Тема: Народные традиции праздника Троица в романе
Цель урока: познакомить с историей праздника Троица. Поиск примет праздника в тексте.
Урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
-Дайте определение понятию «мифология - …»?
-Назовите уровни славянских божеств?
-Приведите пример Богов каждого уровня.
Работа по теме урока.
Слово учителя.
Троица – один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. Официальное церковное название праздника – День Святой Троицы. Пятидесятница. Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.
История праздника
Праздник приурочен к событиям, которые произошли на 50-й день после Пасхи – сошествию Святого Духа на апостолов и Деву Марию. В это время ученики Иисуса Христа и Богородица находились в Сионской горнице в Иерусалиме. В три часа дня они услышали сильный шум, и на них сошел благодатный огонь. После этого апостолы получили дар говорить на разных языках, чтобы проповедовать учение Христа для народов мира. Это событие описано в Деяниях святых апостолов.
Традиции и обряды праздника
Троица имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.
В Православной Церкви она отмечается на протяжении трех дней. Духовенство облачается в одежды зеленого цвета, который символизирует вечную жизнь и животворение. Храмы украшаются ветками деревьев, а пол устилается свежей травой.
Накануне в субботу служится всенощное бдение. В день праздника читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия. Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед.
В праздничные дни люди посещают службы в храмах. Накануне Троицы поминают усопших: ходят на кладбища и оставляют угощения для духов.
По народным традициям в канун торжества хозяйки проводят генеральную уборку в домах и дворах. Они готовят праздничные угощения, пекут хлеб или каравай, который символизирует плодородие и благополучие. Украшают дома, иконы ветвями деревьев и травами. В день Святой Троицы после службы принято посещать или приглашать в гости близких родственников и друзей, дарить подарки. После праздничного обеда устраиваются народные гуляния. Люди отправляются на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры.
Народные целители собирают в этот день травы. Они верят, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.
Обрядов на Троицу действительно существует очень много – десятки традиций этого праздника дошли до нас из глубины веков. Многое станет понятным, если мы ненадолго уйдем в историю. Православие, как известно, начало распространяться с 10 века. А до этого наши предки жили по собственному календарю, богатому на свои события.
Сегодня мы называем это язычеством, но раньше культ составлял предмет священной веры. Народные обряды и ритуалы были обязательны для выполнения каждым членом общины. Год начинался весной, с наступлением сельскохозяйственного цикла.
А когда весна уступала свое место долгожданному лету, славяне отмечали так называемую Русальную неделю. Считалось, что в это время души умерших предков окончательно покидают земные пределы и уходят в иной, более прекрасный мир.
А еще верили, что в это время из водоемов выходили прелестные русалки и водяные. Своими заманчивыми взглядами они пленяли путников и случайных прохожих, которые оказывались неподалеку от рек и озер.
Если поддаться соблазну, русалка могла утащить беднягу на дно своего водного мира, что означало верную погибель. Вот почему даже до наших дней дошел такой обычай на праздник Троицы: считается, что мыться и купаться в этот день категорически запрещено.
Сообщение ученика о зелени на Троицу: символе праздника
Интересно, что Троица вообще тесно связана с зеленью, ведь недаром ее иногда называют Зеленым воскресеньем. Дело в том, что смысл праздника связан с чудесным событием – сошествием на землю Святого Духа, которое состоялось на 50 день после Пасхи (вот почему эту дату нередко также называют Пятидесятницей). Это событие ознаменовало наступление благодатного времени, которое продолжается и по сей день: теперь каждый человек может искренне покаяться перед Богом и получить прощение всех своих грехов.
Дух Святой – это сила животворящая, третье лицо Бога. И неслучайно празднование дня Троицы выпадает как раз на конец весны – начало лета.
В это время даже в северных широтах нашей страны распускаются юная листва на деревьях, в полях начинает вырастать свежая трава, а на юге и вовсе снимают первый урожай кое-каких культур (например, того же редиса). Вот и получается, что с незапамятных времен символом, если угодно, цветовой темой дня стала зелень и все, что с ней связано.
Поэтому на Троицу всегда срывают молодые березовые ветви и освящают в церкви. Примета гласит, что их нужно непременно принести домой и положить рядом с иконой. Веточки освященной березы лучше сохранить на целый год – тогда они будут оберегать дом от неприятностей и помогут сохранить доброе здоровье всем членам семьи.
Считалось также, что березовые ветви могут предсказать, каким будет сенокос. Их втыкали в землю и наблюдали в течение трех дней:
Если ветви засыхали за это время, то и сено удастся запасти вдоволь.
Если ветки оставались зелеными – возможно, будут обильные дожди, и с заготовкой сена возникнут трудности.
Работа с текстом.
-Найдите в тексте традиции Троицына дня?
В народной традиции Троицын день включается в ряд взаимосвязанных между собой сакральных дней, среди которых выделяются четверг (Семик) и суббота накануне Троицына дня, отмечаемые как дни погребения и поминовения «заложных» покойников, то есть умерших неестественной смертью (самоубийц, жертв насилия, утопленников и т. п., не воспользовавшихся перед кончиной молитвами и церковными таинствами). Вслед за Троицким воскресеньем начинается Троицкая или Русальная неделя, называемая так потому, что, по поверьям, это время «дозволенного» пребывания на земле русачок - душ детей, умерших до крещения, и девушек-самоубийц, утопленниц, не доживших до вступления в брак.
-Образ кого предстает перед нами?
(рассуждения детей)
Слово учителя.
Девушка-утопленница, жертва насилия Свидригайлова, наделена в грезе героя целым комплексом примет, которые находят соответствие с образом русачки, как он предстает в славянских народных верованиях: явление в Троицын день, мокрые распущенные белокурые волосы («волосы светлой блондинки»), белые одежды, венок из роз; нетленное тело (независимо от времени смерти, по тому что русалок, как и вообще заложных покойников, не принимает святая мать-земля). В «русальном контексте» приобретают особое значение и такие отмеченные выше детали троицкой обрядности в видении героя, как усыпанный свежею накошенной травою пол: в этнографической литературе приводятся сведения, что, в Полесье, например, раскладывая на полу и затыкая в стены домов троицкую зелень, крестьяне ответы объясняют, что это делается, «шчоб тые русалки ходыли, шчоб ноги у их не подкололыся». Значимо и то, что фоном для грезы героя становится страшная буря, разыгравшаяся в эту ночь в Петербурге: «Как и другие покойники, умершие преждевременной смертью, русалки способны управлять природными стихиями и атмосферными процессами: насылать бури, ливни, град» и т. п..
-Почему автор выбирает именно этот день?
(рассуждения детей)
Слово учителя.
«Заложные покойники были лишены в свое время похоронных почестей, лучшее средство умиротворить их - это справить на их могиле, хотя бы и запоздалую, похоронную тризну». Справлялись эти тризны, как правило, в Семик или в Троицын день. Видение подобной троицкой «тризны» в сонной грезе Свидригайлова допускает интерпретацию как подспудное стремление героя хоть как-то смягчить вину перед юной жертвой своего преступления.
-Для чего Федор Михайлович дает точные указания на этот праздник?
(рассуждения детей)
Подведение итогов.
Рефлексия.
Что нового мы узнали на уроке?
Где полученные знания пригодятся?
Понравился ли урок?
Домашнее задание: Повторить материал