Тема | «Народные движения первой четверти XVIII века». |
Цель урока: | Сформировать представление о народных движениях первой четверти XVIII века, опираясь на технологию критического мышления, дать оценку деятельности Петра I. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: причины, участников, итоги народных движений первой четверти XVIII века, даты движений, значение новых понятий. Уметь: показывать на карте районы народных движений. Личностные: аргументированно оценивать поступки, опираясь на нравственные ценности, осознавать себя гражданином России, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Метапредметные: уметь находить достоверную информацию, анализировать, сравнивать, представлять информацию в разных формах, определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, оценивать степень достижения цели, излагать свое мнение, работать в группе, корректировать свое мнение. |
Основные понятия | Народные движения, восстание, работные люди, отходники, посессионные крестьяне. |
Ресурсы: | Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация к уроку, карта «Российская империя в первой половине XVIII века», документы для групп. |
Формы работы на уроке: | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный момент | | Приветствует учеников | Приветствуют учителя | |
2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации | Составление синквейна на тему: «Петр I».
Побуждающий диалог | Предлагает выразить свое отношение к деятельности Петра I через составление синквейна. - Какая оценка политики Петра I прозвучала в синквейнах? - Как тогда объяснить факт многочисленных народных выступлений в царствование Петра I? | Презентуют свои синквейны.
- положительная высказывают версии, формулируют проблему (возможные варианты: «Как оценивать деятельность Петра I?», «Как относиться к политике Петра I?») | Познавательные, личностные
регулятивные |
3.Формулирование темы, целей и задач урока. | Побуждающий диалог | - Какую похожую тему мы уже изучали? -Сформулируйте тему урока. - Какие цели и задачи на урок можем перед собой поставить? - Как будем идти к поставленной цели? (подводит к формулированию цели и задач урока). | «Народные движения XVII в.»
Возможные ответы: «Народные движения первой четверти XVIII века», «Народные выступления при Петре I» и др. Слайд 1 Формулирование цели и задач урока (дать объективную оценку политике ПетраI, выяснить почему было много народных выступлений, сравнить с народными движениями XVII века). Слайд 2 |
регулятивные |
4. Изучение новой темы. | Первая стадия – вызов (актуализация). Прием «Я уже знаю» («Корзина идей») Прием «Составление кластера» Вторая стадия – осмысление.
Третья стадия – проверка.
Четвёртая стадия – результат. | -Вспомните народные движения 17 в. и предложите линии сравнения. -Назовите причины, участников и итоги народных движений в 17 в.
Предположите возможные причины народных выступлений в царствование Петра I, кто мог быть их участниками, чем закончились выступления? Учитель предлагает способ работы над новым материалом: «Ребята, необходимо проверить правильность ваших версий, и для этого предлагаю разделиться на группы. Каждая группа выполнит свое задание и отчитается». Учитель делит учащихся на 5 групп и раздает задания каждой.
Направляет работу каждой группы и помогает справиться с трудностями. Заслушивает отчеты учащихся о проделанной работе и демонстрирует слайды 7-14.
Предлагает сравнить народные выступления XVII в. и первой четверти XVIII века и сделать выводы. Слайд 15 | Предлагают линии сравнения: причины, участники, результаты. Слайд 3 «Корзина идей» - вспоминают причины, участников и итоги народных движений в 17 в. Слайд 4-5 Предлагают свои версии причин, участников и итогов выступлений в 18 в. Составляют кластер на доске. Слайд 6 Работают в группах с учебником, анализируя народные движения и заполняя таблицу по линиям сравнения. Каждая группа представляет одно народное движение: 1 – Астраханское восстание. 2 – восстание К.А. Булавина. 3 – Башкирское восстание. 4 – религиозные выступления. 5 – выступления работных людей. Соотносят с кластером на доске, исправляют кластер. Показывают на карте место народного движения. карте место народного выступления, знакомят класс со значением новых понятий. Класс записывает новые понятия в словарик. Сравнивают народные выступления XVII в. и первой четверти XVIII века (используют записи на доске и экране). Делают выводы. | познавательные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
регулятивные коммуникативные
познавательные |
5. Закрепление. | Работа с документами. | -Как теперь относитесь к политике Петра I? -Познакомьтесь с мнениями историков, литераторов о Петре I и его эпохе. Сделайте выводы. - Чье мнение вам показалось особенно интересным? -Какие уроки можно извлечь из событий давно минувших для дней сегодняшних? | Высказывают свое мнение. Выбирают и обосновывают мнение, близкое к своему. Делают вывод: «Существует множество различных мнений и оценок личности и деятельности Петра I. Оценки эти, зачастую, противоположны». Возможные ответы: «Правительству надо помнить о нуждах народа», «Даже ради благой цели нельзя быть безжалостным к народу, иначе он ответит бунтом или революцией», «Государство существует для народа, а не наоборот» и др. | коммуникативные личностные
познавательные |
6. Рефлексия. | Прием «Недописанное предложение» | Предлагает учащимся закончить предложение. Слайд 16 | Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… Мне захотелось… | личностные |
7.Домашнее задание. | | Объясняет домашнее задание. Выставляет оценки. Слайд 17 | Записывают домашнее задание: параграф 17, дописать таблицу, составить рассказ о народном движении от имени его участника. | |