел совершенно новую разновидность гармони – хроматическую. Гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной.

 Сложен и многообразен процесс изготовления

Сложен и многообразен процесс изготовления

"тульского чуда", который составлял 12 приемов.

Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

Наводильщик - сгибал медный лист и выделывал соответствующую форму.

Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара

оловом.

Токарь - точил на станке и полировал самовар (рабочий, который вертел станок (вертельщик).

Слесарь - делал ручки, краны.

Сборщик - из отдельных частей собирал самовар. Чистильщик - очищал самовар.

Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки

к крышкам и ручки.

ТУЛЬСКИЙ САМОВАР

В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! 

ТУЛЬСКАЯ ВСЕЧКА Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву. Помимо «проволочных» узоров, стали применятся драгоценные камни и металлы. Декорировать начали практически все — огнестрельное, холодное оружие, а также предметы быта: расчески, шкатулки, медальоны, украшения, мебель и зеркала. Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной. В работе могут использоваться различные материалы — металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие. Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.

ТУЛЬСКАЯ ВСЕЧКА

Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву.

Помимо «проволочных» узоров, стали применятся драгоценные камни и металлы.

Декорировать начали практически все — огнестрельное, холодное оружие, а также предметы быта: расчески, шкатулки, медальоны, украшения, мебель и зеркала.

Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной. В работе могут использоваться различные материалы — металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие.

Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.

Формы для выпекания пряников изготавливали из деревянных дощечек, их вырезали из липы груши или берёзы, а затем сушили и вырезали на них узор в зеркальном отражении. ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК Пряники на территории Тулы пеклись с 1685 года, медовые и мятные, а также особые «печатные» с затейливыми рисунками, орнаментами и сюжетами. «Печатными» пряники назывались потому, что для придания формы тесто для пряников прессовалось в специальные деревянные формовочные доски, на которых умелыми руками мастеров по дереву были вырезаны орнаменты и рисунки.  Мастера-пряничники хранили рецепты в тайне и передавали по наследству. Одним из секретов тульских мастеров было то, что при взвешивании продуктов для приготовления пряника они не пользовались гирями, заменяя их разновесами (камешками и кусочками железа), которые тоже прятали в укромных местах. Самым знаменитым пряничником Тульской губернии был купец Василий Гречихин.

Формы для выпекания пряников изготавливали из деревянных дощечек, их вырезали из липы груши или берёзы, а затем сушили и вырезали на них узор в зеркальном отражении.

ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК

Пряники на территории Тулы пеклись с 1685 года, медовые и мятные, а также особые «печатные» с затейливыми рисунками, орнаментами и сюжетами.

«Печатными» пряники назывались потому, что для придания формы тесто для пряников прессовалось в специальные деревянные формовочные доски, на которых умелыми руками мастеров по дереву были вырезаны орнаменты и рисунки.

Мастера-пряничники хранили рецепты в тайне и передавали по наследству. Одним из секретов тульских мастеров было то, что при взвешивании продуктов для приготовления пряника они не пользовались гирями, заменяя их разновесами (камешками и кусочками железа), которые тоже прятали в укромных местах.

Самым знаменитым пряничником Тульской губернии был купец Василий Гречихин.

БЕЛЁВСКАЯ ПАСТИЛА Готовится из взбитой с сахаром и яичным белком мякоти печёных яблок сорта антоновка. Чаще всего белёвскую пастилу делали слоёной — в виде рулетов. Начало производства белёвской пастилы связано с именем купца Амвросия Прохорова, который в 1858 году заложил большой плодовый сад, а в 1888 году открыл сушильню для переработки плодов, на которой стал производить пастилу. Прохоровская пастила – это главное детище известного русского купца Амвросия Павловича Прохорова.

БЕЛЁВСКАЯ ПАСТИЛА

Готовится из взбитой с сахаром и яичным белком мякоти печёных яблок сорта антоновка. Чаще всего белёвскую пастилу делали слоёной — в виде рулетов.

Начало производства белёвской пастилы связано с именем купца Амвросия Прохорова, который в 1858 году заложил большой плодовый сад, а в 1888 году открыл сушильню для переработки плодов, на которой стал производить пастилу.

Прохоровская пастила – это главное детище известного русского купца Амвросия Павловича Прохорова.