Просмотр содержимого документа
«Народы РК Ижоры»
Народ Ижоры
Работу выполнила студентка 721 группы
Юрина Кристина
Расселение
Ижо́ра ( ижо́ры )— финно-угорский народ, один из коренных малочисленных народов России (в 2002 году численность ижор в России составляла 327 человек, в 2010 году — 266 человек).
Первые сведения о численности ижоры приведены академиком П. И. Кёппеном . Согласно его данным, в 1848 году ижоры проживали в 222 селениях шести уездов Санкт-Петербургской губернии и насчитывали 17 800 человек.
Современные представители ижоры проживают в основном в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Их,по переписи населения 2002 года в России было зарегистрировано 327 человек, из которых 177 в Ленинградской области. Наибольшее число ижор (43 человека) проживало в деревне Вистино.
Ижоры в 2002 году были внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации.
Культура
Характер ижоры заметно отличался от соседних народов. Ещё в 18 веке Ф. О. Туманский писал: « …примечается у них лукавство в великом почтении; они проворны и гибки »; однако вместе с тем у них не отмечено злобы, праздности, буйства, неопрятности — напротив, ижоры «наблюдают чистоту». По своему темпераменту ижоры были более хладнокровными и спокойными, чем, например, водь. Их традиционно отличали трудолюбие и стойкость, гостеприимство и доброта.
Первые описания одежды ижоры появляются в трудах исследователей XVIII века. У девушек одежда не отличалась от одежды замужних женщин, однако имелись отличия в причёске и форме головного убора. Именно, замужние женщины должны были всю жизнь носить (не снимая ни днём, ни ночью) особого покроя головной платок. В нательной одежде основным элементом служила холщовая рубаха сложного покроя, которая у ворота скреплялась фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною каменьем или жемчугом». Украшены рубахи были сложным тканым орнаментом и вышивкой.
Поверх рубахи надевали два полотнища на лямках (одно из них — на правое, другое — на левое плечо). Верхнее полотнище напоминало сарафан на одной лямке и покрывало весь корпус, оставаясь распашным на левом боку; там рубаху прикрывало нижнее полотнище. В конце 19 века ижорские женщины перешли, однако, к ношению сарафана на двух лямках русского типа, а после уже получили распространение и городские варианты одежды — юбки и кофты из ситца.
Для домов, в которых жили ижоры, характерен тщательно выложенный фундамент, который был рассчитан на местные почвы с высоким уровнем грунтовых вод. Применялись крыши на накладных стропилах, соломенные кровли, конструкция которых предохраняла кровлю от ветра. Как правило, жилище состояло из двух изб и сеней. у бедняков дом был двухкамерным: изба и сени. Долгое время избы топились по-чёрному. Характерно наличие внешнего декора домов (ветровые доски с резьбой, расписанные многоцветными узорами ставни, резные наличники у окон). Кроме располагавшихся рядом с домом сараев и помещений для скота, отдельно ставились клеть и баня.
Свадьба.
Выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой: после венчания невеста возвращалась к своему отцу, а жених — в свой дом, и каждый из них вместе со своими родственниками, дарящими подарки, праздновал свадьбу по отдельности. На следующий день жених и его родня ехали за невестой, а после угощения и пения «отъезжей» песни все ехали в дом жениха, где молодых на пороге встречала свекровь со свадебным хлебом и иконой или с кружкой пива, из которой все отпивали по очереди.
Затем все, кроме невесты, усаживались за свадебный стол; невеста же, по некоторым данным, за стол не садилась, а стояла и кланялась на обе стороны — приглашала гостей угощаться. Весьма разнообразным было фольклорное сопровождение ижорской свадьбы (финские фольклористы называли её «трёхдневной оперой»). Песни и причитания сопровождали все этапы свадебного обряда
Чем занимались ижорцы
- Не зависимо от религиозных предпочтений ижорцы в основном являлись земледельцами — выращивали рожь, капусту, ячмень, репу, овес, с XIX в. картофель, занимались животноводством. Что характерно, рогатый скот сгоняли в коллективные стада, которые выпасались наемными пастухами. Ижорцы зарабатывали на рыбалке, особенно, на зимнем, подледном лове корюшки, кильки, салаки. Причем в этом принимали участие не только мужчины, но и женщины. Рыбалка могла длиться не один день, уходить приходилось далеко вглубь Финского залива, поэтому для ночевок сооружали специальные деревянные «будки». Кроме рыбалки ижорцы занимались отхожим промыслом, часто их можно было встретить среди питерских извозчиков, заводских рабочих или наемных работников в богатых крестьянских хозяйствах. Но самым распространенным среди ижорцев был наем в пастухи.
Традиции ижорцев
- До принятия христианства ижорское племя поклонялось камням и деревьям, с духами общались при помощи жрецов – арбуи. Языческие корни имел обычай на Егорьев день (по старому стилю 23 апреля) обходить скотные дворы с ножом в зубах. А еще этот день считался бабьим, замужние женщины собирались в одном из дворов на совместную трапезу, обязательным атрибутом которой была яичница. Празднование Иванова дня 24 июня почти не отличалось от русских традиций: те-же костры, гуляния и гадания. В Петров день (по старому стилю 29 июня) ижоры ходили в священные для них рощи и оставляли там духам леса съедобные жертвоприношения.
- Обряды похорон ижор тоже имели архаические приметы: покойников хоронили не на кладбищах, а в священных рощах. В могилу обязательно клали шерстяные вожжи, нож и съестные припасы. Обряд погребения сопровождался исполнением причитанний, которые пели профессиональные плачеи.
Спасибо за внимание!)