НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
- Мастера, мастерицы – искусницы. Привезли они нам развесёлые Краски яркие – всё художество, Коим волости их прославились. Почтенные господа, Пожалуйте сюда! Выставляйте на базаре Ваши лучшие товары!
- Почему именно в Центральном районе получили развитие многочисленные народные промыслы? Этому способствовали малоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли) и населению пришлось «промыслити себе пропитание» другими способами, т.е. заняться разными промыслами .
- Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нет свету дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.
- Игрушечный промысел в Вятке возник в глубокой древности.
- Изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу.
Производство дымковской игрушки
Для производства
используется местная
красная глина, тщательно
перемешанная с мелким
речным песком.
Фигурки лепят по частям,
свертывая нужную форму
из раскатанных в блин
глиняных комов.
- Игрушки раскрашены по белому фону яркими красками (красной, зеленой, синей и черной) в пестрых сочетаниях без оттенков.
- Дымковские игрушки часто украшены сусальным золотом. Роспись состоит из кружков, точек, полосок, овалов, ромбов, квадратов и близка к рисунку народных узоров.
Роспись дымковской игрушки
нарядна и декоративна.
Человеческие фигурки изображают
барынь-модниц, купчих, кормилиц с
детьми, всадников на конях,
франтов-помещиков, кавалеров,
одетых по моде 40-х годов
прошлого века.
- синяя волнистая полоса - это вода,
- перекрещенные полоски - сруб колодца,
- круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд.
ХОХЛОМА
- Посмотрите все сюда: Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказку или песню Просится сама.
- В чем заключается художественный эффект хохломской росписи? От чего зависит секрет золотистого блеска «огненной Хохломы»? Ведь известно, что золото и золотая краска для Хохломских изделий не применяются. Деревянные расписные изделия из липы и березы подвергают сложному процессу горячей обработки. Точеную деревянную посуду грунтуют жидкой глиной «вапой», затем пропитывают олифой, шпаклюют и несколько раз покрывают олифой, просушивая изделия после каждого покрытия.
- Подготовленную таким образом поверхность предмета покрывают слоем алюминиевого порошка. Под действием высокой температуры смесь олифы и алюминиевого порошка превращается в блестящее «золото». Затем изделие расписывают масляными красками.
Для искусства Хохломы характерны два приема росписи
- Первый из них (основной) — это «травное» или «верховое» письмо, основанное на виртуозной росписи кистью, которая ведется без предварительного нанесения контура рисунка.
- Ритмичные и узорные растительные мотивы создают четкие и изящные силуэты на золотом фоне.
- Другая разновидность хохломской росписи, особенно любимая семеновцами, — так называемая «Кудрина».
- Это орнамент из круглых, выступающих золотым силуэтом на фоне, закрытом черной или красной краской.
Традиционный орнамент — изящная хохломская травка с ягодками — великолепно украшает вещь.
- Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит.
Городецкая росись по
дереву, традиционный
художественный
промысел,
получивший развитие
в середине 19 века в
деревнях по реке
Узолев окрестностях
города Городца
Нижегородской
области.
- Определенный стиль: традиционными изображениями стали черный гарцующий конь с всадником, индюк с распущенным хвостом и, конечно же, нарядные парочки. Отличительной чертой Городецкой росписи стали и «розаны».
ГЖЕЛЬ
Расступись, честной народ.
Гжель на ярмарку идёт!
Мы умельцы гжельские,
Известны на Руси керамикой
чудесною – у каждого спроси.
Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо.
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Да из сказки не простой,
А бело – голубой.
ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов
Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость .
В настоящее время изделия производят в тридцати селах и
деревнях в 60 км от Москвы (ныне Раменский район).
Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Изделия гжельских мастеров
ПАЛЕХ
Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью.
Русские, иконные края
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Палешка – река.
В полосе вишневого заката
белый храм возносится куда – то,
мудрый, как ушедшие века!
В прошлом Палех
являлся одним из
центров Владимиро-
Суздальского
иконописного дела.
Палешане были
прекрасными
реставраторами
иконописи. Иконы
палешан славились
виртуозностью письма,
тщательной линейной
разделкой фигур и
пейзажа, «твореным
золотом».
- Палешане пишут темперными красками на яичной эмульсии. Высохшие краски не растворяются, и поэтому можно получить тонкие цветовые переходы. Часто накладывается сусальное золото, по которому пишут, а тонкие золотые узоры выцарапывают иглой.
ЖОСТОВО
- Село Жостово — известный центр производства лакированных железных подносов. Возникло производство в начале XIX века, и сначала в Жостове одновременно изготовлялись лаковые изделия из папье-маше и расписные подносы.
Особенности производства
Перед росписью поднос
тщательно шлифуется, затем
покрывается двухслойным
грунтом на основе каолина и
сажи. После повторной
шлифовки на поднос наносится
несколько слоев цветного лака
с полировкой каждого слоя.
После завершения
подготовительного процесса
поднос поступает к живописцу.
Особенности росписи
- Используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет —
прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ
- Шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг .
Особенности производства
- Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков.
- В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей.
- Преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон.
Ростовская финифть
- Город Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти (эмали). Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали.
- Начали расписывать не только светлую эмаль, но и вводят темный фон. На темном фоне черном или синем фоне прекрасно выявляются яркие краски живописи, золотая филигранная оправа хорошо сочетается с блестящей поверхностью эмали.
Тульский самовар
- Самовар — «водогрейный для чаю сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри» — объясняет это слово толковый словарь великорусского языка В. И. Даля.
- Но где же был сделан первый самовар?
Молва утверждает: в Туле, и только в Туле. Есть тому и свидетельство: в Государственном историческом музее хранится старый позеленевший самовар XVIII века с надписью «Иван Лисицын в Туле».
Дятьковский хрусталь
Деревня Дятьково
известна с 1626, а стекольное
дело начало здесь
развиваться с конца 18 в.,
когда сюда из Подмосковья
были переведены
предприятия купцов
Мальцовых после запрета
Сената на стекольное
производство вокруг Москвы
для сохранения лесов.
выпускала в основном
массовую бытовую
посуду простых форм
из зеленого
(бутылочного) стекла.
Изготавливались
также в небольшом
количестве и дорогие
хрустальные изделия,
а также гутные
«диковинки».
«Хрустальный» собор
Собор был открыт в 1810.
Живопись в соборе была
выполнена в итальянском
стиле, иконостас сделан
из хрусталя, все
подсвечники перед
местными иконами,
покровы над плащаницей
и престолами —
хрустальные, хрустальной
была и огромная люстра.